Дмитрий Севастьянов: непонятый, но признанный
В Национальном художественном музее открылась выставка, посвященная 100-летнему юбилею классика молдавской живописи Дмитрия Севастьянова. Его имя стоит в одном ряду с такими мастерами старшего поколения как Лазарь Дубиновский, Клавдия Кобизева, Моисей Гамбурд. Но, быть может, из-за ранней смерти мастера (1956 год) широкой публике известно меньше. О его жизни и творчестве рассказала доктор искусствоведения Людмила Тома.Этому поколению художников удалось получить образование в Европе: Париже, Брюсселе, Бухаресте – или Риме, где стажировался Дмитрий Севастьянов. Впоследствии мастера преподавали в кишиневском художественном училище, помогая обретать профессиональные навыки молодым. В то же время их можно назвать трагическими фигурами: они испытывали такой идеологический прессинг, который после не довелось пережить никому. Все дело в образовании: ведь власть от них требовала ангажированных, на нужную тему произведений, но далеко не все были готовы такие работы создавать. И если Моисею Гамбурду бельгийская школа, связанная с реалистической традицией, позволяла быстро сочинять сложные сюжетные полотна, то Дмитрию Севастьянову, больше ориентировавшемуся на французскую школу в живописи – нет. Ведь эта школа ставила совсем иные задачи – сугубо пластические. И он после стажировки в Риме больше времени уделял именно этим проблемам. И тем, как он их решал, восхищались критики и молодые бессарабские художники конца 1930-х годов Ада Зевина, Михаил Греку, Эсфирь Греку. И сами подступились к ним лишь в 1960-х. «Мне удалось сфотографировать автопортрет Дмитрия Севастьянова 1938 года, написанный в Риме – он хранится в Национальном художественном музее Бухареста, - говорит Людмила Тома. - На выставке представлена репродукция. Обратите внимание: там лицо в теплых тонах, на еще более горячем фоне, в контрасте с «холодными» рубашкой и галстуком и пронзительным взглядом светлых глаз». Репродукция просто потрясающая: вот бы посмотреть оригинал.В послевоенный период Дмитрий Севастьянов, приехав в Кишинев и примкнув к соцреализму, вынужден был переучиваться. Дело в том, что в те годы соцреализм представлялся очень узко: ориентация только на творчество передвижников, требовался обстоятельный, подробный рассказ, как можно больше деталей. Это все творчески уничтожало художников, привыкших к обобщению, к созданию образов исходя из возможностей материала и живописных средств. Но они, как и Дмитрий Севастьянов, обязаны были исполнять заказ. Тем не менее, высокая пластическая культура сказывается даже в его широкомасштабных полотнах. Вот, к примеру, «Сбор урожая» 1953 года: обратите внимание, как мастер чувствует пластику движений, как играют свет и тени, солнце и солнечные блики. «Здесь нет ощущения того, что действие происходит именно в советское время, - комментирует Людмила Тома. - А есть что-то от античности, древности: вот так собирали урожай в древней Греции, конечно, иначе были одеты. То есть художник хорошо чувствует атмосферу».Дмитрий Севастьянов родился в г. Тулча, недалеко от Констанцы (Румыния), в семье старообрядца, мастера сапожных дел. Он из числа русских старообрядцев, когда-то уехавших из России и обосновавшихся в Бессарабии, а затем в конце XIX века переехавших в Тулчу – там была большая русская диаспора, работала русская школа. Дмитрий родился, когда отцу было уже 65 лет, и, конечно, мало кто мог помочь ему с образованием. Будущий классик начинал трудовой путь маляром, скопил денег и поступил в Академию художеств Бухареста. В Бухаресте участвовал в конкурсах, сотрудничал с журналами, причем не только как художник, но и журналист. В Бухаресте у него состоялось три персональные выставки, одна в Риме. В Кишиневе, куда он с группой бессарабцев приехал в 1940 году, художника ждала не менее трудная судьба. Он успел немного поработать и даже оформил с группой коллег сюжетной композицией молдавский павильон на ВДНХ в Москве. С началом войны пошел на фронт, но сразу попал в плен. Освобожденный советской армией, участвовал в боях на территории Венгрии и Австрии. При жизни получил признание, но его колористическое мастерство не было ни понято, ни оценено. И в Кишиневе, где прожил 16 лет, у него не состоялось ни одной персональной выставки. Так что нынешняя – первая. Выставка работает до 30 августа.