ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ
Другая важная функция законодательного органа – парламентская дипломатия – традиционно проявилась в рамках двусторонних отношений как на западном, так и на восточном пространстве, равно как и в участии в работе международных партнерских организаций.Благодаря, не в последнюю очередь, сбалансированной и конструктивной позиции парламента, Молдову посетил председатель Совета Федерации Российской Федерации г-н С.Миронов, была достигнута договоренность о визите в нашу страну в октябре г-на Б.Грызлова, председателя Российской Государственной думы. Также было проведено заседание Комиссии межпарламентского сотрудничества между парламентом и Федеральным собранием России, приняты члены Комиссии по внешней политике украинской Рады. Я уверен, что такая конструктивная, рациональная и сбалансированная позиция молдавского парламента услышана и в другом соседнем государстве – Румынии, что недавно было подтверждено министром иностранных дел Румынии.Ходатайства и проевропейская направленность деятельности молдавского законодательного органа сделали возможным предоставление помощи со стороны европейского сообщества для проекта Twinning (межинституциональное сотрудничество) – впервые для Молдовы. Радует то, что нашими партнерами в этом проекте являются парламент Венгрии и обе палаты французского законодательного органа, руководство которых прибудет в Кишинев 17 сентября по случаю официального открытия проекта.В контексте ощутимых результатов молдавской парламентской дипломатии хочу отметить также Резолюцию о поддержке европейской интеграции Молдовы немецкого Бундестага, который признает выбор, объявленный руководством страны. Выражаю надежду, что вследствие продолжения усилий в этом направлении примеру Германии последуют и другие государства ЕС.Другим заслуживающим внимания результатом парламентской дипломатии являются развивающиеся отношения Молдовы с Советом Европы. Настойчивость действующего законодательного органа в процессе выполнения им своих обязательств перед этим форумом, отмеченная существенными, я бы сказал даже вескими, результатами, способствует определению нынешнего парламента в качестве надежного партнера, обусловив все более частое присутствие Молдовы в повестке дня панъевропейской организации. Так, молдавский законодательный орган впервые был почтен выступлением председателя Парламентской Ассамблеи Совета Европы г-ном Луис Мария де Пюдж, который высоко оценил роль законодательного органа в неустанном продвижении демократических ценностей в стране, в первую очередь, путем открытия к обществу.Считаю, что роль Парламента не ограничивается только законодательной, контрольной и межпарламентской деятельностью. Не умаляя значение этих функций, я абсолютно убежден, что законодательный орган является именно тем учреждением, которое консолидирует общество. Все вместе мы работали не только над принятием законов. Мы заняли активную позицию, включив в этот процесс также и гражданское общество, что позволяет, кроме улучшения качества принимаемых законов, осуществлять и мониторинг социально-экономических эффектов законов. Это является одной из основных, отличительных характеристик нынешнего созыва. Партнерство публичного и частного секторов является не только частью процесса демократизации, но, в моем видении, и генератором других, более глубоких преобразований общества, а также государственной конструкции. Гражданская культура придает ускорение политической культуре и наоборот – это и есть квинтэссенция демократических ценностей, столь часто упоминаемых и декларируемых, в том числе в этом зале. Уверен, что только таким путем мы придем к реальности, когда становится действенной оптимальная формула "гражданин для государства и государство для гражданина".Именно поэтому депутатский корпус совместно с представителями ассоциативного сектора разработал проект концепции развития гражданского общества, предполагающий расширить формат не только диалога между парламентом и обществом, но и самой традиционной парламентской деятельности. Фактически общество становится партнером высшего законодательного органа в осуществлении им своих функций и тем самым значительно повышается уровень взаимной ответственности государства и общества за судьбы страны. А формирование, воспитание гражданской ответственности, особенно у подрастающих поколений должно стать, по моему мнению, одним из приоритетов государства.Еще раз настоятельно подчеркну, что одной из неотложных задач является непрерывное и однозначное продвижение имиджа государства Республика Молдова. Депутаты являются или, по крайней мере, должны быть одними из самых эффективных пропагандистов и сторонников суверенитета, независимости, территориальной целостности и положительного имиджа страны и народа, которых представляют. Участие членов парламента в различных совместных мероприятиях с зарубежными коллегами дает возможность предоставлять информацию о стране. Но эта информация, особенно подчеркну, должна быть достоверной. Я не сторонник крайностей – ни излишнего "приукрашивания", ни тенденциозного "очернения" нашей действительности. Есть много вопросов, обсуждаемых и решаемых внутри в нормальной обстановке. Даже здесь, в зале пленарных заседаний, тон и форма дискуссий не всегда самые приемлемые. Однако не следует забывать, что мы должны руководствоваться не партийными интересами и, тем более, личными. Абсолютно определяющими должны быть интересы избирателей, наших сограждан, интересы государства. По моему мнению, каждый из нас помимо того, что является гражданином с б?льшей ответственностью, является также или, по меньшей мере, должен быть и государственником. А, следовательно, должен проявлять себя соответствующим образом. Призн?ем, что это одним удается больше, другим меньше. Но, уважаемые коллеги, если мы не сумеем продвигать страну, то кто же за нас это сделает?