МИХАЙ ЦЭРУШ СПРЕССОВЫВАЕТ ВРЕМЯ
В Национальном художественном музее открылась выставка Михая Цэруша под названием «Живописный ассамбляж». Она развивает основную идею художника, которая была представлена на выставке 1999 года «Время в картине». Все работы называются «Спрессованное время», так они объединяются в один цикл.Еще будучи студентом Академии художеств Санкт-Петербурга, Михай Цэруш вошел в группу Владимира Стерлигова, который был учеником Казимира Малевича, под его влиянием сформировал свое художественное мировоззрение и является продолжателем этого направления по сей день. И исследует проблему присутствия временного элемента в картине. «Эта тема как проблема в искусстве появилась еще на заре цивилизации – Вавилона, Египта, Китая – комментирует искусствовед Тудор Брага. - Но особое внимание художники сосредоточили на ней во времена Возрождения. И лишь после открытий законов цветоведения начались глубокие исследования в этой области. Михай Цэруш мотив изображения разлагает на составные части и либо их показывает в разных картинах, либо располагает в ансамбле из разных картин. И исследует при этом возможности цвета. Пока зрители постигают каждый цвет в отдельности, у них, по идее, должно появиться определенное восприятие времени. Это можно сравнить с Прустом, который разлагал события на детальные описания, чтобы в итоге у читателя появилось ощущение развития событий во времени».Михай Цэруш родился в селе Синешть, закончил детскую художественную школу и художественное училище в Кишиневе. Еще там ему хотелось видеть другое искусство, а не то, что преподавалось. Хотя преподаватели были настроены либерально и свободу студентов не ограничивали. Таким же традиционным было обучение и в Академии художеств Санкт-Петербурга. Владимир Стерлигов, с которым Михай познакомился в этой столице искусств, в Академии не преподавал. Михай начал учиться параллельно и у него, выполнял упражнения по принципам кубизма, импрессионизма, и научился суть этих явлений постигать. Так нашел себя в искусстве и искусство в себе.