534

Особый «марочный» статус

На прошлой неделе был опубликован закон об охране географических указаний, наименований мест происхождения и гарантированных традиционных продуктов. Документ, разработанный в AGEPI, в первую очередь, касается местных производителей. Но большого резонанса пока не вызвал: производитель не знаком с такими понятиями как «географические указания» и «гарантированные традиционные продукты». До сих пор законодательство предусматривало только охрану наименований мест происхождения (после подписания Лиссабонского соглашения), а географические названия охранялись косвенно — посредством закона о товарных знаках. В наследство от лиссабонского членства, нам досталось 810 наименований мест происхождения, таких как «Пилснер», «Карловарские воды», «Богемское стекло», «Семичевьске пиво» и проч. По национальной процедуре в Молдове зарегистрировано лишь семь наименований: пять от иностранных заявителей («Будвайзер», «Карловарска горка») и два от молдавских («Чумай», «Ромэнешть»). Остальные производители интереса не проявили. Генеральный директор AGEPI Дориан Кирошка сообщил, что те же виноделы просто недооценивают свои перспективы. «Я был в Бургундии, где есть местность с т. н. золотой косой, она защищает от ветров 20 га винных плантаций. Через каждые 500 м виноград приобретает особые свойства, соответственно производится разное вино, но качество его неизменно. Все виноделы, владеющие этими участками, зарегистрировали наименование места происхождения, которое знает вся Европа. Для Молдовы этот опыт показателен. К примеру, в Олэнешть есть несколько винодельческих компаний, которые смогли бы объединиться и подать такую же заявку. Один может выпускать «Рошу де Олэнешть», другой - «Роз де Олэнешть» и т. д. Важно, чтобы плантации, сырье, производство — все находилось в этой географической зоне, вплоть до розлива. А продукт обладал особой органолептической характеристикой, обусловленной географической средой. Качество должно быть неизменным, только тогда на его этикетке может появиться соответствующая надпись. Это важно как для местного, так и для европейского потребителя». Пока неясно, кто войдет в состав комиссии, которая должна анализировать заявки предприятий и контролировать качество продукта. По словам г-на Кирошка, в августе запланирована встреча с виноделами и ведущими энологами, где пройдет презентация нового закона. Вероятно, контроль вина возьмет на себя Союз энологов. Отчасти решен и материальный вопрос. После того, как AGEPI выиграло грант в 1 млн евро, можно приглашать европейских экспертов - консультантов. После завершения всех подготовительных работ обладателями охраняемого наименования места происхождения вначале станут виноделы. Потом наступит очередь молочной, мясной промышленности, изделий народного творчества. Уже сейчас понятно, что комбинаты «Крикова» и «Милештий Мичь» к этой категории причислены не будут. Поскольку сырье они получают из разных регионов республики. Подобные предприятия могут претендовать на охраняемое географическое указание. Здесь главное — обладать репутацией и иметь в указанной местности хотя бы одно из звеньев производства. В отношении регистрации географических указаний у каждой страны своя позиция, отсюда и разногласия. Один из самых громких скандалов был вызван инициативой стран ЕС, решивших защитить свои географические бренды. Был составлен даже список продуктов (порядка 40 наименований), в котором фигурировали пармская ветчина, шабли, сыры пармезан, рокфор, моцарелла. С этим категорически не согласились в США, по понятным причинам: там только оборот рынка продуктов итальянской кухни составляет $20 млрд в год и лишь 10% из этого объема импортировано из Италии. Около 60 из 100 самых дорогих продовольственных брендов (каждый стоимостью более $1 млрд) принадлежат американским компаниям, поэтому власти заявили, что нельзя вводить монополию на названия товаров, давно ставших дженериками в сознании потребителей. Т. е. эти продукты утратили свои географические особенности и их названия не могут принадлежать только одному региону. Такого же мнения придерживаются в России, Украине и Молдове.