543

Дымовая завеса над Приднестровьем

В его рамках планировалось также проведение неофициальных консультаций министра реинтеграции Республики Молдова Василия Шовы и министра иностранных дел непризнанной Приднестровской молдавской республики Валерия Лицкая по перспективам возобновления переговорного процесса. В представительном перечне участников мероприятия (в их числе значились глава миссии ОБСЕ в Молдавии Филипп Ремлер и представитель Евросоюза в республике Кальман Мижей) также был заявлен и посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Нестерушкин, представлявший Москву на переговорах сторон по приднестровскому урегулированию. Напомним, в минувшую пятницу в Бендерах глава молдавского государства Владимир Воронин по завершении организованной по его инициативе встречи с президентом непризнанной ПМР Игорем Смирновым, первой после семилетнего перерыва, заявил: "Мы договорились, что с обеих сторон создаются рабочие группы, которые будут изучать все вопросы отношений между нами, в том числе и меры доверия, с которыми я выступил некоторое время назад. Создание этих групп и их работа, к которой они незамедлительно приступят, я думаю, уже на будущей неделе имеют предпосылки подготовить нас к тому, чтобы сблизить наши позиции до такой степени, когда мы могли бы предложить начало широких переговоров в формате ?5+2?. Воронин также добавил: ?Мы договорились и о том, что снимаются все ограничения на въезд в Приднестровье руководящих деятелей Республики Молдова. А я незамедлительно обращаюсь в Европейский Союз с просьбой о снятии ограничений на перемещение по странам Евросоюза руководителей Приднестровья?. В свою очередь, в качестве возможного предмета для обсуждения на будущих переговорах Игорь Смирнов вручил молдавскому коллеге подготовленный Тирасполем проект договора о дружбе и сотрудничестве (статьей №1 которого оговаривается, что стороны строят взаимоотношения на основе принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг друга). И также подтвердил готовность Тирасполя к воссозданию рабочих групп по проблемным сферам взаимодействия сторон. В пресс-службах министерства реинтеграции Молдавии и приднестровского МИДа Стране.Ru, подтвердили, что руководители этих ведомств выехали в Одессу, но от конкретизации вопросов, которые там планировалось обсудить, воздержались, предложив дождаться итоговой информации. На вопрос Страны.Ru, известно ли ему что-то о создании рабочей группы по взаимодействию в области транспорта (одной из самых болезненных на сегодня сфер), директор Приднестровской железной дороги (ПЖД) Сергей Марцинко ответил, что пока никакой информации по этому поводу ему не поступало. Но он, разумеется, готов поучаствовать в возобновлении работы лет, эдак, пять назад уже действовавшей профильной группы, также как и в реанимации достигнутых на тот период совместных договоренностей. Более того, не откладывая дела в долгий ящик, представители ПЖД в понедельник обратились к замдиректору Молдавской железной дороги Владимиру Богоеву с просьбой разрешить доставить напрямую в Тирасполь прибывшие в этот день из Украины на станцию Кучурган 18 вагонов со щебнем, вместо того, чтобы, в соответствии с трехсторонним соглашением 2006 года, сначала перегнать состав на близлежащую приднестровскую станцию Левада, а затем перегрузить груз на автомашины и переправить его кружным путем до пункта назначения. До сих пор по территории ПМР разрешено пропускать только транзитные грузовые составы и ограниченное число пассажирских поездов — на предложения Тирасполя договориться восстановить здесь железнодорожное сообщение в полном объеме Кишинев прежде отвечает отказом, пояснил Марцинко. И от того, каким окажется дальнейший маршрут продвижения украинского щебня по Приднестровью, возможно, в немалой степени, будет зависеть ответ на вопрос, в самом ли деле следует ожидать подвижек в приднестровском урегулировании, осторожный оптимизм по поводу достижения которых высказали в пятницу два президента. У экспертов же пока по этому вопросу самые противоречивые суждения. Как заявил Стране.Ru лидер общественно-политического движения Равноправие в Республике Молдова Валерий Клименко, в действительности, и бендерская встреча и последующие за ней вероятные консультации сторон нужны Владимиру Воронину для создания видимости переговоров с приднестровцами в преддверии предстоящих в 2009 году очередных парламентских выборов в Молдавии. А накануне их президент, возглавляющий также Партию коммунистов, скажет народу: мол, мы сделали все, что могли, и для достижения итоговых договоренностей с Тирасполем