662

Дорогами творчества

Виздательстве "Pontos" вышла в свет книга Ирины Столяр "А.Л.Соковнин", рассказывающая о жизни и деятельности знаменитого пианиста и педагога (1912-1993), заслуженного деятеля искусств Молдовы, заслуженного работника культуры. "Это - ваше навсегда", - сказал Александр Львович, показывая на рояль первой своей студентке в Молдавской государственной консерватории (то была Лия Оксина, впоследствии известный педагог музыкальной школы-десятилетки), когда она необдуманно захотела изменить свои жизненные планы. И для него самого музыка и этот инструмент стали главной приверженностью с детства и на всю жизнь.Карьера Александра Соковнина началась после окончания Ленинградской консерватории, где он учился у известного педагога и пианиста Леонида Николаева. Сочетая педагогическую и исполнительную деятельность, он работал в Ижевске, Ленинграде, Ташкенте, Каунасе. А в 1948 году был приглашен в Молдавскую Государственную консерваторию, и здесь в течение 45 лет (ректор, заведующий кафедрой, профессор) оказывал серьезное влияние на развитие культуры нашей республики. Сила его авторитета была велика. Музыканта уважали маэстро и прислушивались к его мнению. Преемник заведующего кафедрой специального фортепиано профессора И.Гуза, Соковнин стал одним из основоположников молдавской фортепианной школы. Талантливый музыкант оставил большое духовное наследие. Немалая часть этого наследия - ученики, в которых Александр Львович развивал самостоятельное мышление, умение анализировать и творческий поиск. Используя опыт и методику учителя, воспитанники Соковнина продолжают работать в консерваториях, музыкальных школах и других учебных заведениях разных стран. Некоторые из них - концертирующие пианисты. Их имена хорошо известны не только в республике, но и за рубежом: А.Бондурянский, народный артист России, профессор Московской консерватории, проректор, С.Коваленко, заслуженный артист Республики Молдова, профессор, А.Аксенов, доцент Российской академии музыки, и многие, многие другие.У учеников Александра Львовича есть свои ученики, а у тех - свои. Время идет, и традиции, заложенные Соковниным, продолжаются во всех поколениях.Литература об истории фортепианной музыки в Молдове немногочисленна. По сути, можно назвать лишь два издания разных лет: Ceaicovschi - Meresanu G., "Invatamantul muzical din Moldova" (Chisinau, 2005) и Пожар С., "К таинствам пианизма" (Кишинев, 1999). Книга Ирины Столяр, педагога Республиканского музыкального лицея им. С.Рахманинова, великолепной пианистки, ученицы А.Соковнина, - дань памяти своему профессиональному творцу. Автор - эрудит, обладающий редким чувством научного поиска, - в своем труде использовала материалы из Фондов Национального архива РМ, Молдгосфилармонии, Академии музыки, театра и изобразительных искусств (АМТИИ) и воспоминания коллег Александра Львовича. Ирина Столяр собрал большой фактический материал, систематизировала его и воссоздала многогранный образ музыканта, а также точный временной срез, в котором жили и творили он и те, кто его окружал. Повествование не только информативно, но и увлекает эмоциональным накалом.Рассказывая о жизни и деятельности А.Соковнина и судьбах его учеников, автор дает читателям представление о педагогической системе своего героя: содержание уроков, выразительность исполнения, качество звука, развитие технического аппарата и т.д. Заслуг у пианиста много. Но одна из них наиболее важна для культуры Молдовы: музыкант нашел действенный путь сделать широко известными произведения молдавских композиторов и осуществил его, введя обязательное их исполнение в программы экзаменов и конкурсов. Заложенная Александром Львовичем традиция сохраняется и в настоящее время. А таких путей он изыскивал и претворял в жизнь великое множество.В наше прагматичное время, когда отношения учителя и ученика претерпели некоторые изменения, книга воскрешает утрачиваемую, увы, атмосферу, дышит теплом и обаянием сопричастности, трогает добротой и признательностью своему педагогу.И напоследок хочется сказать вот еще о чем. Коллеги всегда могли получить у профессора А.Л.Соковнина методическую помощь, необходимую порой на любом этапе педагогической деятельности. Чтобы сохранить достигнутое и наработанное поколениями музыкантов, а также популяризировать наиболее эффективные принципы педагогического и исполнительного мастерства, при Музыкальном колледже им. Штефана Няги был создан Республиканский методический кабинет, который открывается 1 сентября нынешнего года. Лариса НЯГА.
0