489

Doing Business: Молдова во второй сотне

В Молдове за прошедший год проведены реформы в области регистрации компаний и повышения доступности кредитной информации. В результате время для подачи заявки на регистрацию предприятия сократилось с 15 до 7 дней, а само открытие компании занимает теперь всего 15 дней вместо прежних 23. Принятый парламентом закон упростил порядок создания и деятельности Бюро кредитных историй. Два этих явления стали самыми большими достижениями Молдовы в области упрощения ведения бизнеса. Этот вывод содержится в опубликованном ежегодном докладе Всемирного банка (ВБ) и Международной финансовой корпорации (МФК) о качестве государственного регулирования и его воздействия на бизнес. Несмотря на эти достижения, в общем рейтинге Doing business-2009 Молдова опустилась с 92 места, которое занимала в прошлом году, на 103-е. Она оказалась между Шри Ланка и Сейшельскими островами, опередив среди прочих такие динамично развивающиеся государства, как Индия (122), Бразилия (125), Индонезия (129) и т.д. Всего исследование охватывает 181 государство мира. В рамках доклада страны оцениваются по 10 основным показателям, характеризующим систему государственного регулирования предпринимательской деятельности. Это регистрация предприятий, лицензирование, наем рабочей силы, регистрация собственности, кредитование, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и ликвидация предприятий. Каждый показатель включает в себя несколько базовых критериев, позволяющих оценить время и финансовые затраты, необходимые для выполнения требований правительства. Авторы доклада подчеркивают, что очередное исследование проводилось с июня 2007 года по июль 2008. В работе над проектом участвовали 6700 экспертов из всех стран, включенных в рейтинг. В их числе консультанты по ведению бизнеса, юристы, бухгалтеры и правительственные чиновники. В число партнеров от Молдовы для составления рейтинга вошли в основном представители PricewaterhouseCoopers, а также юридических компаний Turcan&Turcan, BSMB Legal Counsellors и некоторых других, исполнительный директор Ассоциации иностранных инвесторов Дину Армашу, бывший министр экономики Валериу Лазэр. В числе молдавских экспертов оказались также руководители Таможенной службы и НАРЭ, представители Uniоn Fenosa и ряда отраслевых профсоюзов. Всемирный банк отмечает, что прошедший год стал рекордным по количеству реализованных реформ. И лидерами в этом выступают страны Восточной Европы и Центральной Азии (другими словами – государства СНГ). За шесть лет, что ведется составление подобного рейтинга, страны региона уже в пятый раз становятся лидерами реформ в мире. Правда, до вершин рейтинга им еще далеко, но двигаются они в правильном направлении, отмечают авторы доклада. Наибольший скачок совершил Азербайджан, переместившийся с прошлогоднего 97 места на 33-е. Мирового лидерства в проведении реформ Баку добился благодаря улучшению своих позиций по 7 показателям из 10-ти. Успехи Азербайджана авторы исследования объясняют в том числе тем, что там был учрежден единый реестр регистрации сделок с недвижимостью, что сократило с семи до четырех процедуры по регистрации имущества; создана система «одного окна» для регистрации бизнеса, что уменьшило процедуры регистрации с тридцати до семи и вдвое сократило временные затраты. Введение налоговой службой Азербайджана системы уплаты налогов и подачи налоговых деклараций через интернет позволит предпринимателям экономить до 500 часов в год. В первую десятку государств в проведении либеральных преобразований в порядке убывания активности вошли также Албания, Киргизия, Белоруссия, Сенегал, Буркина-Фасо, Ботсвана, Колумбия, Доминиканская Республика и Египет. Молдова в рейтинге 2008 года располагалась на 92 позиции и опережала Азербайджан. И что удивительно – тоже заслужила позитивные оценки Всемирного банка. «Молдова может служить примером для многих государств в последовательности проведения реформ, - отметила программный менеджер Doing business-2009 Сильвия Сольф на видеоконференции по случаю презентации доклада для Молдовы, Болгарии, Румынии и Хорватии. - У вас заметные изменения к лучшему произошли в проведении судебной реформы, кредитовании, регистрации предприятий, лицензировании и ряде других областей. Но есть страны, которые сделали более заметные и качественные шаги вперед. Поэтому можно сказать, что не Молдова опустилась в рейтинге, а другие поднялись и опередили ее. Если говорить о наиболее проблемных позициях ведения бизнеса молдавскими компаниями, я бы отметила бюрократию и налоговое администрирование. Например, для получения разрешения на