499

Предпродажная подготовка

Сегодня АО "Зориле" – это вполне успешная обувная фабрика, правда, так и не ставшая брендом.После кризиса начала 1990-ых "Зориле" долго и трудно выходило из состояния комы, тогда долги перед бюджетом и соцфондом зашкаливали за 40 млн леев, оборотных средств не могло быть в принципе, а традиционные рынки сбыта были утрачены. Спасением оказалась работа на давальческом сырье для немецких и итальянских заказчиков. Сегодня "Зориле" 95% производимой продукции отправляет на экспорт.Основной поток идет в Германию. Чтобы понять, чем молдавские обувщики подкупили немецких заказчиков, я попросил показать мне образцы экспортируемой продукции. Ну что ж, вполне добротно. "Я тоже считаю, что эту обувь вряд ли продают непосредственно в ФРГ, - сказала мне работница "Зориле". - Скорее всего, ее направляют в страны "третьего мира" под слоганом "Настоящее немецкое качество!". Ну а нам-то, какая разница?"Подавляющее большинство из реализуемой на внутреннем рынке обуви составляет детский ассортимент, за что предприятию, - отдельный респект. Далекие от фантастических по дизайну моделей, топики и сандалики делаются из натуральной кожи. И продаются по действительно доступным ценам."В формировании цен на детский ассортимент, - сообщила главный бухгалтер "Зориле" Эмилия Сытник, - у нас действуют определенные ограничения, т.н. "предел покупаемости". Вы понимаете, что ботиночки даже 10-15 размеров, это очень сложный в технологическом отношении продукт, и требует операций иногда больше, чем некоторые изделия для взрослых. Поэтому основная масса населения его не купит даже по себестоимости. Мы продаем ниже себестоимости, а потери перекрываем из других источников".Что представляет из себя АО "Зориле" по состоянию на сентябрь 2008 года? Предприятие занимает 3,188 га, земля приватизирована. Три корпуса 3-5-7 этажей плюс несколько одно- и двухэтажных зданий внутри периметра. Шесть фирменных магазинов. Три в столице, и по одному в Бэлць, Кахуле и Резине.1400 работников. Столовая, кафе, дом культуры на 500 мест, конференц-зал, медпункт, библиотека, магазин промышленных и продовольственных товаров для работников.Собственная артезианская скважина, предприятие газифицировано, проведено автономное отопление, проведено техническое перевооружение цехов, приобретено много нового оборудования. (На эти цели направлялось в среднем по 8 млн леев в год). Заработная плата, если считать с 1994 года, выросла в 50 раз, продажи (в долларовом эквиваленте) в 8 раз, производительность труда в 4 раза. Руководитель одного из предприятий, арендующих офис в помещении фабрики, обратил мое внимание на две особенности. Во-первых, у "Зориле" заняты все имеющиеся производственные и складские мощности. И второе, здесь практически нет характерного для нашей промышленности дефицита трудовых ресурсов.В профкоме предприятия эту информацию подтвердили. В августе, правда, уволившихся было довольно много - 15 человек. Но это связано не только с извечными женскими причинами, но и с поступлением в вузы.На проходной предприятия можно ознакомиться со списками работников, претендующих на звание ветерана обувного производства. Согласно этим спискам, 6 человек проработали здесь неотрывно 20 лет, 17 человек - 30 лет, 19 человек - 35 лет и 3 человека - 40 лет. Средняя зарплата на фабрике составила в 2007 году 2860 леев - на 27,9% больше 2006 г. На 2008 год запланировано довести до 3300 леев.В 2000 году "Зориле" выпустила 424,7 тыс. пар обуви. В 2006 - 1817,7 тыс., в 2007 - 2046,7 тыс. На 2008 год запланировано 2200 тыс. пар обуви.За последние четыре года фабрика трижды получала звание "Лучший налогоплательщик года" и также трижды - госпремию в области качества. В августе 2008 году генеральный директор предприятия Федор Яковленко был награжден высшей наградой страны - Орденом Республики.Объемы продаж составили в 2007 году почти 83 млн леев (в 2006 - 69,5 млн, рост 19,4%). Прибыль нетто в 2006 году была 12 млн, в 2007 уменьшилась до 10,7 млн леев. Эмилия Сытник объясняет это укреплением лея, что болезненно бьет по экспортерам.Уставный капитал АО - 39,535 млн леев. Чистые активы эмитента, согласно отчету за 2007 год, составили 67,4 млн леев, увеличившись за год на 6,5 млн. Таким образом, на одну ординарную акцию АО номиналом в 18 леев в 2007 году пришлось 30,72 леев (в 2006 было 27,73). На начало 2008 года состав акционеров АО "Зориле" был следующим: государству принадлежало 60,26% акций, бывшему инвестфонду "Агрофонд", который теперь называется "Мега Прим" - 11,62% (большую часть этого пакета инвестфонд получил в 2001 году в результате обмена активами - сделки SWAP по 9,01 лея за акцию), работникам предприятия - 20,10%, другим физическим лицам - 6,76%, "Европе-траст" - 1,26%.К чему эта информация? А к тому, что госпакет акций "Зориле" выставлен на приватизационный аукцион, запланированный на 22 сентября."Зориле" уже несколько раз выставлялось на продажу, но безуспешно. В последний раз исключали из программы приватизации в 2004 году, когда фабрика полностью рассчиталась по долгам. Минпром тогда сообщил, что приватизировать фабрику предложат коллективу предприятия. Это стало бы возможным после принятия закона о народном предприятии. Но закона о народном предприятии, как известно, у нас не случилось.Агентство публичной собственности выставило госпакет акций (60,26%) по цене 65 леев за акцию. Начальная цена продажи – более 86 млн леев.С начала года на биржевом рынке цена акций предприятия (при сделках с пакетами более 1000 штук) непрерывно росла и достигла к августу 22-23 леев. Всего было куплено-продано порядка 25 тыс. акций. На внебиржевом рынке наблюдалась обратная тенденция, здесь "обернулось" примерно 22-23 тыс. акций, но их цена снижалась с 19 леев в начале периода до 9 леев (за исключением сделок наследства, которые четко проходили по номиналу). А 29 августа на ФБМ был продан пакет акций в 280 тыс. штук (12,77% от эмиссии) по цене 40,21 леев за акцию. Генеральный директор "Зориле" Федор Яковленко данную ситуацию комментировать отказался, сославшись на то, что он является наемным менеджером и главной своей задачей считает обеспечение эффективной деятельности предприятия в интересах собственника, кем бы он ни был.Главный бухгалтер фабрики Эмилия Сытник сообщила, что в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (на которые Молдова переходит с 1 января 2009 г.) "по нашим, весьма приблизительным подсчетам, стоимость "Зориле" составит порядка 300 млн леев".Вопрос потенциального покупателя не обсуждался, но огласим одну из версий, имеющую право на существование.В 2006 году Кишинев посетил президент итальянской компании по производству обуви Geox Марио Моретти Полегато. Тогда он сообщил, что его приезд носит "ознакомительный характер, но намерения относительно Молдовы очень серьезные". Марио Полегато рассказал, что речь идет о создании 1,5 тыс. новых рабочих мест. И выразил готовность сотрудничать с обувной фабрикой "Зориле", которая "может выделить итальянской компании свободные производственные площади. На них Geox может сразу же начать производство, оборудовав его современными линиями. Здесь смогут работать около 300 человек". Понятно, что у инвестора такого уровня обязательно должны быть серьезные компаньоны среди молдавского истеблишмента.
0