717

СВОБОДНЫЙ АЭРОПОРТ МЭРКУЛЕШТЬ

Вступивший в силу Закон о международном свободном аэропорте Мэркулешть предоставил этому государственному предприятию возможность в течение 25 лет действовать в условиях льготного таможенного и налогового режима. Генеральным инвестором является сам аэропорт. Подготовленный аэродром, техника, квалифицированный персонал и привилегированная законодательная база, - все это дает аэропорту мощный импульс для развития. Это проект национального значения не только для данного госпредприятия, но и всех отечественных и зарубежных компаний, которые хотят видеть Мэркулешть в качестве своего транзитного аэропорта.В 1998-2000 годах военная авиабаза Мэркулешть практически прекратила свою деятельность, поскольку все ресурсы техники были исчерпаны. Полеты прекратились, техника простаивала, постоянно происходили отключения электроэнергии, наблюдались перебои с теплоснабжением, задержка зарплаты и т.д. Потеряв надежду, люди увольнялись, летный и инженерный состав сократился на 70%. Осталось всего полтора десятка летчиков. В 2000 году командиром базы был назначен Сергей Чобану, который вместе с коллективом должен был найти нестандартный выход из сложнейшей ситуации. План конверсии и модернизации аэропорта был составлен в 2000 году. Тогда заработать деньги для решения проблем сначала военного городка, а потом и аэродрома, можно было только своими силами. В 2000 году совместно с молдавской авиакомпанией Valan была начата подготовка авиационной техники для использования в миротворческих операциях. Шла активная работа по различным гражданским контрактам, что, в конце концов, дало необходимые средства для начала осуществления плана. В 2004 году приказом министра обороны создано Государственное предприятие Международный аэропорт Мэркулешть. Тогда авиапарк насчитывал три вертолета Ми-8 и четыре грузовых самолета: один - Ан-26, два - Ан-72, и один - Ту-134. Так началось развитие проекта.В интервью для «ЛП» управляющий ГП Международный аэропорт Мэркулешть Сергей Чобану сказал, что конкретными задачами этого проекта были: создание транспортной авиационной компании; ремонт и модернизация структуры аэропорта в целях его сертификации по международным стандартам; подготовка к созданию базы для технического обслуживания авиационной техники. Соответственно, для использования в гражданских условиях началась переподготовка персонала. Все получили лицензии гражданских специалистов. Доходы, полученные от использования вертолетов, направляли на содержание авиатехники, модернизацию инфраструктуры аэродрома, улучшение условий людей, проживающих в военном городке села Лунга. Практически мы выполнили задачи в полном объеме: в составе госпредприятия есть авиакомпания, аэропорт, база по техобслуживанию самолетов и вертолетов. В ближайшей перспективе будет создана база для ремонта вертолетов. Кроме того, аэропорт Мэркулешть является авторизованным сервис-центром компании Robinson Helicopters (США) по эксплуатации и ремонту американских вертолетов R22 и R44.Провели ремонт взлетно-посадочной полосы: заменены около 600 железобетонных плит, стыки между плитами (общей длиной 170 км) были вручную очищены и залиты битумной мастикой. Построен пункт управления воздушным движением, диспетчерские и офисные помещения. Выполнено полное ограждение объекта с периметром 8 км. Учитывая, что с 1986 года никаких работ по поддержанию взлетно-посадочной полосы в рабочем состоянии не проводилось, на ремонт ушло два года – с 2004 по 2006. Затраты по восстановлению инфраструктуры составили порядка 6 млн леев собственных средств. Сейчас можно говорить, что это полоса уникальная: ее длина 2500 метров, ширина – 40 метров, толщина многослойного бетонного покрытия – около 80 сантиметров. Аэропорт Мэркулешть может принимать большегрузные самолеты: здесь осуществляли посадку российские самолеты Руслан (взлетный вес - более 250 тонн) и американские С-17. Оптимальна полоса для самолетов Ил-76 (весом около 100 тонн). По предварительным оценкам, к концу текущего года оборот госпредприятия составит около 70 млн леев. Уровень рентабельности - порядка 15%.