Прожиточный минимум или уровень нуждаемости?
На этой неделе в Молдове отмечали Всемирный день действий за достойный труд. Для профсоюзов он стал поводом еще раз напомнить правительству о том, что понятие «прожиточный минимум» нужно оформить законодательно. И также законодательно гарантировать каждому работнику минимальную зарплату, не менее прожиточного минимума. Зарплату ниже прожиточного минимума в Молдове до сих пор получают 36% работников. В час мы зарабатываем в среднем 23 цента. Это самый низкий показатель в Европе. Но именно этот довод – финансовые возможности страны – становится решающим (с легкой руки международных экспертов) в намерении властей отказаться от расчета этого показателя вовсе. По данным Национального бюро статистики, в первом квартале нынешнего года средний прожиточный минимум на одного человека составил 1315 леев, что на 15% больше, чем в четвертом квартале прошлого года. Во втором квартале размер прожиточного минимума увеличился незначительно – до 1341 лея. Специалисты Национального бюро статистики объясняют этот рост как изменением цен на продукты, включаемые в продовольственную корзину, так и удельным весом расходов на непродовольственные товары и услуги, которые составляют до 44% корзины. Располагаемые доходы населения покрыли средний прожиточный минимум на 83%. Средняя месячная пенсия покрывает прожиточный минимум на 49%. Заработная плата финансовых работников превысила прожиточный минимум в 3,5 раза, в строительстве, транспорте и связи - в 2,5 раза. Но, похоже, рассчитываемый статистикой ежеквартально уровень прожиточного минимума по нормативно-статистическому методу так и не станет никогда официальным показателем черты бедности. Другими словами - служить аргументом при определении уровня зарплат, пенсий, персональных вычетов из подоходного налога, права на социальную помощь и многого другого. Все эти функции, по определению, и должен нести этот показатель, предназначенный для оценки уровня жизни населения, мониторинга бедности, выработки социальной политики государства. Но вот уже более десяти лет страна не может определиться, нужно ли его делать легитимным (а значит, принять закон «О прожиточном минимуме» и утвердить новую методику его расчета) и как его считать, чтобы граждане поверили в его достоверность. Если единая Европа давно отказалась от прожиточного минимума, перейдя к другим критериям определения нуждаемости, то в странах СНГ этот критерий оценки остается вполне актуальным показателем. Хотя и считается в разных странах по разным методикам, использующим нормативный, статистический и комбинированный способы расчета. В Молдове стоимость стандартного набора из 30-40 наименований замеряется в разных регионах, но на деле не отражает все нюансы потребления. «Показатель прожиточного минимума рассчитывается как стоимость корзины продовольственных и непродовольственных товаров отдельно для городского и сельского населения, а также для разных групп населения по возрасту, полу, интенсивности труда, сезонности, стоимостных характеристик, традиций и стандартов потребления и т.д. Все это заложено в методологии, утвержденной постановлением правительства еще в 2000 г. Эта методология используется и сейчас. Но за минувшие годы произошли существенные изменения в объеме и структуре потребления товаров и услуг. В прошлом году министерство экономики и торговли вынуждено было пересмотреть методику расчета прожиточного минимума и ввести показатели физиологического и социального стандартов прожиточного минимума. Но методика до сих пор не востребована. Прожиточный минимум не участвует в мониторинге уровня бедности в стране», - прокомментировала ситуацию начальник управления развития человеческих ресурсов Лариса Стукалова. Вполне может быть, что она не будет востребована никогда, потому что власть склоняется к мнению о нецелесообразности использования данного показателя для расчета уровня бедности. Бедность у нас постоянно снижается и сейчас находится на отметке 28%, что соответствует черте бедности по уровню доходов – 700 леев на душу населения.