«ГУАЛО» ЗАМЕНИЛИ НА «РАССЕИВАТЕЛЬ»
В июне вступил в силу Закон о внесении изменений и дополнений в Закон о производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции №1100-XVI от 30 июня 2000 г. Значительная трансформация документа связана с его прохождением через «Гильотину».По словам заместителя начальника Государственной инспекции по надзору над алкогольной продукцией Александра Чебана, в законе убраны ссылки на другие нормативные документы (как и в Законе о винограде и вине), содержание которых включено в его новую редакцию (например, положения о госинспекции по надзору за алкогольной продукцией, о режиме специализированных складов и о порядке определения качества алкогольной продукции. Основные понятия дополнены несколькими определениями. Так, дано разъяснение «предварительного заключения» (для импорта этилового спирта) и «пробки с рассеивателем». Прежде закон № 1100 такую пробку называл типа «гуало», рекламируя на государственном уровне чью-то торговую марку. Пункт 4 ст. 6 касался только розлива (независимо от рынка сбыта) крепких алкогольных напитков с использованием той самой «гуало». Теперь речь идет в целом о продаже на внутреннем рынке крепких алкогольных напитков в бутылках, укупоренных пробкой с рассеивателем, кроме «напитков типа дивинов, бренди, виски, ликера с концентрацией сахара минимум 350 г/куб. дм, напитков, разлитых в упаковки до 0,25 л и в сувенирные упаковки, изготовленные из нетрадиционных материалов». Но этот пункт закона вступает в силу через шесть месяцев.Согласно новой редакции закона может быть приостановлено производство или оборот алкогольной продукции, если она «содержит географическое указание, идентифицирующее продукцию, не происходящую из того места, которое названо» или когда географическое указание используется в переводе либо в сочетании со словами «вид», «тип», «стиль» и др. Расширены полномочия Госинспекции по надзору над алкогольной продукцией. Помимо прочих проверок, она теперь осуществляет и контроль маркировки алкогольной продукции, использования наименований мест происхождения, контролируемых наименований мест происхождения, географических указаний и наименований продукции. Исключены из текста другие источники финансирования госинспекции, кроме бюджетных. Когда-то, в начале своего существования, она оказывала платные услуги. Ст. 13 «Лицензирование производства, реализации, хранения и импорта этилового спирта и алкогольной продукции» приведена в новой редакции. Добавлены обязательные условия лицензирования для заявителя и обладателя лицензии, состоящие из 14 подпунктов. Аннулирование лицензии теперь является исключительной прерогативой судебной инстанции.Глава 6 «Реклама алкогольной продукции» в старом варианте умещалась в одном предложении. В новом названии главы появилось слово «этикетирование», и в нескольких статьях изложены требования к информации, нанесенной на этикетку, и внешнему виду упаковки алкогольной продукции. Вместо бывшего худсовета при агентстве «Молдова-вин» создается Совет по рассмотрению соответствия внешнего вида упаковки винодельческой, алкогольной продукции, пива и безалкогольных напитков. Появилась новая глава 7 «Сертификация этилового спирта и алкогольной продукции». В ней идет речь о проверке качества этилового спирта и другого алкоголя методом органолептики. Положение о Центральной дегустационной комиссии по оценке качества винодельческой, алкогольной продукции и пива (при агентстве «Молдова-вин») также включено в новую редакцию закона. Изменилось число членов комиссии. Их было 32, в том числе и работники предприятий. Остался 21. Ее членами уже не могут быть представители производителей, экспортеров или импортеров спиртного. В ст. 23 «Государственное регулирование импорта этилового спирта и алкогольной продукции» есть существенные изменения. Ранее порядок установления квот на импорт этилового спирта и их размеры определяло правительство. Отныне этиловый спирт импортируется на основании предварительного заключения, выданного агентством «Молдова-вин». И далее перечисляется, что необходимо для получения такого документа (эти требования содержались в приказе агентства №73 от 2005 г.). Если в предыдущем варианте запрещался импорт этилового спирта и алкогольной продукции, качество которых не соответствует указанному в сопроводительных документах, то ныне импортные крепкие спиртные напитки должны быть на основе спирта класса «люкс». Александр Чебан сказал, что это решение