448

Свободный полет Ады Зевиной

Национальный художественный музей представляет памятную выставку Ады Зевиной – в 2008 году ей исполнилось бы 90 лет. Ада Зевина еще в послевоенные годы, в отличие от многих коллег – последователей академического реализма - пошла своим путем, приближаясь к западно-европейским течениям. И получила европейскую известность как оригинальный живописец, тонкий акварелист и ученый-искусствовед. Ее имя стоит в одном ряду с живописцем Михаилом Греку, дружбу с которым художница не теряла всю жизнь. Ада Зевина родилась в 1918 году в Кишиневе. После окончания гимназии поступила в Бухарестскую академию художеств на отделение живописи, ее педагогом был профессор Ф. Ширато. Художественная жизнь Румынии основывалась на влиянии французской культуры, что не могло не повлиять на творческое развитие студентки. В 1940 году, после известных политических событий вернулась в Кишинев и поступила в Республиканское художественное училище А. Плэмэдялэ, занималась у таких замечательных педагогов как Август Больер и Моисей Гамбурд. Военное лихолетье пережила в Казахстане, где работала в детском доме.Затем была Москва, учеба в Московском художественном институте им. В. Сурикова, откуда через два года Ада Зевина переводится на факультет теории и истории искусства Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, где занималась также на факультете живописи. С 1956 года – член Союза художников Молдовы. Выставляться начала с 1960-х годов, не только в городах бывшего Союза, но и за рубежом. Ее работы хранятся в частных коллекциях по всему миру. «Ада Зевина работала в самых различных техниках – живописи, графики, итальянским карандашом, акварелью, - рассказывает искусствовед Полина Гриднева. - Особенно хороши ее работы - малоизвестные широкой публике – в акварели, а также карандашный рисунок. И на выставке можно познакомиться с ними. Интересный момент в ее творчестве: работая акварелью, художница оставляет большое пространство бумаги неокрашенным, то есть белого цвета. Она моделировала свето-воздушную среду, создавала такие оригинальные композиции, пространство которых буквально захватывает зрителя необычайной магической силой. Это такие работы, как «Ворота старого города», «Автопортрет», «Зимние дни», «Балтийское море», «Цветы в голубой вазе», множество натюрмортов, пейзажей Молдовы и не только. Красота природы в них завораживает и успокаивает одновременно. Линии играют особую роль в ее творчестве, особенно в карандашном рисунке. Там она то беспокойная, напряженная и очень экспрессивная, то вдруг мелодичная и очень мягкая, навевающая лирическое настроение. Она всегда находилась в творческом поиске, никогда не останавливалась на достигнутом. В работах Ады Зевиной можно увидеть символы, метафоры, необычайные колористические эффекты». Полина Гриднева посоветовала обратить внимание на эффект золотистого света в некоторых пейзажах. Посмотрите на них внимательно, и, быть может, почувствуете, как золотистый свет начинает звать за собой. Как вызывает неожиданные ассоциации, заставляет додумывать картину самим, «дорисовывать» некоторые детали. Специалисты считают, что Аде Зевиной очень удавались портреты, потому что она тонко чувствовала человека и его настроение, угадывала характер и даже профессию. И, разумеется, мастерски передавала все эти состояния души.
0