Но отчасти придерживаются принципа: «все, что мое — это мое, все что твое — наше». К примеру, российский «Роспатент» составил свой список из 50 географических брендов. Среди них четыре вида продуктов: тульские пряники, вологодское масло, можайское молоко и воронежский хлеб. Пятнадцать промысловых: хохлома, гжель, вологодское кружево и оренбургский платок. Остальное пришлось на минеральные воды. Отвергая принцип «первый во времени — первый в праве», «Роспатент» позволил в свое время зарегистрировать частным предприятиям товарные знаки «Жигулевское», «Янтарь» и «Дружба», несмотря на то, что пиво и сырки под этим названием в СССР не производил только ленивый.Отличились и на Украине, где рокфор и пармезан считают дженериками. Однако по международной Мадридской процедуре украинской компании удалось зарегистрировать названия «валидол» и «корвалол». А значит, «сделку» автоматически признала и Молдова. Это решение в суде пытаются оспорить как российские, так и молдавские производители лекарств, но пока безуспешно.Интересна позиция специалистов AGEPI. По их словам, такие названия продуктов как «колбаса Московская», «колбаса Венская», «сыр Литовский», «Сыр Моцарелла», «хлеб Бородинский», «окорок Тамбовский» и проч. - общепринятые названия. Данные слова обозначают тип товара, не более, поэтому не могут быть никем зарегистрированы. Равно как и «Птичье молоко» и «Дюшес». (Хотя известно, что «Роспатент» позволил зарегистрировать фабрике «Рот Фронт» те же марки «Птичье молоко» и «Театральная»). А вот «Моцарелла де ла Брэвичень» могла бы получить особый статус, если бы такая заявка была подана. Что касается коньяка и конфет «Молдова», хлеба и коньяка «Бородинский», то они были зарегистрированы в т. н. дескламированном виде, когда защиту получает только изображение элементов этикетки. На использование названия эксклюзивное право не распространяется. Сегодня в AGEPI подано три заявления на регистрацию марки «Жигулевское». Марка скандальная, в свое время ее успел зарегистрировать Самарский пивзавод, потом решение конкуренты оспорили в суде. Борьба за эксклюзивность длиться более десяти лет. Но пока суд да дело, появились претенденты и в Молдове. Однако марка тоже будет зарегистрирована как элемент этикетки, без права единоличного пользования названием.Вообще подобные эксклюзивы в республике были предоставлены только один раз и только пивзаводу «Эфес Витанта». Речь идет о регистрации марки «Кишинэу», где присутствует географическое наименование. Согласно закону о товарных знаках, такие марки регистрировать запрещено, но вопрос был вынесен на обсуждение муниципального совета. Учитывая, что «Эфес Витанта» - крупнейший производитель пива, вложивший в продвижение бренда не один миллион, советники пошли на компромисс. Товарный знак «Кишинэу» был передан в пользование пивзаводу на 10 лет за 50 млн леев.Регистрация товарных знаков по национальной процедуре до сих пор вызывает много споров, поскольку преимущества получает первый заявитель. Другими словами, если товарный знак в Молдове не зарегистрирован, это может сделать каждый. Для торговли и производства — большие риски. Однако сетевики, такие как «Овико» и «Парфум Лукс» регистрируют только название собственных сетей, а не всей продукции. С одной стороны, это оправдано. Иностранные производители легко идут на судебные разбирательства и доказывают, что марка была зарегистрирована посторонним со злым умыслом. С другой стороны, возможны казусы. Я, к примеру, не понимаю, почему в AGEPI зарегистрировали товарный знак «Живанши» за гражданином, абсолютно не имеющему к нему отношение.Были попытки получить охрану прав на парфюмерный бренд «Лаура Биажиотти», причем представителем специализированного ритейла. Ему отказали, поскольку товарный знак состоит из имени собственного. Отказ последовал и претендентам на марку «Связной», под таким названием действует российская сеть по продаже мобильных телефонов. В данном случае, в Агентстве по охране интеллектуальной собственности проявили бдительность. Чего не скажешь о казусе с товарным знаком «Планета Суши». Популярная сеть московских ресторанов, планируя выйти на молдавский рынок, подала заявку на регистрацию марки по международной системе. Одновременно заявка была принята и в AGEPI, но от постороннего лица. Ситуацию спасло то, что россияне оказались расторопнее всего на два дня. Иначе пришлось бы дорого заплатить. На это специалисты отвечают, что намерения заявителей сложно проследить, ведь вполне возможно, регистрация была согласована с производителем товара. В устном порядке. Так или иначе, в компетенции агентства — экспертиза и регистрация товарных знаков, согласно законодательству. А если оно идет в разрез с законами другой страны, это уже другая история. Как в случае с валидолом.
0