Ученые предложили рассчитывать стоимость потребительской корзины по специальной оригинальной методике. Взятые за основу рекомендации позволят статистикам, несмотря на утяжеление энергетической ценности и расширение ассортимента продовольственной корзины, не задирать размеры прожиточного минимума. Его величина будет даже меньше, чем раньше. Так или иначе, специалисты подчеркивают, что рост цен на продукты питания несущественно влияет на удорожание прожиточного минимума, в особенности на его продовольственную часть - всего на 0,5%. Зато к непродовольственной части корзины у специалистов есть большие претензии. Нормировать структуру непродовольственной части в условиях рыночной экономики, по крайней мере, смешно. Вспомните "одно пальто на семь лет". Между тем наши соседи по СНГ так и не смогли уйти от такого способа учета при расчете прожиточного минимума. Из-за того, что непродовольственная часть жестко регламентируется, размер прожиточного минимума взлетает вверх намного выше, чем при статистическом методе досчета непродовольственной части. На те же грабли чуть было не наступили и мы, когда в 2006 г. правительство утвердило нормирование непродовольственной корзины. Потом сами инициаторы застопорили действие этого постановления. Отказавшись от нормирования непродовольственной корзины (например, социальные стандарты на коммунальные услуги не пересматривались еще с советских времен), статистика просто досчитывает эту часть прожиточного минимума до 100% потребительских расходов по обследованиям домашних хозяйств (после расчета нормативной продовольственной части). Если бы мы нормировали еще и непродовольственную часть, то величина прожиточного минимума в республике подросла бы в два-три раза. Прожиточный минимум в России, Украине, Казахстане, в других странах СНГ давно узаконен и служит важнейшим показателем при формировании бюджетов и точкой отсчета для социальной помощи. В развитых странах Запада общим мерилом нуждаемости служит доля затрат населения на питание. Точкой отсчета служит определенный процент, с повышением которого семья попадает в разряд бедных и может претендовать на социальную помощь. В США, к примеру, такой порог составляет одну треть затрат семейного бюджета. Использовать подобный затратный метод расчета нуждаемости у нас в республике, как говорят специалисты, весьма проблематично. Если в советские времена жители республики тратили на питание примерно такую же часть семейного бюджета, что и жители США, то сейчас больше половины населения республики по этому критерию попали бы в разряд бедных. Несмотря на рост среднемесячных потребительских расходов, в общем объеме преобладающими расходами остаются расходы на продовольствие. В прошлом году 44,6% потребительских расходов приходилось на продукты питания (в бедной семье до 70%), затем следует содержание квартиры - 14,4% из бюджета семьи, около 12% идут на одежду и обувь. И даже если доля расходов на продукты питания уменьшилась относительно 2006 г., то это происходит за счет увеличения удельного веса непродовольственных затрат, в основном – на содержание квартир. Граждане Молдовы истратили в 2007 г. на образование лишь 0,6% от доходов, направленных на потребление, на развлечения – 2,1%, на медицинский уход и здоровье – 4,9%. Расходы на спиртные напитки и табак составили 2,2% от общей суммы. Это структура расходов для бедной страны. Для бедных стран при расчете уровня нуждаемости необходимо исходить из финансовых возможностей страны, а не из реальных потребительских расходов, уверены международные эксперты, помогающие Молдове теоретически преодолевать бедность. Поэтому они при разработке закона о социальной помощи отвергли прожиточный минимум как функциональный показатель оценки нуждаемости. При назначении социальных пособий выступает новое понятие «минимальный гарантированный доход», который никак не связан с показателем прожиточного минимума. Минимальный гарантированный доход будет рассчитываться ежегодно (как разница между минимальной зарплатой и минимальной пенсией) и служить ориентировочным показателем уровня нуждаемости при назначении пособий. Еще в июле были приняты поправки в госбюджете-2008, согласно которым для назначения социальных пособий, устанавливается минимальный гарантированный доход в размере 430 леев. Таким образом, одну из своих функций прожиточный минимум уступил новому показателю. Как говорится, не важно, какого цвета кошка, главное – чтобы она ловила мышей. Хотя бы исходя из существующих на сегодняшний день финансовых возможностей государства для предоставления социальных гарантий бедным слоям населения.* * *Закон о социальном пособии гласит: «Ежемесячный размер социального пособия устанавливается как разница между минимальным гарантированным ежемесячным доходом семьи и ее совокупным доходом».