439

Борьба за НДС

Налог на добавленную стоимость в Молдове прижился. Уже не звучат призывы отказаться от НДС, заменить его налогом с оборота или налогом с продаж. Сегодня речь идет о развернутой реформе НДС: предприниматели предлагают правительству снизить базовую ставку НДС, пересмотреть льготы, упростить механизм возмещения НДС, отменить порог для добровольной регистрации в качестве плательщика НДС. Таким представляется молдавским налогоплательщикам этот европейский налог. В Молдове НДС пока не приобрел вполне европейский вид: слишком много ограничений. «Ограничения не имеют место только там, где все хорошо», - считает начальник главного управления налогового администрирования ГГНИ Юрий Ликий. У нас не все хорошо. Налоговые посты фиксируют занижение показателей продаж в 2 – 6 раз, процветают расчеты «черным налом». Это значит, что в бюджет не попадает большая часть НДС, который в условиях действия нулевой ставки налога на доход юридических лиц становится основным источником государственных доходов. Государство реагирует на негативные явления все новыми ограничениями, откладывая снижение базовой ставки НДС. Недавние изменения налогового законодательства расширяют полномочия налоговых постов. Им дано право определять налоговые обязательства, в т.ч. по НДС, косвенными методами. Статью 97 НК депутаты утвердили в редакции, согласно которой в случае применения косвенных методов и источников налогооблагаемой базой налогооблагаемой поставки считается база, определенная на основании ст. 225. А последняя предписывает, что при определении налоговых обязательств путем осуществления налоговой проверки с установлением налоговых постов прямым основанием для расчета дохода от продаж (оказания услуг) служат ежедневные продажи товаров и услуг, зарегистрированные во время действия налоговых постов. Другой свежий закон обязывает налогоплательщиков, начиная с 2009 года, использовать при расчетах наличными в крупных торговых центрах ПОС-терминалы и устанавливает штраф в размере 6000 леев за каждый случай нарушения этого положения. Этот же закон ограничил расчеты наличными для юридических лиц до «1000 леев за каждую сделку». Изменения порядка наличных расчетов вызывают много вопросов, но государство не уступает: надо сохранять положительную динамику налоговых доходов. А она сегодня в основном зависит от поступлений по НДС. По данным минфина, за шесть месяцев текущего года план бюджетных поступлений по НДС выполнен на 128,8%. В налоговой инспекции отмечают стабильный рост платежей по НДС, начиная с 2001 г. «До этого он составлял порядка 6–7% в год, а в 2006–2007 гг. рос более чем на 20%, и мы надеемся, что такая динамика сохранится», - говорит Юрий Ликий. Он считает этот результат следствием администрирования: «НДС – налог оперативный, и это позволяет нам достаточно быстро реагировать на нарушения».Оптимизм налоговиков объясняется и наличием «больших резервов» в системе администрирования НДС. Торговля, строительство, грузовые перевозки и др. – это отрасли, в которых велики объемы неучтенных оборотов, контрабанды и «черной наличности». Этим зонам риска налоговики будут уделять больше внимания, и платежи, в частности по НДС, и дальше будут расти пропорционально успехам налогового администрирования. Общая сумма возмещаемого НДС с годами не уменьшается, но темпы ее роста отстают от темпов роста поступлений. Начиная с 2005 года, в относительных показателях динамика получается отрицательная. По данным ГГНИ, в 2002 году сумма возмещенного НДС составляла 20% от суммы поступлений по НДС, в 2003 - 21,3%, в 2004 - 22,5%, а с 2005 по 2007 гг. – 17,9%, 15% и 15,3%, соответственно. За шесть месяцев текущего года этот показатель составил 10,6%. Налоговики ссылаются на сезонный характер отечественной экономики и рекомендуют сравнивать только годовые показатели. Но по сравнению с тем же периодом 2007 года сумма возмещения сократилась на 3,7 млн леев (0,57%) при росте экспорта на 17,7%. За шесть месяцев этого года экспортерам алкогольной продукции возместили на 11% больше НДС, транспортным предприятиям – на 55,2%, предприятиям легкой промышленности – на 3,5%, сельхозпроизводителям – на 6,3%, производителям оборудования и комплектующих – на 40,3% больше, чем в первом полугодии 2007 года. Государственные субсидии для сельхозпроизводителей в виде возврата НДС перешагнули плановый показатель в 50 млн леев. С начала этого года 23 предприятиям, осуществившим капитальные