562

Большие автобусы для Кишинева

Три недели назад в столице появились комфортабельные автобусы марки Hyundai. Новые машины в количестве 14 единиц циркулируют по 122 маршруту. Средства в приобретение автобусов инвестировала кишиневская фирма Ruta-Prim. Фактически это прецедент покупки больших городских автобусов частным инвестором, который сам же и будет обеспечивать их эксплуатацию. В интервью для «ЛП» генеральный директор Ruta-Prim Юрий Топалэ отметил, что «город нуждается в больших машинах, предназначенных для перевозки пассажиров. Сейчас используются, в основном, микроавтобусы на 11-14 мест, и редко – на 17 мест. А полная вместимость автобуса Hyundai Super Aero City составляет 116 человек (сидячих мест – 27). Это означает, что один наш автобус заменяет 6-7 микроавтобусов. По широким бульварам должны ехать автобусы, как это принято во всем мире. Для города это означает снижение транспортной нагрузки и загазованности. Модель Super Aero City соответствует европейскому экологическому стандарту Евро-3. Впрочем, сами машины не нужно особо представлять, поскольку концерн Hyundai входит в десятку мировых производителей автобусов».«В феврале нынешнего года я побывал в Сеуле, население которого превышает 15 млн человек. Общественный транспорт в столице Южной Кореи - только автобусы и метро. Более 80% автобусных перевозок осуществляются на машинах марки Hyundai, в том числе используется модель Super Aero City, приобретенная нами для Кишинева. Автобусы Hyundai эксплуатируются в странах Европы, в России (более тысячи единиц), Казахстане, Узбекистане. Кстати, именно автобусы Hyundai осуществляли перевозки спортсменов на чемпионате Европы по футболу 2008 года».Юрий Топалэ уточнил, что «приобретенные автобусы собраны в Южной Корее по предварительно заказанной нами комплектации. Это абсолютно новые машины, 2008 года выпуска. Концерн Hyundai предлагает большую гамму различных модификаций автобусов. Мы выбрали модель на 27 сидячих мест, чтобы просторней было внутри салона. По своим характеристикам Super Aero City относится к классу городских и пригородных машин. В автобусе две двери, причем устройство закрытия центральной двери сконструировано так, что не может придавить человека. В автобусе средний по высоте пол, и это тоже был выбор с учетом специфики Кишинева, где на сегодняшний день не используются низкопольные автобусы. Особенность салона – высокие окна, позволяющие даже стоя видеть улицу. Открываются окна в своей нижней части, что позволяет хорошо проветривать салон. Летом, даже если автобус долго стоит на солнце, он не перегревается, поскольку для этого предусмотрена специальная термоизоляция. Мы посчитали излишним устанавливать в салоне кондиционер, поскольку остановки по Штефан чел Маре идут через каждые 500-600 метров, и его работа была бы неэффективной. Но имеются 4 специальные печки, которые в течение 3-4 минут поднимают температуру в салоне до уровня 27-28 градусов, что очень важно для комфорта пассажиров в осенне-зимний период». Длина автобуса Hyundai Super Aero City равна 10,95 метров, ширина – 2,49 метров, высота – 3,2 метра. Двигатель объемом 5900 куб.см и мощностью 290 л.с. работает на дизельном топливе. Это очень мощный двигатель для такой машины (была возможность выбора двигателя на дизтопливе, бензине или сжиженном газе; однако по оценкам специалистов, для Кишинева наиболее приемлемым является дизель). Вес автобуса – около 10 тонн, с полной загрузкой пассажирами – 15-16 тонн. Машина способна развивать скорость до 100 км в час (скорость в Кишиневе ограничена – не более 60 км в час). Расход топлива на 100 км в городском цикле движения около 30 литров. Гарантийные обязательства изготовителя – пробег в 1 миллион километров без ремонта. На кузов автобуса гальваническим методом нанесено покрытие, предотвращающее коррозию. Сверху корпус выкрашен краской по желанию заказчика (в данном случае выбран белый цвет). Ходовая часть крепится на металлических рессорах, кроме того, на переднем мосту установлены четыре воздушных амортизатора, обеспечивающие плавность хода. Металлические рессоры – это реальность, подтвержденная опытом эксплуатации микроавтобусов: транспортникам приходится усиливать рессоры, которые часто ломаются на кишиневских улицах. В двигателе Super Aero City имеются воздушные фильтры. После трех недель эксплуатации оказалось, что эти фильтры полны грязи. Пришлось их снимать и промывать. И это тоже реальность эксплуатации автобусов в загазованной среде. 