строительство в вашей стране нужно пройти 30 процедур и потратить на это 292 дня. Это очень много. Не случайно по этому показателю Молдова находится на 158-м месте в рейтинге. У вас предусмотрены 53 различных налоговых платежей и сборов, для уплаты которых требуется 234 часа в год. Есть страны, которые обходятся всего 5-6 платежами, да и те осуществляются в электронном виде». Среди стран СНГ мы опередили в рейтинге Россию, Узбекистан, Украину и Таджикистан. Несмотря на лидерство в мире по итогам прошлого года и заметное продвижение по рейтингу на 64 позиции, среди стран Содружества выше всех оказался не Азербайджан, а Грузия, занявшая 15-е место. Которая, правда, уже заявила о своем выходе из СНГ. Тройку стран-лидеров, по мнению ВБ и МФК, как и в прошлом году составили Сингапур, Новая Зеландия и США.Как только доклад Всемирного банка и МФК был обнародован, его принялись активно обсуждать и комментировать. При этом нередко ставится под сомнение справедливость оценок экспертов и отражение в рейтинге реальной ситуации в тех или иных странах. Например, российский «Коммерсантъ» отмечает, что на место России в рейтинге не повлияли ни инициированный президентом Дмитрием Медведевым план по борьбе с коррупцией, ни принятый в первом чтении Госдумой пакет законопроектов по развитию малого и среднего бизнеса. Один из авторов Doing business-2009 Светлана Багаудинова признала на страницах издания, что положение России не означает, что делать бизнес в России сложнее, чем в Азербайджане или Молдове. Рейтинг выводится по совокупности показателей, и один или два критерия могут сильно повлиять на положение страны. В Украине тоже разочарованы тем, что вступление страны в ВТО и ряд проведенных или объявленных реформ не помогли – страна опустилась со 139-го места на 145-е. И даже по тем позициям, что отмечены в качестве позитивных сдвигов, прогнозы экспертов более осторожные, чем выводы авторов доклада. В частности, президент Украинского общества финансовых аналитиков Юрий Прозоров считает, что отмеченное упрощение выдачи кредитов было временным. «Эксперты обратили внимание на легкость получения займов, не замечая, что растущие ставки делают кредиты более недоступными. Уже осенью Нацбанк введет ряд ограничений для банков, что усложнит процесс получения кредита»,– констатирует он. Сомнения в справедливости рейтинга своей страны выразили и журналисты Румынии во время видеоконференции. На что Сильвия Сольф заметила, что Румыния может служить образцом для подражания в доступности кредитования (по этому показателю входит в число 15 лучших в мире), но тянут назад страну бюрократия, налогообложение и проблемы с наймом на работу. В Румынии налогов и сборов значительно больше, чем в Молдове – 113, рабочее время сотрудников не всегда укладывается в законодательные рамки и дополнительный труд не оплачивается. В результате по найму рабочей силы Румынии на 143 месте в мире, по налогообложению – на 146, хотя по общему рейтингу ведения бизнеса страна на 47-й позиции. Авторы доклада, видимо, изначально предполагали подобного рода претензии. Они подчеркивают, что еще в 2002 году, когда начались исследования, намеренно выбрали наиболее формальный подход анализа делового климата, уйдя как от экспертных и социологических оценок, так и от таких индикаторов, как размер рынка, близость к экспортным рынкам, макроэкономические показатели, уровень жизни и преступности. «Странам необходимы правила, которые являются эффективными, простыми в применении и доступными для всех, кто их должен применять, - отмечает вице-президент ВБ/МФК по вопросам развития финансового и частного сектора Михаель Кляйн. - В противном случае предприниматели попадут в ловушку неформальной экономики. Тогда у них будет меньше возможностей для доступа к финансовым ресурсам и найму рабочей силы, а работники не смогут воспользоваться предусмотренными трудовым законодательством механизмами защиты своих прав и интересов. Доклад о легкости ведения бизнеса стимулирует принятие надлежащих правил, что является более продуктивной основой для жизнеспособного бизнеса, чем принцип ведения дел только с теми «кого ты знаешь».* * *ТПП Молдовы совместно с USAID создали кишиневскую региональную рабочую группу в рамках проекта BIZTAR – «Реформа регламентирования предпринимательской деятельности и налогового управления в Молдове». Директор проекта USAID/BIZTAR Бето Брунн сказал во вторник на презентации группы, что проект направлен на поддержку правительства в деле улучшения предпринимательской среды за счет сокращения административного бремени, оптимизации налоговой системы, расширения доступа к информации.
0