инвестиции в регионах, возмещено 16,8 млн леев. Количество получивших возмещение налогоплательщиков выросло с 478 до 563, или на 17,8%, несмотря на отмену нулевой ставки НДС в строительстве. Механизм возмещения совершенствуется. В марте были отменены положения о группах доверия и вместо них сформулированы единые условия, исполнение которых обеспечивает налогоплательщикам фактически заявительный характер возмещения НДС. Налоговики работают над созданием программного продукта, который планируют применять с нового года. Он позволит компьютеру автоматически «выносить решение» о возмещении, проверив информацию предприятия на соответствие четырем критериям, перечисленным в Положении о возмещении НДС, по имеющейся базе данных. Решение будет основываться на показателях из декларации и приложенном к ней заявлении налогоплательщика.В налоговой инспекции стараются максимально сократить документооборот и исключить влияние человеческого фактора. Но многие экспортеры даже не обращаются за возмещением. Например, потому, что не все приобретения по проведенным ими экспортным операциям оплачены через банковские счета, как требует ст. 101 НК: все равно откажут. А из тех, кто обращаются и соответствуют, не все ждут 45 дней, как предусматривает закон: кто-то меньше, а кто-то гораздо дольше. О европейской системе возврата НДС на основании деклараций нашим плательщикам остается только мечтать. Но их возмущают не только опоздания с возмещением НДС, но и так называемая рутина. Условия выдачи бланков налоговой накладной, например. «Тысячу раз получаешь бланки, приносишь все документы, налоговый инспектор фирму знает, как облупленную, но и в тысячу первый требует представить тот же перечень бумаг, - говорят бухгалтеры. - И выдает накладные в количестве, которое налоговики сами и определяют. Приходится постоянно бегать в налоговую за бланками, как будто у них и у нас другой работы нет». В свете последних ограничений по наличным расчетам эта проблема становится еще актуальнее. Известно, как поступают подпадающие под его действие предприятия: разбивают покупку стоимостью больше 1000 леев на несколько по 1000 леев. Накладных на такое оформление сделки требуется больше, чем раньше. А получение бланков забюрократизировано настолько, насколько позволяет фантазия налоговых органов.Напомним, что действующую систему выдачи бланков налоговых накладных создавали на пике борьбы с «фантомами», которые, в основном, и использовали фальшивые или дублированные накладные. Тогда под подозрением были все. Сегодня о «фантомах» стали говорить меньше, хотя проблема не исчерпана. Они никуда не делись, их бизнес также рентабелен, говорят специалисты. И недоверие осталось. Мы не одиноки в борьбе с «фирмами-однодневками». В ЕС, например, сражаются с «каруселью НДС» - схемой ухода от налогообложения, в основе которой такие же фантомные фирмы. Но у них специальные органы заводят уголовные дела и сажают виновных по таким фактам, в то время как у нас большинство дел остаются нераскрытыми. Надо проанализировать это явление с точки зрения слабости применяемых государственных инструментов, считают эксперты. Впрочем, это выходит за рамки компетенции налоговиков: они сталкиваются с фантомными предприятиями лишь на этапе налоговых последствий их деятельности. Опыт показывает, что в отношении «плохих» налогоплательщиков «профилактический» порядок выдачи бланков налоговых накладных – не панацея, а для добросовестных он просто оскорбителен. Но он не был установлен директивно: ГГНИ не может подменять территориальный орган. При этом в ГГНИ понимают, что наличие бессмысленных бюрократических барьеров иллюстрирует недоверие налоговых инспекторов к налогоплательщикам. Не уверены, значит, плохо знают плательщиков НДС, и надо потребовать, чтобы знали лучше, а не узнавали во время налоговых проверок, как и чем занимался плательщик, работая два года. В условиях роста спроса на бланки «мы намерены заняться изучением порядка их выдачи территориальными ГНИ с целью его оптимизации», обещает Юрий Ликий.Есть надежда, что спасением от самодеятельности налоговых чиновников станет новый закон – Кодекс налоговых процедур, в котором будут объединены нормативные акты правительства, минфина и ГГНИ. Проект этого документа налоговики подготовили и раздали заинтересованным сторонам для обсуждения. В ГГНИ планировали свою работу над проектом так, чтобы парламент успел принять закон и ввести его в действие с нового года.
0