122 маршрут движения автобуса Hyundai по Кишиневу проходит от конечной остановки на ул. Алба-Юлия (сектор Буюкань) и до Ворот города (сектор Ботаника). Расстояние в одном направлении – около 15 км. Круг в 30 км, туда и обратно, автобус делает за 45 минут. Интервал движения составляет 7-8 минут, в часы пик – 5 минут. Строго соблюдается график. Останавливается автобус только на остановках. Коммерческая стоимость проезда установлена такой же, как на микроавтобусах – 3 лея (льготники правом проезда не пользуются). Пока что объемы перевозок незначительные, но ожидается, что они возрастут с началом занятий в школах и вузах. Маршрут идет мимо четырех университетов. Кроме того, надо сказать, что многие граждане находятся сейчас в отпусках. По предварительным расчетам, 14 автобусов будут перевозить по 10 тысяч пассажиров ежедневно. Очевидно, что со временем объемы перевозок будут даже больше: людям надо привыкнуть, ведь более двух лет маршрутки не ходили по бул. Штефан чел Маре. На вопрос о рентабельности Юрий Топалэ ответил, что на данном этапе говорить об этом рано, пока идет «обкатка» маршрута. Главное, что мы дали пассажиру выбор: он может ехать на троллейбусе, микроавтобусе или автобусе. Автобусы Hyundai предоставлены корейской стороной на условиях технического лизинга, и мы надеемся, что конечные суммы выплат не превысят достигнутых договоренностей. Стоимость каждой машины, с учетом предоставленной скидки – порядка 80 тыс. евро. По расчетам, автобусы окупят себя не ранее, чем через 5-6 лет. Следует заметить, что затраты по эксплуатации достаточно высоки. На обслуживании этих 14 автобусов задействованы более 80 человек: механики, инженеры, бухгалтера, за каждым автобусом закреплены по два водителя и два кондуктора. Ведется строгий учет продаваемых билетов: в частности, это нужно и для того, чтобы ежедневно анализировать экономическую ситуацию на линии и принимать адекватные решения. В Кишиневе с направлением движения маршрута №122 практически совпадает автобусный маршрут №3, который обслуживается муниципальным предприятием Автобусный парк АП-2. В беседе с корреспондентом директор по техническим вопросам АП-2 Андрей Коваль сообщил, что на данном маршруте занято ежедневно 8 автобусов автопарка. Конечно, с появлением на линии автобусов Hyundai выручка падает. Автопарк оставил на маршруте №3 те же 8 автобусов. Неизменным осталось число рейсов, выполняемых автобусами в часы пик. Однако количество рейсов вне часов пик, с 10 до 15 часов дня, пришлось сократить. Как заявил Андрей Коваль, пока мы не можем делать какие-либо выводы, поскольку накапливаем данные о работе наших автобусов. После этого можно будет детально проанализировать ситуацию.Говоря о перспективах, Юрий Топалэ сообщил, что компания Ruta-Prim планирует приобрести низкопольные автобусы Hyundai еще большей вместимости, соответствующие стандарту Евро-5. Возможно, что будут закуплены и небольшие автобусы Hyundai марки Country, с одной или двумя дверями. «Как представитель концерна Hyundai в Молдове, готов предоставить информацию в отношении автобусов и их комплектации: автобусы Hyundai могли бы приобрести молдавские транспортные фирмы, обслуживающие и другие маршруты. Hyundai предлагает различные варианты городских, междугородных и туристических автобусов. Таким образом, возможно обеспечить потребности в любых по объему и назначению пассажирских перевозках».* * *В Кишиневе и на пригородных линиях эксплуатируется 1560 микроавтобусов на 70 маршрутах, их обслуживают около 3 тысяч водителей. Средняя длина круга движения (в оба конца) по городу – 18-25 км, в пригороде – 30-40 км.
0