В декабре 2007 году Госадминистрация гражданской авиации РМ выдала предприятию сертификат эксплуатанта аэродрома. В Международной организации гражданской авиации ICAO аэропорт зарегистрирован под кодом LUBM. Поданы документы в европейскую комиссию «Евроконтроль» для включения Мэркулешть в международный регистр аэропортов. Ожидается, что «Евроконтроль» примет решение в сентябре-октябре текущего года. После этого аэропорт откроется для приема международных воздушных судов.В настоящее время в аэропорту Мэркулешть занято 217 работников, в том числе 18 пилотов, 27 человек технического состава. Авиакомпания аэропорта Мэркулешть работала и работает на основании разрешения на специальные работы в жарких регионах: в Африке, Азии, Ближнем Востоке. Воздушными судами предприятия доставлялись грузы в Беслан, Шри-Ланку, Пакистан, Афганистан, выполнялись миссии ООН в Судане и других странах. Делается упор на использование вертолетной техники. У пилотов – четвертый уровень знания английского языка. Это самые подготовленные вертолетчики в Молдове: их средний налет составляет около 600 часов в год, что достаточно много по сегодняшним меркам.В аэропорту Мэркулешть насчитывается 15 стоянок для самолетов, плюс к ним могут быть задействованы 4 дополнительные стоянки. Оборудованы собственные склады объемом 15 тыс. куб. м, в том числе 32 ангара. Аэропорт может одновременно принять и обработать груз от двух самолетов Ил-76. Собственными силами построено и оборудовано современной спасательной техникой пожарное депо. Отремонтирован капитальным ремонтом авиационный ангар - единственное в своем роде сооружение в Молдове, отвечающее всем европейским требованиям: это отапливаемый ангар, где можно выполнять ремонтные работы одновременно на двух вертолетах Ми-8.Сергей Чобану подчеркнул, что «авиационная техника дорогая, и она постоянно требует больших затрат на поддержание в рабочем состоянии. Все процедуры ремонта тоже являются дорогостоящими. К сожалению, авиационная отрасль не имеет налоговых льгот при покупке запчастей и воздушных судов. Мы планируем приобрести 1-2 самолета европейского производства (средней вместимости по 50 мест), которые могли бы быть использованы для перевозки пассажиров и грузов. А в случае необходимости - предоставлены Министерству обороны Молдовы для выполнения государственных задач».Сергей Чобану пояснил, что свободный аэропорт Мэркулешть состоит из зоны генерального инвестора - оператора аэропорта (площадью 205 га) и зоны развития (59 га). В зоне развития планируется построить складские и производственные помещения площадью 40 тыс. кв. м для будущих резидентов. Эти помещения будут готовы к концу 2009 года, но аэропорт может уже сегодня работать по обслуживанию заказчиков, используя собственные площади. Мы надеемся в этом году начать прием грузовых воздушных судов. Будем осваивать новый для нас вид деятельности, готовить специалистов, сами учиться. Планируем через 3-4 года достичь по всем параметрам хороших экономических показателей.В зоне развития будут работать резиденты, занимающиеся ремонтом вертолетов и производством своих легких летательных аппаратов, производством оборудования для аэропортов. Будут складские помещения для транзита товаров и вся инфраструктура для обработки грузов. Например, Ил-76 прилетает, разгружается, и грузы отправляются дальше в Европу сертифицированными воздушными судами, автомобильным или железнодорожным транспортом.Конечно же, инвесторы, которые будут строить ангары, дороги и производственные помещения, появятся в зоне развития не завтра, для этого нужно время. Первые появятся в октябре. Другим, может быть, потребуются годы. Но важно подчеркнуть, что проект развития свободного аэропорта Мэркулешть рассчитан на 25-летнюю перспективу.
0