ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕЙТИНГ
В отличие от музыкантов и служителей храма Мельпомены, которые летом отправляются в творческий отпуск, художники «не дремлют» и активно представляют себя на всех выставочных площадках Кишинева. В Национальном художественном музее – выставка Ады Зевиной, посвященная памяти художницы, которой в нынешнем году исполнилось бы 90 лет. Выставочный центр «Константин Брынкуш» представляет две экспозиции: коллективную «Реквием» и персональную – Виолетты Забулики-Диордиевой. Миссия ОБСЕ в Молдове – выставку приднестровских мастеров гобелена Анаит и Валерия Куличенко. А в гостинице «LeogranD» 8 июля завершился международный кампус художников, по итогам которого осенью состоится благотворительный аукцион. Это мероприятие проводится уже в пятый раз. Целую неделю 13 художников из Турции и 5 из Молдовы жили в гостинице на полном обеспечении, за что должны были написать по парочке картин под открытым небом. От благотворительного аукциона сами художники ничего не получают: если работа продана, то средства обычно направляются в республиканскую художественную школу-интернат им. Игоря Виеру. А оставшиеся полотна остаются в коллекции «LeogranD». Мой собеседник Михай Цэруш, выпускник Академии художеств Санкт-Петербурга, член группы Стерлигова, никогда не принимал участия в турецко-молдавском кампусе. «Благотворительность - это хорошо, нужно. А что получает художник? Ничего. Тогда зачем участвовать? Тем более если ты живешь в Кишиневе – зачем переезжать в гостиницу? Дома-то лучше. А написать два-три метровых холста за неделю... Допустим, каждый холст стоит около 500 долларов. Значит, на каждом художнике заработают 1 000-1 500 долларов, как минимум. А не проданные работы организаторы оставляют себе». Михай принимает участие в разных пленэрах, большей частью в Румынии, не раз приезжал в город Вылча (центральная Румыния). «Мы были там 10 дней, посетили много интересных мест, монастырей. Это частный пленэр, его организатор художница Тина Попа, в сотрудничестве с муниципалитетом, для его коллекции и оставляли работы». То есть частные пленэры как способ пополнения коллекции того или иного организатора – дело, в общем-то обычное. И, наверное, выгодное – если привлекаются знаменитые мастера, у которых даже работа, выполненная за короткий срок, плохой не будет. С Михаем Цэрушем мы поговорили об обратной стороне мира искусства – экономике. «У рынка произведений искусства своя специфика, и она есть не только у нас, а во всех странах, - говорит Михай. - Просто в более развитых странах он уже устоявшийся, определившийся в формах. А у нас это происходит гораздо сложнее, потому что нет галерей, а те, которые так себя называют, ими не являются. И у Союза художников галереи тоже нет: ее закрыли. Сейчас решили открыть, и в выставочном центре «Константин Брынкуш» ремонтируют зал. Но вопрос в том, как она будет работать: если там тоже начнут просто вешать картины, то никакого отличия от выставочных залов в принципе не будет. С другой стороны, галерея не должна стать магазином по продаже произведений искусства: придет покупатель – не придет, неизвестно. Вот если галерея будет целенаправленно работать с потенциальным покупателем – тогда рынок можно оживить». И для этого у нас есть неплохие возможности, считает Михай Цэруш. Их легко обнаружить самим, без особой на то наблюдательности: сколько вокруг новостроек – не сосчитать. И их интерьер нужно чем-то украсить. Среди владельцев, конечно, найдутся люди со вкусом, которые пожелают видеть у себя работы хороших художников. Наверное, задачей галеристов должен стать поиск таких потенциальных покупателей. «Раньше никаких галерей не было, - вспоминает Михай. - Тем не менее, в Ленинграде был круг коллекционеров. Мы их поначалу не знали, и нужно было искать, приглашать в мастерскую. И они с удовольствием приходили, потому что видели в мастерских нечто другое, чем на выставках, общались с художником». И их удовольствие я себе представляю хорошо, посетив мастерскую Михая.