678

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Национальное агентство по защите конкуренции продолжает пополнять список монополистов. На этот раз в него попали предприятия, действующие в сфере естественных монополий – поставки тепловой энергии, газо- и водоснабжения и канализации, очистные сооружения. Итак, в отрасли водоснабжение доминирующее положение занимают 33 предприятия, в водоотведении и очистке – 32, в газоснабжении – 25, тепловую энергию централизованно поставляют 4 монополиста. Специалисты агентства напоминает: доминирующее положение хозяйствующих субъектов не означает нарушения законодательства. Но все они могут стать объектом пристального внимания антимонопольного органа в случае злоупотребления своим доминирующим положением.Объявление монополистов на том или ином рынке означает, по закону, что свободная конкуренция там отсутствует или крайне ограничена. По словам Иона Екима, заместителя генерального директора НАЗК, вскоре список монополистов пополнится поставщиками электрической энергии. «Хочется еще раз напомнить предприятиям, попавшим в список монополистов, положения закона и порекомендовать внимательно изучить его положения, чтобы не попасть в разряд нарушителей. Доминирующее положение на рынке - это исключительное положение хозяйствующего субъекта, позволяющее ему самому или совместно с другими хозяйствующими субъектами оказывать решающее влияние на общие условия оборота товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Таким образом, из смысла Закона следует, что доминирующее положение на рынке – это особый, исключительный и ведущий статус предприятия по отношению к другим производителям аналогичного товара и потребителям. Установление доминирующего положения является компетенцией Агентства (в сфере электронных коммуникаций – отчасти независимому регулятору) и устанавливается решениями административного совета Агентства. Признание предприятия лицом, занимающим доминирующее положение на рынке, влечет за собой важные последствия. Во-первых, для таких предприятий запрещаются и признаются недействительными (полностью или частично) достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия), если такие соглашения ведут к ограничению конкуренции. В том числе - направленные на ограничение территории продаж или круга покупателей, установление ценовых ограничений на перепродажу товаров, проданных покупателю, запрещение хозяйствующим субъектам реализовывать товары, производимые конкурентами. К данному запрету также добавляется запрет в отношении соглашений (согласованных действий) неконкурирующих и не являющихся поставщиками или покупателями друг у друга хозяйствующих субъектов, каждый (или хотя бы один) из которых занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, если это ведет к ограничению конкуренции на соответствующих рынках.Кроме того, в отношении таких предприятий действует контроль Агентства за их созданием, расширением, реорганизацией, ликвидацией, за приобретением акций (долей в уставном капитале). К примеру, только с предварительного согласия Агентства на основании ходатайства лицо (группа лиц) приобретает контрольный пакет акций (долей в уставном капитале) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке. Посоветоваться с агентством должен и монополист, приобретающий акции (доли в уставном капитале) хозяйствующего субъекта, работающего на рынке этого же товара».В отношении предприятий-монополистов также действуют правила о принудительном разукрупнении. Последнее заслуживает отдельного внимания. Принудительное разукрупнение, как мера антимонопольного законодательства, применяется в случае, если хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке, совершил два или более нарушений положений Закона “О защите конкуренции”, касающихся злоупотребления доминирующим положением на рынке. В этом случае Агентство вправе обратиться в судебные инстанции с иском о его принудительном разделении или выделении из его состава одного или нескольких подразделений со статусом юридического лица. Правда, только если это приведет к развитию конкуренции и если для принудительного разукрупнения имеются условия, предусмотренные законом.В Европе, да и во всем мире, по словам Иона Екима, действует один из важнейших принципов определения доминирующего положения – насколько конечный потребитель имеет возможность воспользоваться услугами другого поставщика товаров и услуг без потери для себя экономической выгоды. «Особенно это касается поставщиков коммунальных услуг, которые в зависимости от определенного товарного рынка и приближения его к конечному потребителю действуют по зональному принципу. Такая сегментация имеет географическую и экономическую составляющие. Существующие мощности, инфраструктура предопределяет наличие одного хозяйствующего субъекта, доводящего до потребителя услугу и имеющего договорные отношения с ее пользователем. Это не всегда производитель. К примеру, столичные жители не заключают контракты непосредственно с ТЭЦ-1 или ТЭЦ-2, а с предприятием «Термоком», которое и объявлено монополистом. АО «Апэ-канал» тоже имеет ограниченную территорию водоснабжения. Газификация сельской местности происходит тоже с подключением большего числа операторов. В основном это ООО и АО, в которых «Молдова-газ» выступает учредителем (ему принадлежат от 40 до 80% долей участия). Но все они выступают в качестве самостоятельных юридических лиц и обслуживают определенную территорию. Затруднений с определением доминирующего положения поставщиков газа не возникало, поскольку закон «О газе» дает четкую дифференциацию видов лицензий на импорт, транспортировку, распределение и поставку. Лицензия на распределение и поставку выдается на определенную территорию, на условиях, что на этой территории не могут вести деятельность два разных хозяйствующих субъекта». Таким образом, сам закон уже определяет доминирующее положение получившего лицензию предприятия. Хотя теоретически, если распределительная сеть принадлежит одной компании, но по ней течет газ разного происхождения, у потребителя в будущем может оказаться возможность выбора поставщика. Да и кого считать поставщиком, предприятие, которому принадлежит инфраструктура, или которое импортирует газ? Или предприятие, которому переданы сети в эксплуатацию и обслуживание? Недавнее правительственное постановление обязывает поставщиков самостоятельно заниматься обслуживанием сетей. Состав собственников газораспределительных сетей, по недавнему решению Конституционного суда, при сдаче в эксплуатацию не меняется. По логике агентства, именно эта географическая привязка потребителей к инфраструктуре и определяет монополиста. Тем более что поводом к анализу рынка коммунальных услуг явился запрос бывшей Службы стандартизации и метрологии, предоставившей агентству еще в прошлом году список данных предприятий на предмет, являются ли они доминирующими. «Согласно закону о защите прав потребителей проекты типовых контрактов поставщиков коммунальных услуг (изначально ставящие потребителей в невыгодное положение, без права выбора), должны согласовываться с данным ведомством, если поставщик признан монополистом, - говорит Ион Еким. - Недавно функции защиты прав потребителей перешли к министерству экономики и торговли. И уже его соответствующие подразделения смогут судить о правомерности контрактных условий, предлагаемых потребителям. Не исключено, что действующие типовые формы контрактов могут быть пересмотрены». * * *ООО «Кишинэу-газ» вынесено предписание устранить практику нелояльной конкуренции в навязывании потребителям газовых счетчиков определенной модели. Аналогичный случай недавно был пресечен агентством в Сынджерейском районе. На очереди – разбирательство со счетчиками воды для жителей Кишинева. Агентство начало расследовать, насколько правомерны действия АО «Апэ-канал», требующего от потребителей за свой счет заменить счетчики на образцы других моделей.
0