Рынок такси нуждается в регулировании
В прошлую пятницу состоялась встреча сотрудников кишиневского инспектората Дорожной полиции, Лицензионной палаты РМ, Главной государственной налоговой инспекции и властей муниципия с представителями компаний, обладающих лицензиями на оказание услуг такси в столице. Всего в Молдове выдано на этот вид деятельности 96 лицензий, из них 34 - для Кишинева.Поводом для встречи послужил рост количества ДТП с участием такси и числа таксистов, управляющих автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.В течение 9 месяцев 2008 года на территории страны было зафиксировано 5225 инцидентов с участием таксистов, из них 61 - тяжелый, в результате которых 7 человек погибли и 88 получили увечья. В 59% случаев виновными были признаны водители такси, из-за них погибли семеро.За тот же период времени в Кишиневе было зарегистрировано 3681 ДТП, или 70,5% от всех по стране.Генеральный директор Лицензионной палаты РМ Зинаида Киструга проинформировала собравшихся, что совместной группой, в которой участвовали сотрудники палаты и МВД, были проведены 52 проверки участников этого рынка, в результате которых были отозваны 22 лицензии, 1 приостановлена, выдано 14 предписаний по устранению выявленных недостатков. Проверки продолжаются.Прокомментировать ситуацию мы попросили директора компании "Такси-парк" (служба 1407), сопредседателя Союза транспортников РМ Тудора Руссу. (В компании "Такси-сервиче", которую он раньше возглавлял, прошла реорганизация. Теперь фирма "Такси-сервиче" занимается сервисом автомобилей и пр., руководит ей Игорь Дементеенко, а непосредственно перевозками пассажиров - "Такси-парк")."Сегодня Лицензионная палата - единственное госучреждение, озабоченное проблемами рынка такси, - сказал Тудор Руссу. – Но чтобы решить все проблемы отрасли, нужен комплексный подход. Давайте рассмотрим ситуацию в Кишиневе.Сегодня такси в столице полностью обеспечивает потребности населения в этих перевозках. За 5-10 минут любому желающему подается машина, которая везет человека туда, куда ему необходимо. В городе во всех службах зарегистрировано 2200 автомобилей, стабильно работают порядка 1800 машин. Это даже больше, чем требуется по моим подсчетам Кишиневу.Теперь о качестве услуг. Оно низкое. В салоне шум, вибрация, запахи, антисанитария. Уровень водительского состава оставляет желать много лучшего. Почему так происходит? Во-первых, на этот рынок приходит очень много случайных фирм и людей, которые не понимают, что торговать одеждой и обувью - это одно, а заниматься пассажироперевозками, что связано с безопасностью граждан - все-таки другое, более ответственное занятие, требующее профессиональной подготовки.Большинство из новых компаний начинают с демпинга. Это расшатывает рынок и не оставляет перспектив ни демпингующему, ни другим игрокам. Минимальная стоимость автомобиля для такси начинается от 7 тысяч евро. Дооборудование (таксометр, рация, газобаллонная аппаратура и пр.) еще добавляет процентов 20-30. В условиях нынешних тарифов машина окупается примерно за три года. Однако и срок жизни машины в службе такси сейчас составляет примерно те же три-четыре года, некоторые автомобили выбывают из эксплуатации, даже не окупив себя.Во-вторых, существующие тарифы не позволяют платить людям нормальные зарплаты. Таксисты у нас зарабатывают 2-3 тыс. леев, опытные - 4-5. Это очень мало за такую работу: ночные смены, пробки, неосвещенные улицы, пьяные пассажиры, безобразная дисциплина всех участников дорожного движения в городе.Дефицит кадров ведет к тому, что в некоторых компаниях берут на работу людей, не имеющих достаточного опыта, не знающих города, не умеющих работать с рациями. В отрасли очень много случайных людей, например, подрабатывают студенты. Были случаи приема на работу водителей моложе 21 года, что запрещено законом.У всех компаний отсутствует необходимая ремонтная база. Нет средств для проведения полноценного техобслуживания и замены запчастей на рекомендованные производителем и в нужные сроки. Многие автомобили не оборудованы в соответствии с требованиями закона: нет "гребешков", надписей, фамилии водителя, соответствующих объявлений в салоне и снаружи на кузове.Часть руководителей стараются сэкономить на выплате налогов и всем остальном. Вместо полноценной базы фирма такси представляет из себя вагончик, в котором директор принимает деньги у водителей.Самостоятельно фирмы такси решить вопрос о тарифах не могут. Неоднократно раздавались призывы о создании ассоциации операторов такси, которая взяла бы на себя регулирующие функции и чьи решения были бы обязательными для всех. Дело не идет, тарифы каждая фирма по-прежнему устанавливает самостоятельно (От ред. «ЛП»: формально еще должны действовать тарифы, утвержденные Кишиневским муниципального совета в конце 2001 г.). И, как говорилось выше, в условиях попыток демпинга.Кроме того, каждый вечер на улицы города выезжают еще примерно 500 "диких" таксистов, не имеющих лицензий, не платящих налогов. Они занимают облюбованные точки у баров, ресторанов, казино и до утра конкурируют с лицензированными службами. Выход я вижу один. Нужно, чтобы примэрия Кишинева взяла бы на себя регулирующие функции. Чтобы было сказано: правила игры такие-то и такие-то. Санкции за их нарушение - вот список. И так для всех.Нужно взять на учет каждую машину, оборудовать четко работающим спидометром и кассовым аппаратом, номер лицензии наносить прямо на автомобиль. Стоило бы объединить на этом направлении усилия примэрии, налоговой инспекции и Дорожной полиции с тем, чтобы мы получили цивилизованный рынок".Вот что сообщил заместитель директора главного управления общественного транспорта и путей сообщения Кишинева Виталие Бутучел: "Все операторы такси должны получать разрешения на деятельность в местных органах власти. И существует Налоговый кодекс, который обязывает владельцев такси уплачивать в местный бюджет до 500 леев за каждую машину ежегодно. Никто этого у нас не делает. Поэтому какого-то влияния на рынок такси примэрия пока оказать не может.Мы, конечно, могли бы обращаться за санкциями в органы Дорожной полиции, но хотим идти нормальным путем. Поэтому и пригласили операторов такси на встречу. И сообщили им, что существующее положение будет продолжаться до 1 января 2009 года. После чего нарушители будут иметь проблемы. Мы же со своей стороны снизили ежегодную плату до 250 леев и ждем понимания со стороны руководителей фирм".В этой связи хотелось бы упомянуть еще об одной проблеме. Имеется в виду фактическое самоустранение Дорожной полиции от контроля за транспортом. Что привело к тому, что в стране и в столице стали абсолютной нормой: управление транспортом в состоянии опьянения; превышение скорости; езда на красный свет; выезд на встречную полосу и езда против движения; езда по тротуарам; несоблюдение правила "уступи дорогу"; парковка в запрещенных местах и пр. Апофеозом перечисленного стала продолжавшаяся примерно месяц переаттестация сотрудников ДП, когда по Кишиневу можно было абсолютно безнаказанно ездить пьяным, голым и задом-наперед: пост Дорожной полиции отсутствовал даже у здания президентуры.