493

Американская торговая палата создает новое бизнес-сообщество

Весной этого года ряды членов Американской торговой палаты в Молдове (AmCham) пополнили ряд известных компаний. Среди них Rompetrol, Nokia, Supraten, Ecovit и др. Сегодня среди членов палаты 55 компаний с местным и иностранным капиталом. AmCham стала одной из крупнейших бизнес-ассоциаций в Молдове, объединяющей представителей частного бизнеса. - Главное предназначение AmCham мы видим в содействии улучшению инвестиционного климата в Молдове и привлечению иностранного капитала, в том числе из США, - отметил для «ЛП» президент палаты Джон Максемчук. – Мы также стремимся создать некое бизнес-сообщество, объединить под своей эгидой работающих здесь людей бизнеса из разных стран, давая им тем самым возможность общаться, обсуждать свои проблемы, делиться опытом. Чем чаще мы будем встречаться, обмениваться мнениями и предлагать разные варианты улучшения условий деятельности бизнеса, тем лучше будет и для деловых кругов, и для государства. Хотел бы подчеркнуть: мы не только выдвигаем идеи и высказываем пожелания. Мы готовы засучить рукава и действовать, решать проблемы на практическом уровне. При этом мы стараемся не действовать в одиночку. Если объединить силы бизнеса, правительственных структур и неправительственных организаций, в одинаковой мере стремящихся улучшить деловой климат в стране, можно быстрее и эффективнее достичь поставленных целей. Одним из примеров такого подхода стало сотрудничество AmCham с Корпорацией вызовов тысячелетия (Millennium Challenge Corporation). Задачей палаты в этом тандеме было выявление основных барьеров экономического развития Молдовы. С этой целью Американская торговая палата провела исследования на уровне частного бизнеса. В результате были выявлены основные факторы, которые, по мнению местных и иностранных инвесторов, значительно затрудняют ведение бизнеса и, соответственно, экономическое развитие Молдовы в целом. Такими факторами, прежде всего, предпринимательские круги считают слабо развитую инфраструктуру, дорогие кредитные ресурсы на местном финансовом рынке, отсутствие квалифицированной рабочей силы. На основе сделанных выводов Корпорация вызовов тысячелетия решила сконцентрировать свои усилия в Молдове на решении проблем инфраструктуры – реконструкции дорог и улучшении ирригационных систем. AmCham, в свою очередь, решила внести посильный вклад в решение проблемы обеспечения рынка квалифицированной рабочей силой и удешевления кредитных ресурсов в Молдове. Для реализации первой из этих задач AmCham проводит в данный момент детальное изучение рынка труда в Молдове. На основе полученных данных палата намерена выработать рекомендации по улучшению ситуации. Они будут разбиты на две категории. К первой будут отнесены проблемы, которые может и должно решать правительство. Во второй блок войдут рекомендации для бизнеса – что он может и должен сделать собственными силами. Это как раз отражает философию деятельности американской палаты – не только предлагать и советовать, но и самим решать конкретные проблемы. Существенным вкладом улучшения ситуации в этом направлении станет, по мнению AmCham, реализация «шведской модели» компьютеризации для Молдовы. По словам Максемчука, американская палата совместно с UNDP и министерством информационного развития продвигают идею, чтобы компании покупали домашние компьютеры для своих работников. Благодаря реализации подобной программы Швеция в 90-е годы прошлого века вышла в мировые лидеры по обеспеченности населения компьютерами. «Мы считаем, что внедрение в Молдове такой практики поможет развитию способностей молодежи, ускорит переход к электронному документообороту, - говорит Джон Максемчук. - Компании тоже не будут в накладе – они получат более квалифицированные кадры, отвечающие современным требованиям. Сегодня в Молдове явственно ощущается дефицит таких кадров. Поэтому мы надеемся, что наша инициатива будет поддержана большинством местных компаний». В начале июля совет директоров AmCham встречался с премьер-министром Молдовы Зинаидой Гречаной и другими высокопоставленными лицами правительства. Американская торговая палата выразила премьер-министру свою готовность