нам не хватило всего полшага — проголосуйте за нас, чтобы мы завершили начатое. Ну а после выборов Воронин, как водится, забудет о своих обещаниях, — предположил Клименко. Директор же Кишиневского института публичной политики Аркадий Барбарош счел реальными два варианта дальнейшего развития событий. По первому сценарию стороны, действительно, создадут рабочие группы и продолжат переговоры до достижения окончательных договоренностей по предоставлению Приднестровью статуса широкой автономии (которым, в частности, может быть регламентирована концентрация в руках центра ключевых полномочий, например, по обеспечению внешней политики и безопасности единого молдавского государства, по руководству его финансовой системой и таможенными структурами, а также по повсеместной защите прав человека, с передачей всех прочих властных функций руководству приднестровского региона). Однако факт вручения Смирновым Воронину проекта договора о дружбе и сотрудничестве насторожил эксперта и подтвердил вероятность второго сценария. В соответствии с ним, на самом деле, продолжение переговоров намерены имитировать Москва и Тирасполь с тем, чтобы в итоге отрапортовать мировой общественности, мол, и они очень старались, но, увы, ничего не получилось. Таким образом, по предположениям ряда аналитиков, последующие вслед за президентским блицем встречи представителей сторон, на самом деле, ни к чему не приведут и призваны лишь послужить своеобразной дымовой завесой, обеспечивающей видимость переговоров. Впрочем, СМИ выдвинули и другую версию. Исходя из нее, все последние контакты сторон, напротив, ориентированы на возобновление и достижение прогресса в переговорном процессе (он был прерван весной 2006 года, после осуществления Кишиневом, при содействии Киева, а также стран Евросоюза и США, экономической блокады Приднестровья, завершившейся насильственным вовлечением приднестровских экономических агентов в таможенное пространство Молдавии — Страна.Ru). Далее Москва смогла бы порадовать мир известием о достигнутых под ее руководством успехах в здешнем миротворчестве — в противовес известному косовскому примеру. Но при этом, как предупреждают СМИ, миротворческие лавры у России готовятся перехватить западные структуры, представители которых, между прочим, осенью 2003 года убедили молдавского президента Воронина отказаться от подписания уже парафированного меморандума Козака по приднестровскому урегулированию, дабы не допустить усиления российского влияния в регионе. Представители стран ЕС и США, в последнее время явно активизировавшиеся на Днестре, предпочитают сегодня вместо политической, в первую очередь, педалировать экономическую или, на худой конец, экологическую проблематику, как, например, на вышеупомянутом одесском семинаре. Вот и посол США в Молдавии Майкл Кирби на следующий же день после пятничного рандеву двух президентов встретился с председателем Верховного Совета ПМР Евгением Шевчуком, чтобы обсудить в присутствии представителей американской экспертной группы Вызовы тысячелетия перспективы реконструкции двух участков приднестровских автодорог, вкупе с проблематикой социально-экономического развития региона в целом. Также пообщавшийся в субботу со спикером посол Великобритании Джон Митчел, правда, уже не отвлекался на красоты окружающего мира и омрачающие их транспортные проблемы, сразу подняв именно вопросы приднестровского урегулирования. Однако до тех пор, пока представители Запада не заявят о том, что прежние их действия, скажем, по поддержке того же насильственного вовлечения приднестровских экономических агентов в молдавское таможенное пространство, были неправомерными и противоречили самой сути переговоров, Москва, осудившая тогда подобные шаги, находится вне конкуренции. Другое дело, что российской общественности сегодня тоже не известно, изжита ли, например, внутренняя конкуренция между различными ведомствами в данном вопросе и существует ли, собственно, у руководства России единый перспективный план по разрешению приднестровской проблемы, который учитывал бы не только геополитические замыслы Москвы, но и интересы самих приднестровцев. Ведь очевидно, например, что если в сегодняшних условиях неготовности молдавской политической элиты к формированию цивилизованного полиэтнического государства ?приговорить? Приднестровье к статусу автономии, делегирующей ключевые властные полномочия центру, то в результате более 17 лет самостоятельно и успешно существовавший регион окажется в полной зависимости от Кишинева. Также, как сейчас зависит от него и судьба 18 вагонов приднестровского щебня
0