523

Россияне не жалуют халявные кредитки

Как сообщил на днях начальник управления развития розничных платежей Центробанка Вадим КУЗНЕЦОВ, на 1 июля в стране было выпущено более 111 млн. карт. Из них 96,8 млн. приходится на международные Visa и MasterCard. Еще около 16,6 млн. выпустили отечественные платежные системы - «Золотая Корона», STB, «Сберкарт» и другие.По данным ЦБ, больше половины платежных карт - «спящие». То есть за последние три месяца по ним не было совершено ни одной операции. Такое заявление для банкиров - как ушат холодной воды. Ведь они то и дело рапортуют, что в России, где «пластик» появился сравнительно недавно, спрос на эту услугу растет семимильными темпами. И в самом деле, если припомнить, что в стране проживают 142 млн. человек, а карт выпущено 111 млн., получится, что ими снабдили уже все трудоспособное население и переключились на стариков и младенцев. А на деле оказывается, что половина этого «богатства» не востребована, так что показатели дутые.А дело вот в чем. Последние годы три банка - лидера рынка потребительского кредитования стали рассылать кредитки по почте чуть ли не всем подряд. Помните кота Матроскина из известного мультика: «Мой дедушка на гуталиновой фабрике работает, у него этого гуталина - завались, вот и шлет кому ни попадя».Так и некоторые розничные банки. Стоит потенциальному заемщику попасть каким-то образом в базу данных - ему пришлют карточный «гуталин». Расчет тут простой: даже если человек не собирался брать деньги в долг, когда получит такую возможность, соблазн потратить их будет очень велик.Но нужно отдать должное россиянам. Большинство из них усвоили, в каком месте обычно угощают бесплатным сыром. Так и с картой: предложение ее активировать может обернуться скрытыми комиссиями и переплатами. Так что, получив непрошеную кредитку, многие прячут ее куда подальше или отправляют в мусорное ведро. По данным экспертов, активируется лишь 20 - 25% карт, полученных по почтовой рассылке. Такое положение дел косвенно подтверждается официальной статистикой ЦБ. По его данным, у MasterCard в России 33% активных карт из 43 млн., кредитки этой платежной системы рассылают три крупнейших банка, специализирующихся на потребкредитовании. У Visa активных карт более 50% (почтовой рассылкой кредиток этой системы грешит лишь один банк). А самый большой объем использования, порядка 70%, у отечественных платежных систем. Ведь их редко выдают в качестве кредиток, а задействуют в основном на зарплатных проектах.
0