507

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР ДЛЯ ИМПОРТА

Интересная метаморфоза произошла с законом о плате за загрязнение окружающей среды от 25 февраля 1998 года. После утверждения парламентом пакета изменений и дополнений в рамках т.н. «гильотины» совершенно иной вид приобрело приложение №8 к этому закону. В нем содержится перечень товаров, в процессе использования которых загрязняется окружающая среда, и нормативы платы за их импорт. Прежде в приложении фигурировало около 30 товарных позиций, при ввозе которых в Молдову приходилось платить в экологический фонд от 0,5 до 5% стоимости груза. Теперь финансовый взнос за потенциальное загрязнение окружающей среды придется вносить импортерам примерно 170 видов товаров. Правда, максимальная ставка в 5% установлена только на ввоз асбеста (которого в прежнем перечне вообще не было). Зато теперь часто встречается ставка в 3%, которая в прежнем перечне применялась только в трех случаях. В некотором смысле повезло импортерам красок и лаков - им плату снизили с 5% до 3%, а по отдельным позициям – до 1,5%. Ниже стала ставка и на импорт ряда других товаров. В частности, на некоторые марки дизтоплива. Но это все частности. Куда интереснее природа появления столь обширного списка и соответствие этого нового варианта „импортной пошлины” требованиям ВТО и международным обязательствам Молдовы. В пояснительной записке к проекту подчеркивается, что документ разработан «с целью оптимизации платы за загрязнение окружающей среды, выполнения требований международных Конвенций и Соглашений, стимулирования снижения негативного воздействия на окружающую среду» и т.д. А затем приводится длинный список соответствующих тематике международных конвенций, протоколов и деклараций, к которым присоединилась Молдова. А также многочисленные директивы ЕС, предусматривающие аналогичные меры защиты окружающей среды. «В принципе, мы не изобретали ничего нового, подобные сборы применяются в большинстве стран Европы и мира, - отметила для «ЛП» консультант управления анализа, мониторинга и оценки политики министерства экологии и природных ресурсов Татьяна Плешко. - Все средства по данному разделу будут поступать в единый национальный экологический фонд, но учет будет вестись отдельно. Это необходимо для того, чтобы эти финансовые ресурсы использовать по прямому назначению – для создания эффективной системы сбора, хранения и переработки вредных для окружающей среды веществ. Кроме того, расширение списка частично можно объяснить изменением системы взимания сборов по отдельным позициям. Например, раньше плату за загрязнение воздуха вносили автотранспортные предприятия исходя из количества транспортных единиц. При этом применялась довольно сложная система подсчета. Еще в прежней редакции закона мы перенесли этот сбор на импорт ГСМ, как это делается во многих странах. По прежней формуле платили только за автомобили, которые работали на газе. В новой редакции закона за импорт газа тоже предусмотрена плата, а владельцы транспортных средств будут освобождены от нее. Также мы ввели в список различные виды удобрений, так как отмечается очень сильное загрязнение вод Днестра и других водных источников Молдовы за счет смывов с поверхности почв. Поэтому необходимы средства для проведения защитных мероприятий».В пояснительной записке министерства подчеркивается, что в странах ЕС поступления от «экологических налогов» составляют в среднем около 2% ВВП. А в некоторых странах они значительно выше: в Дании – 5%, Греции – 4,2%, Португалии – 3,8% и т.д. В Соединенных Штатах доля этих налогов в бюджете куда скромнее – всего 1%. Но и до этого уровня Молдове пока далеко – все экологические платежи у нас исчисляются суммой 27,8 млн леев, что составляет всего 0,1% ВВП. Правда, это данные за 2004 год.Предпринимательские круги пока довольно вяло отреагировали на расширение списка товаров, за импорт которых придется платить дополнительную пошлину. По словам Татьяны Плешко, в министерство поступило только одно обращение с просьбой разделить по некоторым позициям товары на природных ингредиентах и искусственных. Их влияние на окружающую среду нельзя сопоставлять. Министерство согласно с аргументами и готовит соответствующие предложения. Исполнительный директор Союза импортеров нефтепродуктов „Импорткомпетрол” Виктор Гицу отметил для „ЛП”, что для них в этом плане мало что изменилось. „Импортеры ГСМ и раньше платили подобную пошлину, потому спокойно восприняли изменения, - говорит Виктор Гицу. - Нас возмущает другое. С марта экологическая инспекция была выведена из зоны таможенного контроля. И теперь сложилась абсурдная ситуация. Машина с бензином или дизтопливом не может проехать через таможню, даже если заполнена декларация и уплачены все платежи. Надо брать декларацию, ехать с ней в министерство экологии, чтобы внести там эту самую плату и получить необходимый сертификат. Затем с этим документом вернуться на пограничный пункт пропуска и закончить оформление груза. Вы представляете, во что это обходится и сколько времени приходится тратить на оформление импорта? А в министерстве по этому поводу постоянно огромные очереди”. Начальник управления таможенных процедур Таможенной службы Владислав Швец разъяснил „ЛП”, что проблема носит временный характер и может быть решена другим путем. „Такая ситуация складывается только в случае уплаты экологического сбора наличными, - отметил он. - Можно авансом предварительно оплатить все платежи по перечислению и избежать этих проблем. А с 10 сентября, когда вступят в силу уже принятые изменения в порядок оформления грузов и прохождения таможенного контроля, и вовсе исчезнут все поводы для разговоров на эту тему. Экологические сборы будут включены в единый платежный бон при таможенном оформлении в режиме „единого окна”. В министерстве экономики и торговли пока осторожно комментируют принятые изменения. Учитывая существенное увеличение товаров, подпадающих под „экологическую пошлину”, мы поинтересовались правомерностью их применения с точки зрения ВТО. „На данный момент мы ничего определенного на этот счет сказать не можем, - отметил начальник главного управления торговых политик минэкономики Октавиан Калмык. - Молдова, как член ВТО, обязана уведомить секретариат этой организации об изменениях и представить им закон. После этого специализированный комитет ВТО рассмотрит его, где каждая страна может высказать свои соображения и замечания. Какой будет реакция наших партнеров, предугадать сложно. Но нам нужно быть готовыми к тому, что от Молдовы могут потребовать четкую аргументацию и конкретные расчеты как по всему списку, так и по отдельным позициям”. В перечне, о котором мы говорим, предусмотрена и плата за импорт в Молдову упаковок из пластика или „тетра-пак”. А как быть, если ввозится не просто тара, а уже готовый продукт в такой упаковке? В первоначальном варианте изменений закона о плате за загрязнение окружающей среды ничего на этот счет сказано не было. Потому „вдогонку” подоспело еще одно изменение. На прошлой неделе парламент принял очередную поправку: отныне за импорт продуктов в упаковках из пластика или „тетра-пак” объемом до 1 литра придется платить 0,5 лея за каждую единицу, до 3 литров – по 1 лею, а свыше 3 литров – по полтора лея. Необходимость введения этих пошлин авторы поправок аргументировали тем, что в Молдове всего 20% отходов такой тары подвергается переработке, что далеко не соответствует международным стандартам и требованиям охраны окружающей среды.
0