ПАРЛАМЕНТ: КОНЕЦ СЕССИИ
Весенне-летняя сессия парламента завершилась 11 июля, депутатский отпуск продлится до сентября. Обычно сессия заканчивается только в конце месяца, но сейчас Постоянное бюро решило, что в преддверии выборов-2009 депутатам надо отдохнуть полноценно. Спикер Мариан Лупу провел неформальную встречу со СМИ, на которой подвел итоги сессии и рассказал о планах на будущее. Помимо прочего, он намекнул, что вероятно, избирательный порог все таки снизят, вернувшись обратно к 5%. В свою очередь, на необходимость этого шага активно намекал высшему руководству республики председатель ПАСЕ Луис Мария де Пюдж, совершивший визит в Молдову, «мы, разумеется, не настаиваем, но считаем, что наиболее благоприятно было бы» и т.п. Пока же остановимся на наиболее заметных законопроектах, утвержденных за прошедшие три недели.В Молдове появится новый заповедник, историко-культурный и природно-пейзажный комплекс «Орхеюл Векь». Соответствующую инициативу выдвинул президент Владимир Воронин. Заповедник будет включать исторические места правого берега Реута в микрозоне сел Требужень, Бутучень и Моравия Орхейского района. Отвечая на вопросы депутатов, министр культуры Артур Козма отметил, что порядка 30% земель заповедника сейчас находятся в частной собственности (Вячеслав Унтилэ «уточнил», что не менее 70%). Но речь не идет о национализации: у заповедника просто появится особый спецстатус, который никак (?!) не затронет статуса земель, имеющих владельца. Некоторые участки – видимо, особо ценные – минкульт уже пытался выкупить, но безуспешно. Оппозиция отнеслась к идее скептически, Александру Олейник предложил направить законопроект обратно в профильную комиссию. Но Мариан Лупу заявил, что в сентябре в Молдову приезжают эксперты ЮНЕСКО, и закон следует утвердить хотя бы в первом чтении. Олег Серебрян посетовал, что кроме меридиана Струве в Молдове нет памятников, охраняемых ЮНЕСКО: «Но дадут ли они денег?..» Оказалось, сперва нам следует утвердить статус заповедника, а уж потом, возможно, в обозримом будущем приедут и дадут. Но что заповедники, если на юге который год идет грандиозная стройка? Принят закон, который объявляет общественно полезными строительные работы в Джурджулештском свободном международном порту. После этого владельцы земельных участков, которые не пожелали продать государству свою собственность, будут ее лишаться. С выплатой компенсаций, размер которых определит государство. Строительные работы в порту признаны особо значимыми для общества, представляющими национальный интерес. По словам замминистра экономики Юрие Мунтяну, что для успешного функционирования порта нужно дополнительно порядка 62 га. Почуявшие доходы владельцы требуют компенсаций, а без земель функционирование порта невозможно. Как считают оппозиционеры, в скором времени ЕСПЧ будет завален очередным потоком исков, и шансы на выигрыш у граждан весьма велики. Право на частную собственность охраняется Конституцией, и «сиюминутные законы» опротестуют с легкостью. Далее, парламент принял во втором чтении закон о свободном международном аэропорте Мэркулешть со статусом свободной экономической зоны. Председатель комиссии по экономической политике Николай Бондарчук отметил, что им, наконец, удалось найти точные формулировки. Закон запрещает администрации аэропорта продавать на остальной таможенной территории Молдовы более 30% товаров и услуг, произведенных в аэропорту Мэркулешть. Кроме того, уточнен механизм транспортировки алкогольной продукции и сигарет. Но проект вовсе на так уж безупречен. Кто бы мог подумать, что Иван Калин, в отклонении от генеральной линии, выступит против его принятия! По словам депутата, он не понимает выражение «военный аэропорт, который в то же время является свободным». Да и остальной текст также далек от совершенства. Министр иностранных дел Андрей Стратан представил долгожданный отчет о внедрении Плана действий РМ-ЕС. Если вкратце, МИД преисполнен оптимизма, все идет по Плану. Задача европейской интеграции стала приоритетной для Молдовы, и правительство борется за вступление в ЕС. «В 2007-м начала функционировать миссия ЕС на молдавско-украинской границе, которая продлится до 2009 года», - сказал Андрей Стратан. - «Обеспечено участие посредников в переговорах по приднестровскому