1401

Новый закон о валютном регулировании

Закон РМ «О валютном регулировании» был утвержден в окончательном чтении еще в марте, дата его официальной публикации - 18 июля, а полностью он вступает в силу по истечении шести месяцев со дня опубликования. Неспешность на уровне подготовки, принятия и введения в действие нового закона специалисты, причастные к его разработке, объясняют тем, что он практически первым из законодательных актов попал под действие новых правил проведения правовой экспертизы. И был подвергнут всестороннему рассмотрению на предмет совместимости не только с внутренним законодательством, но и соответствия нормам, зафиксированным в документах Международного валютного фонда и Европейского союза. Эксперты МВФ в доработке законопроекта принимали участие в рамках специальной миссии, так что с этой стороны его можно считать апробированным с полным основанием. Что касается «европейского вектора», то достаточно сказать, что в самом тексте нового закона содержится специальное указание на то, что он совместим по ряду ключевых позиций с положениями Договора об учреждении ЕС и соответствует Директивам Совета ЕС. В срок до середины января 2009 года Национальный банк Молдовы должен изменить и/или утвердить специальные регламенты в соответствие с духом и буквой нового закона, а правительство обязано в этот же период привести в соответствие с ним действующие нормативные акты общего характера. После этого отутюженный в стрелочку Закон и вступит в силу во всей своей красе. Одним из наиболее существенных нововведений закона - утверждение списка операций, которые относятся к разряду «капитальных», считает вице-президент НБМ Марин Молошаг. «Для регулирования наиболее существенным остается принцип разделения всех валютных операций на «текущие операции» и «капитальные операции». Молдова, как член МВФ, еще в июне 1995 года приняла на себя обязательства воздерживаться от введения ограничений на осуществление платежей и переводов по международным текущим операциям. Введение каких-либо, даже временных ограничений, возможно только после согласования с МВФ и должно быть продиктовано какой-либо очень веской и убедительной для международного сообщества причиной, вызванной чрезвычайными обстоятельствами. С другой стороны, согласно положениям статьи VI раздела 3 «Контроль за переводами капитала» Устава МВФ, государства-члены вправе по собственному усмотрению могут применять меры регулирования и контроля в отношении импорта и экспорта капитала в своей стране. «Между нормами Евросоюза, с одной стороны, и МВФ, с другой, в этом отношении есть некоторые, пусть и не очень значительные, расхождения, - говорит Марин Молошаг. - Некоторые из этих операций, согласно Приложению к Директиве ЕС, относятся к капитальным операциям, а Устав МВФ относит их к текущим операциям. Это касается, например, банковских кредитных инструментов с первоначальными сроками погашения, не превышающими одного года, а также особенностей погашение займов. В конечном итоге, при подготовке законопроекта и его утверждении за основу были приняты нормы Международного валютного фонда, так как Молдова является его действительным членом».Закон прямо предусматривает для резидентов и нерезидентов право на осуществление платежей и переводов без ограничений в рамках любых текущих валютных операций. «Что касается капитальных валютных операций, то Законом они подразделяются в зависимости от того, связаны ли они с притоком, или, наоборот, оттоком капитала из страны. То есть, исходя из того осуществляется импорт или экспорт капитала», - поясняет наш собеседник. В случае капитальных операций, имеющих характер импорта капитала в Молдову, Закон предусматривает применение в отношении резидентов не разрешительного, а уведомительного режима. Регистрация таких операций в Национальном банке Молдовы, насколько мы поняли, необходима только в тех случаях, когда осуществляемые операции по международной методологии классифицируются в качестве составной части внешнего долга страны. Другие капитальные валютные операции, предусматривающие приток капитала, осуществляются без ограничений. «Если иное не предусмотрено законодательством Республики Молдова, которое регламентирует область, относящуюся к соответствующим капитальным валютным операциям» - сказано в Законе. Сегодня это, например, импорт банками наличной иностранной и национальной валюты. Более детально все моменты, касающиеся перечня операций и порядка регистрации, как нам пообещали, будут отражены в специальном регламенте НБМ.Что касается капитальных валютных операций, предусматривающих отток капитала из страны, то Закон предусматривает осуществление некоторых из них на основании специального разрешения. Решение о выдаче которого в каждом конкретном случае принимает НБМ. В списке таких операций пока остаются: открытие резидентами счетов за рубежом, операции с финансовыми инструментами, (например, инвестиции, не являющиеся портфельными – как то, покупка небольших пакетов акций, ценных бумаг и т.п.), а также предоставление резидентами Молдовы кредитов нерезидентам. «Закон сохраняет существующий в настоящее время принцип, в соответствии с которым регулятор имеет право удовлетворить просьбу или отказать в некоторых случаях в выдаче разрешения на экспорт капитала. Но всякий раз это делается с объяснением причин, проистекающих из основных задач центрального банка, предусмотренных законом. И исходя из конкретных условий денежного, кредитного и валютного рынка, состояния платежного баланса страны, положений действующего законодательства, - говорит вице-президент НБМ. – В последние годы НБМ проводит целенаправленную политику постепенной либерализации экспорта капитала. Пока в большей мере она коснулась физических лиц. Но и юридические лица, коммерческие банки и другие хозяйствующие субъекты, уже сегодня имеют возможность инвестировать средства за рубежом. Следует отметить, что новый Закон включает меньшее число капитальных валютных операций, которые должны осуществляться на основании разрешения НБМ. Думаю, движение в этом направлении будет продолжаться». В отличие от зафиксированной в новом законе тенденции к либерализации импорта и даже экспорта капитала, вопрос о разрешении кредитования в иностранных валютах на территории РМ был решен однобоко. Как и прежде кредитование в инвалюте разрешается только коммерческим банкам под контракты импорта товаров и услуг из-за рубежа, а также в рамках программ, осуществляемых в кооперации с международными финансовыми организациями. Кредитование в инвалюте резидентов резидентами в других случаях законом не предусматривается. «Возможно, к вопросу о либерализации кредитования в иностранных валютах мы возвратимся, но в более отдаленной перспективе. После консультаций с экспертами МВФ такая мера в настоящий момент признана нецелесообразной, и данное решение зафиксировано в Законе», - говорит Марин Молошаг. Еще одним существенным аспектом нового Закона стали положения о регистрации, деятельности и контроле обменных валютных касс на территории Молдовы. Теперь этот вид хозяйственной деятельности обрел законодательную основу. Принципиальные моменты в отношении ОВК прописаны в самом законе, на их основе будут детализированы и соответствующие нормативные акты. «Представители ассоциации владельцев обменных касс, с которыми мы обсуждали закон еще на уровне проекта в целом, благожелательно приняли вносимые им дополнения и изменения, - говорит вице-президент НБМ. – Нормативная база деятельности ОВК становиться более детализированной. Это, конечно, потребует от их руководства некоторых усилий, но четко очерченные требования – это ясность необходимая для спокойной, уверенной работы». Попутно с достижением кардинальных целей новый Закон довольно успешно, как считают эксперты, решает и задачу, связанную с недвусмысленным определением основных понятий, используемых в области валютного регулирования. Это тоже важно, так как ясные дефиниции обеспечивают единообразное понимание требований закона. В связи с этим, специально отметим, что новый закон «О валютном регулировании» дает определения понятий резидент и нерезидент, отличающиеся от определений аналогичных понятий в Налоговом кодексе РМ. Для целей валютного регулирования «резидентство» устанавливается не от срока пребывания в стране, а по месту регистрации хозяйствующего субъекта или по паспорту физического лица.
0