ГЛАВНЫЕ ПО ЭКИПИРОВКЕ
Мировой рынок спортивных товаров считается одним из самых крупных. По данным Всемирной федерации спортивных товаров, его объем перешагнул отметку в 175 млрд долларов. Наиболее известными и покупаемыми брендами являются Nike, Adidas, Reebok и Puma, которые и составляют четверку лидеров мировых продаж. На молдавском рынке сегодня представлены все четыре лидирующие марки. Еще несколько лет назад продукция мировых брендов в основном была рассчитана на покупателей высокой ценовой категории, теперь в сетевой торговле наметилась тенденция развития среднеценовой ниши. Это спровоцировало постепенное перемещение спроса с открытых рынков (с большим количеством no-name марок и контрафактной продукции) в магазины. Лидером продаж на отечественном рынке является компания “GHS-COM”, представляющая бренд Puma. Эта компания заключила прямое соглашение с производителем - компанией Puma AG Rudolf Dassler Sport, что предполагает осуществление поставок без посредников, тогда как другие операторы участвуют в закупочных группах и работают через дочерние предприятия в Киеве. По мнению представителей “GHS-COM” это сказывается на ценовой политике: традиционно стоимость изделий Puma у нас несколько ниже аналогов других брендов, к тому же доставка из Киева может обходиться дороже, чем из стран ЕС. «Puma все больше концентрируется на модной одежде, ритейл постепенно отдаляется от спорта», - отмечает директор “GHS-COM” Сергей Болдырев. Открывая новый бутик или магазин, компания предпочитает, чтобы по соседству располагались не Adidas, Nike или Reebok, а Benetton, Mango или Max Mara. Каталог текстиля “весна-лето” следующего года включает несколько тысяч моделей, что в одном магазине представить нереально. Обычно за сезон предлагается около 700 моделей одежды, 150 моделей обуви, и около 250 моделей аксессуаров. Всего за год продается порядка 20 тыс. пар обуви, что составляет около 50% оборота. В Молдове работают четыре магазина: три в Кишиневе и один в Бэлць. Помимо этого компания сотрудничает с региональными оптовыми покупателями, которые могут продавать оригинальную одежду, однако не имеют права открывать фирменных магазинов. Согласно стандартам, установленным Puma, количество магазинов в каждом городе пропорционально его населению. Так, в Кишиневе еще один магазин будет лишним, поэтому предпочтительней инвестиции в уже действующие торговые точки, где один квадратный метр оригинального оборудования стоит 600 евро. Приезжавший недавно с комиссией один из региональных директоров Puma, назвал магазин на Ботанике одним из лучших в мире по совокупности внешних и внутренних показателей. В проекте строительство аналогичного магазина, куда будет переведен отдел из Green Hills Gallery. Среди других инструментов продвижения наиболее активно используется радиореклама, помимо этого Puma поставляет экипировку для футбольного клуба Zimbru и национальной олимпийской сборной.Главным конкурентом Puma на местном рынке остается Adidas. Два года назад знаменитая немецкая компания объединилась с американской Reebok International, что прочно закрепило за ней позиции второго крупнейшего производителя спортивной одежды и обуви в мире с небольшим отставанием от лидера Nike. По мнению специалистов, объединение не сказалось на конкуренции двух брендов, поскольку они занимают разные сегменты рынка. Традиционно Adidas воспринимается как профессиональный, технически ориентированный бренд с мощными европейскими корнями, Reebok преимущественно нацелен на молодых людей и женщин, широко присутствует на американском рынке. Впрочем, приобретая Reebok, Adidas практически одновременно расстался с другим своим брендом – производителем экипировки для горнолыжного спорта Salomon. После продажи бренда изделия Salomon более не присутствуют в торговых точках Adidas и представлены в магазинах под собственным именем. Несмотря на слияние в своих магазинах останется и Reebok, оба бренда у нас представляют два разных оператора — «Samber Lux» работает с Adidas, «Aristima-Com» с Reebok. Однако поставки на отечественный рынок осуществляются с одного склада и через единого дистрибьютора Adidas Украина, с офисом в Киеве. Помимо этого в начале августа на Ботанике откроется совместный стоковый магазин, где будут продаваться уцененные изделия Adidas и Reebok.«С каждым годом объемы поставок и продаж увеличиваются на 20%, - комментирует управляющий сети магазинов Adidas Олег Кушинов. - Если сравнивать с Украиной и Россией, наш потребитель предпочитает более темные тона, классические однотонные предметы с тремя полосками. Всего каталог насчитывает более 4 тыс. моделей, в Молдове представлено чуть больше половины. В Кишиневе открыто три магазина и один сток, также функционирует магазин в Бэлць, где специальная цена ниже столичной на 10%. В этом году в торговом центре на Чеканах откроется еще один бутик Adidas площадью в 250 кв.м». В сознании отечественного потребителя Adidas запомнился телевизионными рекламными роликами с использованием анимационного образа Штирлица — довольно редкий случай, когда международный бренд продвигается с помощью креативных разработок местных рекламных агентств. И хотя в «Samber Lux» кампанию считали успешной, она оставалась несовместимой с международным позиционированием бренда, и было принято решение ее свернуть.В «Aristima-Com» к слиянию двух брендов относятся спокойно. “Цветовая гамма последних коллекций стала намного ярче, что сказалось на увеличении продаж, - отмечает управляющий магазина Reebok Марианна Малиновская. - Основной объем приходится на изделия категорий classic и lifestyle, которые традиционно входят в более высокий ценовой сегмент. В независимости от сезона лучше реализуется обувь, наибольшим спросом пользуется ценовая категория до 80 евро: это спортивные кроссовки предназначенные для ходьбы, бега и фитнеса. Всего в одной коллекции продается около 260 пар мужской летней обувной коллекции, и около 130 женской».Некоторым особняком стоит на местном рынке Nike. Мировой лидер продаж спортивной одежды и обуви более десяти лет присутствует в Кишиневе, однако все еще представлен единственным магазином. Отчасти это можно объяснить тем, что изделия Nike традиционно выступают в премиальном ценовом сегменте и всегда были на порядок дороже аналогов всех остальных представителей «большой четверки». «До недавнего времени не было смысла развивать сеть, однако в ближайшем сезоне все кардинально поменяется, - отмечает директор магазина Nike Андрей Синцов. - Только на маркетинговые цели головной офис компании выделяет около миллиарда долларов в год, а местный рынок считается неотъемлемой частью общей сети». В Молдове бренд Nike представляет оператор «Licon-Pro», поставки осуществляются через украинского дистрибьютора «Delta Sport», работающего со всеми странами СНГ кроме России, выступающей отдельным торговым кластером. На весь мир Nike известен своими необычными и даже шокирующими рекламными кампаниями, в продвижении бренда в разное время участвовало целое «созвездие» представителей мирового спорта. Однако на местном рынке большой рекламной активности пока не наблюдалось, что в «Licon-Pro» обещают исправить. Все начнется с открытия концептуального бутика в комплексе Moll Dova, где будет представлено больше коллекций, и у покупателей появится возможность познакомиться с историей и перспективами бренда.