491

Десять лет на сцене

До рынка недвижимости у законодателей все как-то руки не доходили. Однако в последнее время наблюдается рост числа законов, регулирующих эту область: принят давно ожидаемый закон об ипотеке, на очереди – закон о жилье, поправки в ряд действующих законов. До конца июля министерство строительства и развития территорий должно было представить на рассмотрение в кабинет министров законопроект о жилье. История у него драматичная и противоречивая. Так, необходимость его разработки поняли еще в 1996-м, когда правительство представило в парламент обновленный вариант закона. Депутаты вернули его обратно, была сформирована рабочая группа для создания Жилищного кодекса. В 2000 году кодекс направили в парламент, первое чтение прошло в 2001-м. Стороны констатировали наличие массы неясностей и неточностей, и документ опять отправился в кабинет министров. Затем, в 2006-м Агентство строительства и развития территорий презентовало уже не кодекс, а закон о жилье. Законодатели рассматривали его дважды, но в ноябре 2007-го правительство отозвало и его. Тогда было представлено свыше 140 поправок и замечаний, предлагалось отправить законопроект на экспертизу в Совет Европы. Увы, спикер Мариан Лупу настоял на том, что закон о жилье нуждается в улучшении. «Прежде всего, хочу подчеркнуть, что сегодня мы говорим только о проекте закона о жилье», - уточняет начальник управления жилищной политики и европейской интеграции министерства строительства Елена Беженару. - «Работа над проектом началась давно, а сейчас в него вносятся последние дополнения. Документ проходит антикоррупционную экспертизу, изучаются предложения ЦБЭПК и министерства юстиции. Как планируется, в августе его будет обсуждать кабинет министров, а в сентябре он отправится в парламент. Разумеется, если все пойдет по плану. Одновременно в парламенте находится проект закона о внесении поправок в закон о кондоминиуме. Отмечу, что они будут рассматриваться только в совокупности с законом о жилье, так же как и поправки в закон о приватизации жилищного фонда. Не исключено, что эти документы решат объединить и обобщить. Зарубежные эксперты порой спрашивают, почему закон о кондоминиуме применяется реже, чем о приватизации жилищного фонда? Получается, что рынок регулируют два параллельных закона. Может, их и стоит объединить в один, посмотрим. Мы пока дискутируем о «расширении» закона о кондоминиуме, внесении в него положений второго документа. Необходимость принятия закона о жилье очевидна. Он должен заменить устаревший Жилищный кодекс, принятый еще в 1983 году, а также закон о жилищном фонде со специальным статусом, образца 1996-го. Положения, касающиеся протокольного жилья, войдут в новый проект. Еще нужно отметить, что разработаны поправки в Кодекс об административных правонарушениях, касающиеся управления приватизированным жильем. Мы даже мы подумываем о необходимости создания законодательных рамок, которые будут регулировать деприватизацию жилья. Было несколько случаев отказа от права собственности, однако, пока эта норма нигде не прописана. Профучастники ссылаются лишь на положения Гражданского кодекса. Возможно, нормы, устанавливающие правила деприватизации, и стоит внести в законодательную базу. Международный опыт в этой области разнится, мы его внимательно изучаем». В министерстве надеются, что новый закон станет основой для реорганизации всей системы нормативных актов, регулирующих сферу жилья, определит роль и место каждой существующей структуре. А создание Государственной инспекции в области жилья улучшит контроль над состояние жилого фонда и поможет улучшить качество предоставляемых коммунальных услуг. Регламент ее деятельности предстоит разработать и утвердить правительству. На что еще следует обратить внимание? Существенно измененилось понятие «социальное жилье». Пока решено, что правом на его получение будут обладать граждане, не являющиеся собственниками жилья, земельных участков для строительства, не приобретавшие недвижимость и не получавшие кредитов для ее покупки или строительства домов на протяжении