поддержать правительство в ходе внедрения новой правительственной программы «Прогресс и интеграция», а именно вести конструктивный и эффективный диалог с властями для выявления и преодоления проблем, с которыми сталкиваются инвесторы и местные предприниматели. Правительство, в свою очередь, обещало поддержать AmCham в реализации инициированных проектов. Помимо проблемы рабочей силы в Молдове, в ходе встречи была затронута тема дорогих денежных ресурсов на внутреннем рынке. Американская палата объясняет это тем, что международные рейтинговые агентства несправедливо присуждают Молдове слишком высокий рейтинг риска, позиционируя ее на одном уровне с Руандой, Ливаном и т.п. Это существенно портит имидж Молдовы и дискредитирует ее на международных финансовых рынках. В конечном итоге дорогие кредитные ресурсы становятся определяющим фактором неконкурентоспособности молдавских предприятий по сравнению с международными компаниями. Представители AmCham считают, что ситуацию можно улучшить посредством постоянного и аргументированного диалога с международными рейтинговыми агентствами.По мнению членов палаты, у Молдовы много преимуществ и возможностей для привлечения в страну иностранных инвестиций. «В Европе не так много стран, которые могут предложить инвесторам условия и возможности, сопоставимые с молдавскими, - говорит Джон Максемчук. - У вас еще много ниш, где можно быть первыми и успешно вести свой бизнес. Это создание программных продуктов, туризм, некоторые направления в промышленности и сельском хозяйстве. Но при этом молдавский рынок очень маленький. Поэтому если инвестор из США или любой другой страны сравнивает с Украиной, Румынией или Россией, при прочих равных условиях он сделает выбор не в пользу Молдовы. Чтобы перетянуть его на свою сторону, вам нужно предложить значительно более хорошие условия именно для ведения бизнеса. Скажем такой «нематериальный» фактор, как время. Вы даже не можете представить, сколько времени и сил приходится порой тратить на преодоление бюрократии. Мне приходится около 30% своего времени тратить на «защиту» своего бизнеса, и только 70% - на его развитие. Простой пример. Проживая в Кишиневе уже долгое время, мне пришлось обновлять свои водительские права в штате Массачусетс. В США новые права оформили за пять минут на основании отправленного по электронной почте запроса. В Молдове же на получения одного документа мне потребовалось три недели и посещение 4-5 кабинетов. Инвестор должен видеть, что здесь он за три месяца сможет сделать то же, что в Украине за шесть. И что обойдется это ему в два раза дешевле. Только при таком подходе его выбор однозначно будет в пользу Молдовы». Еще одно стратегическое направление деятельности AmCham – социальные проекты. Палата в целом и многие ее члены по отдельности стали участниками инициативы ООН Global Compact по внедрению принципов корпоративной социальной ответственности. Осенью прошлого года AmCham совместно с фондом «Евразия» и UNDP провели в Кишиневе международный бизнес-форум по вопросам социальной ответственности бизнеса. Палата также стала инициатором проведения творческого конкурса среди молдавских изданий и журналистов по освещению проблем корпоративной социальной ответственности. «Это не PR-акции, как многие считают, а проявление гражданской позиции и чувства долга перед обществом, - считает Максемчук. - Бизнес должен четко осознавать, что он не может стоять в стороне от проблем общества. Да, мы все стремимся заработать, это основная цель любого бизнеса. Но мы не можем игнорировать проблемы людей, пренебрегать требованиями охраны окружающей среды, подвергать риску здоровье и благополучие окружающих. Поэтому задачу продвижения корпоративной социальной ответственности мы считаем столь же важной, как улучшение инвестиционного климата в Молдове и другие направления нашей работы. Каждый бизнес является частью сообщества. Например, в вашем домашнем сообществе есть хорошие соседи, которые действуют на благо обществу, а есть те, которые не делают этого. Подобное происходит и в бизнесе. Некоторые компании вносят социальный вклад, а некоторые нет. AmCham стремится стать ассоциацией, подающей примеры для подражания».
0