избавит отечественных производителей от конкуренции с более дешевой, но менее качественной привозной продукцией. Виноделы ждали от правительства принятия положения, регулирующего экспорт виноматериалов наливом. На него была ссылка в ст.27, п.3. Теперь дается разъяснение, в каких случаях правительство регулирует экспорт алкогольной продукции. Причиной могут стать стихийные бедствия, не соответствие качества продукции техническим регламентам стран-импортеров или международным соглашениям, или же чрезвычайные обстоятельства, признанные таковыми парламентом. И отменено положение о том, что ориентировочные минимальные цены при розничной продаже алкогольной продукции устанавливаются правительством. В агентстве «Молдова-вин» считают, что контролирующим органам и так ясно, что легальная водка не может стоить менее 10 леев. В обсуждении данного закона активно участвовала Ассоциация производителей крепких алкогольных напитков, представляющая восемь предприятий, которые выпускают 94% местной крепкой алкогольной продукции. «Мы внесли несколько предложений, которые, по сути, были приняты, - говорит ее председатель Сергей Сырги. - Это касается пробки с рассеивателем, запрета на импорт крепкой алкогольной продукции в бутылках без такой укупорки (до сих пор требование по пробке с рассеивателем действовало только для местных производителей), а также запрета импорта напитков, изготовленных из спирта ниже класса «люкс». Ассоциация настаивала и на том, чтобы информация на этикетке импортируемой продукции была на государственном языке. Мы признательны агентству «Молдова-вин» и законодателям за поддержку. Однако поправки в закон были приняты парламентом в декабре прошлого года, а опубликованы в июне нынешнего. Полгода мы работали в неравных условиях с импортерами и еще полгода будем находиться в такой ситуации, т.к. требование по пробке с рассеивателем вступает в силу через шесть месяцев. В результате в первом полугодии 2008 г. увеличились поставки крепких спиртных напитков из-за рубежа, и снизились внутреннее производство и экспорт».Несколько запоздали замечания Ассоциации о необходимых условиях для производства алкогольной продукции. В ст. 18 «Требования к технологическому оборудованию…» говорится, что «учет количества произведенной продукции и концентрации спирта осуществляется системой измерения, регистрации и контроля с фискальной памятью». Необходимость учета не только объема, но и концентрации спирта появилась в результате изменений данного закона, которые вступили в силу в феврале 2007 г. До сих пор счетчики на линиях розлива регистрировали объем расхода жидкости в определенный промежуток времени. Такой учет велся приборами «Алко-1». Чтобы определять и крепость напитка, для модификации счетчиков нужно 15-18 тыс. евро или заменить их на новую модель - «Алко-3», которая стоит порядка 36 тыс. евро. На заводах установлены по три-пять линий розлива, и несложно подсчитать, какие это повлечет расходы. Они были бы оправданы, если бы существующий учет расхода сырья не позволял четко проследить вход-выход спирта. Полученный от завода-изготовителя спирт сертифицирован, занесен в Регистр учета и оборота алкогольной продукции, поступает по налоговым накладным. На каждый вид продукции есть технологическая инструкция, где указана необходимая концентрация спирта. И легко определяется, сколько чего можно произвести из одной тонны спирта. Кроме того, в журналах ведется учет входа спирта в купажный цех, подачи купажа в цех розлива и передачи готовой продукции на склад. Получается тройной контроль производителя плюс фискальный. Члены Ассоциации считают, что отмена требования по учету концентрации спирта на линиях розлива имеет смысл и ввиду того, что Национальный центр учета оборота алкогольной продукции намерен внедрить программу учета алкоголя на линиях розлива в режиме реального времени. Как и виноделы, производители крепкого спиртного не довольны новой системой сертификации. В новой ст.17-7 «Сертификация этилового спирта и алкогольной продукции» она законодательно подтверждена: «Сертификация этилового спирта и алкогольной продукции осуществляется по партиям». А была серийной. В Молдове до 95% выпускаемых крепких напитков реализуются на внутреннем рынке. Его емкость невелика, к тому же львиную долю занимают зарубежные конкуренты. Поэтому предприятия разливают небольшие партии многочисленного ассортимента. Каждую приходится сертифицировать, что увеличивает себестоимость продукции.