последних пяти лет. Потенциальными соискателями могут выступать граждане, проживающие в стесненных условиях, с «недобором» жилой площади на одного человека (по нормативам – 9 кв. м); жители домов, не отвечающих санитарным и техническим требованиям; молодожены в возрасте до 35 лет, не имеющие в собственности жилья. В приоритетном порядке будут обеспечиваться социальным жильем инвалиды. Более того, жильцы социальных квартир получат право на получении скидок на квартплату, разница между льготными тарифами и действующими ставками будет покрываться за счет местных бюджетов, на балансе которых находятся дома с соцжильем. Меняется порядок перепланировки и реконструкции жилья. Несмотря на то, что в последние три года процесс незаконной перепланировки несколько затормозился, наворочено за прошедшие годы тут немало: в домах 102-й серии собственники активно сносили несущие стены, в 143-й серии и МС объединяли лоджии и кухни, туалеты и ванные комнаты. По идее, теперь реконструкция жилья станет возможна, но изменятся правила ее проведения. Запрещен перевод жилых помещений, расположенных в жилищном фонде публичной собственности, в категорию нежилых помещений. Частным владельцам это делать разрешается, но только с согласия двух третей всех собственников. Служебное жилье, приобретенное за счет средств государственного или местных бюджетов, нельзя будет продавать или приватизировать. Протокольным жильем на время исполнения служебных функций смогут пользоваться только спикер парламента, президент и премьер-министр (раньше хотели включить и председателя Конституционного суда). «Очень будет любопытно посмотреть, что министерство посчитает нужным внести в новый закон», - говорит генеральный директор компании «Гофма консалтинг» Дмитрий Тэрэбуркэ. - «Жилищный кодекс и его потенциальный преемник, закон о жилье – это социальные документы, которые в первую очередь регулируют жизнь бедных слоев населения. Их и так заставляют платить за якобы излишнюю площадь и постоянно оказывают давление остальными «способами». Поэтому к смене правил игры необходимо подходить максимально взвешенно. Что называется, по принципу «не навреди». Пусть уж применяется устаревший вариант советских времен, чем недоработанный и, следовательно, неработающий новый закон. Неясно, что за разговоры идут о возможной деприватизации. Что, когда и кому конкретно понадобилось? Нормальный человек захочет отдать свое, «подарить» обратно государству? Глупость какая-то. Если в Москве еще могут появиться собственники, желающие деприватизировать жилье, то это связано с весьма ограниченным количеством вариантов конъюнктуры. Да и цифры в Москве другие, цена вопроса совершенно иная, чем в Кишиневе. Государство обязано ориентировать проводимую политику на социальном жилье, но это делается через налоговые льготы, бюджетные дотации и т.п. Что вообще предлагается, перейти бывшим собственникам на долгосрочный найм?А если деприватизацию будут осуществлять среди должников коммунальных услуг? Сейчас законодательно отрегулированы процессы экспроприации и национализации. И надо сказать, за этот год государство их активно применяло, хотя это и чрезвычайно сложная процедура, ведь цели экспроприации должны быть архиважными! В противном случае мы получаем митинги протеста, иски в ЕСПЧ. Недовольство государства собственником, желающим получить компенсацию в $10 тыс. за кв. метр, понять можно. И проблему компенсаций надо решать. Но эволюционным путем, с помощью разработки концепции развития рынка недвижимости. О которой эксперты говорят уже лет десять. Комплексный документ позволил бы работающим на рынке компаниям более уверенно стоять на ногах. Хочется каких-то четких ориентиров. Ну и чиновникам он бы не помешал, позволив планировать работу по регулированию рынка». Справедливости ради отметим, что деприватизация у нас все же осуществлялась, либо по решению суда, либо с согласия всех собственников. В соответствие с единственным понятным мотивом – выгодой. Пока минстрой открыт для дискуссий, можно посоветовать профучастникам направлять свои мнения разработчикам законов.
0