урегулированию, решено создать делегацию Европейского парламента, деятельность которой предназначена исключительно для сотрудничества с Молдовой. В Кишиневе открыт Единый центр по выдаче шенгенских виз». Миноритарии, которые полгода звали министра отчитаться по Плану действий, прокомментировали визит главы МИДа так. Хорошо-то все хорошо, но где же о проблемах? «Да и с Владимиром Ворониным в Европу стремиться сложно», - уверены оппозиционеры. Молдова получит от Международного агентства по развитию два кредита на общую сумму в $20 млн. Первое соглашение предусматривает выделение кредита в $6 млн, эти средства будут направлены на финансирование Проекта инвестиций в сельской местности. Его цель состоит в поддержке развития села путем улучшения доступа фермеров и предпринимателей к новым технологиям и финансам. Кредит предоставлен на 40 лет с 10-летними каникулами по выплатам, кредитная ставка составит 0,75%, плюс пошлина в 0,5%. Поиском получателей денег займутся специализированные НПО с опытом работы. Второй кредит в размере $14 млн предназначен для обеспечения населения питьевой водой и реконструкции систем канализации, он предоставлен на тех же условиях. Ну и вкратце – о бюджетном процессе. Утверждены поправки в закон о госбюджете-2008, предусматривающие увеличение на 340,6 млн леев доходов и на 223,7 млн. леев – расходов; в результате дефицит бюджета сократится на 124 млн, до 99,7 млн леев. Как заявила министр финансов Марианна Дурлештяну, принятие поправок обусловлено стремлением правительства поддержать усилия Нацбанка по сокращению уровня инфляции, желанием проводить строгую бюджетно-финансовую политику, сократить расходы и постепенно перейти к бездефицитному бюджету. Она считает это вполне достижимым, поскольку доходная часть бюджета в январе-мае выполнена на 109,1%, а ожидаемые годовые поступления на 360 млн леев превысят утвержденные показатели. Дополнительно собранные средства будут направлены в строительство – 131,3 млн. леев. Среди первоочередных объектов указаны реконструкция Республиканского центра для детей и юношества (40 млн леев), Реабилитационного центра для детей-инвалидов (25,9 млн), строительство центрального корпуса Комратского университета (10,2 млн). Часть депутатов засомневалась, кто выступил автором проекта, минфин или ЦК ПКРМ: рост доходов достигнут не в реальном секторе экономики, и дополнительные «расходы на электорат» не оправдаются результатами выборов. Зато управление бюджетом соцстраха и бюджетом фондов обязательного медицинского страхования станет прозрачнее. Принятый в первом чтении законопроект предусматривает, что НКСС должна будет ежемесячно и ежеквартально представлять министерству финансов отчеты об исполнении своего бюджета. Министерство же станет использовать данные при составлении отчетов об исполнении национального публичного бюджета. Годовой отчет Нацкассы должен быть скоординирован с министерством социальной защиты и минфином, после чего представлен правительству на утверждение до 1 мая. А правительству уже до 1 июня придется отчитываться перед парламентом. Парламент обязан рассмотреть отчет до 15 июля, а после того документ следует опубликовать в «Официальном мониторе». Практически аналогичные механизмы действуют и в отношении Национальной компании медицинского страхования. Заодно минфин застраховался от парламентских дебатов: если бюджеты соцстраха и медицинского страхования на будущий год не приняты до 31 декабря, то ежемесячные расходы в соответствующих областях должны быть эквивалентными среднемесячным расходам предыдущего года. А после отчета об исполнении бюджета-2007 (фракция коммунистов считает его успешным, ее оппоненты – провальным) депутаты решили, что следует проанализировать ситуацию в госучреждениях, которые не смогли освоить 100% выделенных средств. Соответствующее предложение выдвинул Владимир Филат, и его неожиданно поддержали глава комиссии по экономической политике Николай Бондарчук и Мариан Лупу. В отчете правительства говориться, что в конце прошлого года сумма неиспользованных ассигнований составила 192,2 млн. леев, в том числе министерством просвещения 34,9 млн леев, минюстом - 18,8 млн леев, МИДом – 15,4 млн леев, МВД - 11,8 млн леев. То просят денег, то потратить их не могут – непорядок, придется разбираться.