В Санкт-Петербурге сейчас галерей уйма, и большая часть из них тоже – магазины-салоны. Другие – проводят целенаправленный отбор художников, продавать что угодно им уже неинтересно. И это ближе к деятельности настоящей галереи. Есть в северной столице и престижные галереи, хозяева которых держат их не для того, чтобы заведения окупались, а чтобы заниматься интересным делом. Михай Цэруш приводит в качестве примера галерею «Гисич» на Фонтанке. «Она располагается в квартире, причем на лестничной клетке никаких указателей нет. В квартире работам отведено очень большое пространство. У галеристки муж банкир, что позволяет ей поддерживать круг художников современного направления, произведения которых можно показывать на разных арт-форумах, салонах. Такие галереи, например, «ДиДи», организуют выставки в лучших гостиницах, ресторанах. Затраты, конечно, немалые, только фуршет сколько стоит. Одни хозяева просят за организацию выставки одну-две картины, другие – и вовсе ничего. В художественном мире Санкт-Петербурга считается престижным, если затраты по организации выставки несут галереи. В Кишиневе Михай сотрудничал с такого рода галереей - «Коралл», искусствоведа Ирины Калашниковой, которая недавно ушла из жизни. И она была в принципе той, которою настоящая галерея может быть. Как формируются цены на полотна? «Здесь все очень относительно, - говорит Михай. -. В Москве выпускается несколько ежегодных изданий по рейтингу художников, куда включены выдающиеся мастера. Есть там и кишиневцы, например, Михаил Греку, Андрей Сырбу, Людмила Цончева, Инесса Цыпина... Все художники распределены по категориям. И составители каталогов рекомендуют художникам каждой категории определенный размер работ продавать не ниже такой-то суммы. Конечно, рейтинги эти в какой-то мере условны, и рекомендуемые цены почти всегда ниже тех, за которые художник работы продает. Но это – один из ориентиров». Согласно рейтингу, у Михая Цэруша работа 2 * 1,5 м должна стоить не менее 5 000 долларов. И цена его работ одинакова как для Москвы, так и для Кишинева. Цену художника галерист, как минимум, удваивает. Поэтому художник добивается увеличения цены, а галерист пытается ее снизить. «Допустим, в галерее работа стоит 2 000 долларов. Но ты можешь в мастерской ее продать за 1 000 – когда покупатель, побывав на выставке, потом придет к тебе. Так и меня посетила одна покупательница, я ее отправил обратно - договариваться с галеристом, потому что работа была выставлена. Художник может продать, конечно, за другие деньги, но это, в принципе, нехорошо: цена должна быть одинаковой везде».А платят ли художники налоги? «В России и Румынии законодательство в этой области для художников предпочтительнее, чем в Молдове: здесь мы должны платить налог с любой суммы, а в России, к примеру, налогообложение начинается где-то с 7 000 долларов в год». А такая область как авторское право, для мастеров кисти и вовсе пока не существует в обычном смысле этого слова. Если работа у тебя, то права – за тобой, продал – с правами труднее. И владельцы твоих работ могут выставить их на аукцион, что они и делают. И сейчас картины известных молдавских и российских художников попадают таким образом на крупнейшие международные аукционы. Кстати, на один из аукционов в Лондоне выставили работу жены Михая Ларисы Астрейн, тоже члена группы Стерлигова. А она и понятия не имеет, кто это сделал. «Вроде вспомнила, у кого работа, я спросил у этого человека, он ответил, что ничего не выставлял. Конечно, художники с таких аукционов ничего не получают». В последнее время появились покупатели, которые относятся к художникам-современникам несколько иначе, чем прежде: не торгуются. И это уже какой-никакой показатель цивилизованного рынка. На выставках, кстати, судя по опыту Михая, работы не покупают. Только присматривают. В России потенциальные покупатели концентрируются вокруг галерей. Там художников продвигают, продают за большие деньги даже начинающих. Состоятельному клиенту ведь все равно, и он заплатит, сколько попросят, если верит галеристу, что в художника «икс» стоит вкладывать. И этот «икс» дешевле продаваться уже не будет. «Думаю, что наших предпринимателей, потенциальных покупателей нужно вовлекать в коллекционное дело, - считает Михай Цэруш. - Кто хоть раз купил или побывал на выставке, уже имеет представление о стоимости, о том, что более значительный художник – по нашему, неофициальному местному рейтингу - может стоить в несколько раз дороже. Работу Михаила Греку или Андрея Сырбу вы уже не купите за 1 000 долларов. За сколько – не знаю, все зависит от того, хочешь ли ты продать или ее хотят купить». Что касается корпоративных коллекций – еще одной составляющей арт-рынка – Михаю Цэрушу известна коллекция «Молдова-Агроиндбанка», где не просто работы, а хорошие работы современных молдавских мастеров. Однако активное собирательство, к сожалению, никоим образом законодательно не поощряется.