«ТЕАТР И МУЗЫКА – БЕЗ НИХ НЕ МОГУ ПРЕДСТАВИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ»
- В искусство я пришел совершенно случайно. Но если бы и занимался чем-то другим, то все равно, рано или поздно, пришел бы в оперу. Сейчас уже не представляю свою жизнь без театра и музыки. Уверен, что искусство, музыка, театр – делают людей лучше. Без культуры – человек не может стать личностью. Я окончил в 1972 году Институт искусств в Кишиневе. Сразу после этого был принят в оперный театр. Уже 37-й сезон там работаю, у меня всего одна запись в трудовой книжке.За это время исполнил более 30 ведущих теноровых оперных партий. Это Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского, Пинкертон в «Чио-чио Сан» Пуччини, Ричард в «Бале-маскараде», Дон Альваро в «Силе судьбы», Манрико в «Трубадуре» Верди. Одна из последних ролей - Отелло в одноименной опере того же Верди.Каждая моя роль – это прожитая жизнь. Все они для меня, как дети, все дороги, нельзя определить любимую. Я всегда выкладывался на сцене полностью. Нельзя обманывать публику – это прописная истина, которую знает каждый артист. Исполнил многие партии, среди них и роли в молдавских операх. Например, композитор Давид Гершфельд специально для меня написал оперу «Сергей Лазо». Более тридцати ролей исполнены по много-много раз на многих театральных сценах мира. Я всегда считал главной своей творческой задачей – нести в мир шедевры молдавской музыки, ее необыкновенную полифоничность. К различным наградам я отношусь философски. Мне присвоено звание народного артиста СССР. Гордость – стать народным артистом Молдовы. Лауреат Госпремии МССР за исполнение партий Ричарда в опере «Бал-маскарад» Верди и Ленского в «Евгении Онегине» Чайковского. Сейчас преподаю в государственной академии музыки, театра и изобразительного искусства. Это для меня тоже радость общаться с молодежью, учить ее и учиться у нее – это великая награда судьбы. Награжден Орденом Республики Молдова. И есть очень дорогая для меня – медаль Верди. Получил ее в Италии в 1978 году, когда проходил стажировку в Милане в театре «Ла Скала». Бесценная награда для меня и одухотворенные лица зрителей и слушателей, получаю удовольствие от того, что делаю для публики. После концерта благодарят, а аплодисменты – как эхо на то, что ты делаешь.Когда готовишь новые кадры, они должны быть нужны, обеспечены работой. В последнее время искусство стало более коммерциализированным. Если появляется молодой хороший певец - его перехватывают. Есть у меня ученица Инна Лось. Она - солистка Венской оперы, Мефодий Бужор – солист Мариинки в Санкт-Петербурге, гастролирующий по всему миру, Алла Кептене - в Бухаресте. То, как оценивается солист в Европе и у нас, как говорят в Одессе, две большие разницы. Они могут получать больше, чем солисты со всеми регалиями и званиями. Конечно, Молдова не может платить такие деньги. У нас еще идет становление. А мировые оперные театры насчитывают столетний опыт, во-первых, и, во-вторых, - эти страны уже давно построили свою экономику. Но все равно обидно за национальные таланты. Хотя и молодых можно понять. Им надо строить жизнь. Но певец, актер – это всегда странник. И его сцена – весь мир. А эти ребята все равно остаются с нами. И, уверен, наступит день, когда и наш зритель их будет видеть намного чаще. Радостно, что много еще талантливых и желающих учиться. В этом году набрали десять человек. Они все разные по своим перспективам. Если по кафедре, то студентов – 60. Но что они будут делать потом, ведь у нас один оперный театр? И тут есть о чем подумать и вузу и министерству культуры.В ближайшее время, в сентябре, буду петь на фестивале «Приглашает Мария Биешу». Исполню партию Поллиона в опере «Норма» Беллини. Затем приглашен в жюри на Дельфийские игры. Осенью готовлю концерт в Кишиневе. И это для меня, как ни странно, снова испытание. Сколько раз выхожу на родную сцену – всегда волнуюсь.Не спешу подбивать итоги, спешу успеть сделать все то, что намечено. К себе я очень критичен. Как-то уже сказал, что уйду со сцены по принципу - пусть лучше жалеют, что я ушел, чем чтобы огорчались, что я остался.Благотворительный концерт (с Константином Московичем) пройдет после 15 августа. Может их будет даже несколько. В планах целая серия концертов, которые помогут не только пострадавшим от наводнения, но и другим социально незащищенным слоям населения.Я всегда завидовал драматическим актерам. Они могут сделать паузу, задать свой темп и ритм. Я же нахожусь в приятной зависимости от музыки. В опере мы видим синтез: музыка, драма, декорации. Для меня всегда важно донести не только пение, но и идею, дух, драматургию произведения. Важна психология характера героев, которую можно раскрыть в паузе, взгляде. Но это доступно театральному артисту. Я не имею на это право. Я подчиняюсь только музыке в прямом и переносном смысле слова. В начале 1990-х было принято решение петь все оперы в оригинале. Мне лично легко вживаться в образ, если оперная партия на итальянском языке, который для меня, как родной. Но иногда певцам приходится выучивать текст, не понимая смысла каждого слова, а оно несет определенную нагрузку, которая утрачивается для певца. Нужно вживаться в роли, пропускать через себя, а как, если не понимаешь какой-то нюанс? Шекспир гениально сказал, что наша жизнь - театр, а люди в нем актеры. Когда артист искренен на сцене, это сразу чувствуется. Я всегда пою вживую. Уверен, что искусство и культура развивают общество, делая людей лучше.