552

РЕЖИМ ГЛУБОКОЙ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

На заседание правительства в среду, 25 июня, премьер-министр Зинаида Гречаная пришла практически сразу после заседания Национальной комиссии по европейской интеграции. Сегодня эта комиссия стала чуть ли не главной госструктурой в стране: возглавляет ее уже не премьер-министр, а лично президент, а обсуждения на заседаниях проходят публично (с участием прессы). Приглашают на заседания и дипломатов из стран ЕС, аккредитованных в Молдове. Работа в евроинтеграционном генштабе сейчас кипит напряженная: 8 июля в Кишинев должны приехать представители Европейской комиссии, чтобы обсудить параметры и содержание будущего соглашения с Евросоюзом. Месяц назад, сразу же по приезде из Брюсселя с заседания Совета по сотрудничеству РМ-ЕС, Владимир Воронин заявил, что новый программный документ с Евросоюзом должен быть корректным и реалистичным, но не шаблонным, как это сделала Украина. Теперь глава государства Украину приводит в пример – за отсутствие излишней скромности. Ведь главное не только содержание документа, но и то, как государство сумет себя преподнести. А наши соседи сумели и настаивают, чтобы их будущее соглашение с Европейским союзом называлось «Соглашением об ассоциировании”. «У Республики Молдова нет оснований быть скромнее Украины”, - заявил президент. И все-таки основная тактика, которой решили придерживаться молдавские власти - «поспешай не спеша”. Мудрые люди (читай независимые эксперты) давно уже говорят, что таким странам, как Молдова, выгодно быть не столько членом ЕС на правах бедного родственника, сколько его соседом на льготных основаниях. Официальный Кишинев, судя по всему, тоже так считает: “Нет нужды настаивать на определении каких-либо сроков вступления. Мы должны понимать, что само определение этой перспективы должно служить стимулом для дальнейших европейских реформ в Молдове, качественных преобразований в наших отношениях с Евросоюзом”. Зато над сроками начала переговоров по новому соглашению (оно должно четко определить перспективу членства Молдовы в ЕС) молдавские власти собираются биться до последнего. Дело в том, что несколько стран Евросоюза настаивают на том, чтобы переговорный процесс был запущен уже после парламентских выборов-2009. Правящая партия допустить такого не может – прогресс в переговорах мог бы стать ее коньком на будущих выборах. “Позиция этих стран достаточно объяснима, но не нужно чувствовать себя заложниками этой ситуации. Нужно доказать, что парламентские выборы пройдут в соответствии с самыми высокими требованиями и стандартами”, - ответил “недоброжелателям” президент. На последнем заседании президент ввел в оборот новый термин - «режим глубокой свободной торговли с ЕС”. “Мы должны обратиться к Европейской комиссии с запросом по скорейшему рассмотрению вопроса, связанного с режимом глубокой свободной торговли с Молдовой в максимально короткие сроки, но не позднее весны 2009 г.”, - заявил Владимир Воронин. Среди других установок президента: «должна быть разработана «дорожная карта” реформ и совместных действий с ЕС, которая будет действовать до полной отмены визового режима”; “Молдова должна привлекать инвесторов не как новый рынок сбыта, а как экономическая система, ориентированная на экспорт”. В связи с тем, что “европейская интеграция – это комплексное, системное внутреннее реформирование”, а значит, требует отлаженной межведомственной координации, Национальная комиссия по евроинтеграции стала прирастать должностями. Начальник управления координирования политик и внешней помощи правительственного аппарата Наталья Катринеску параллельно будет секретарем Нацкомиссии по евроинтеграции. Она будет вести протоколы, отвечать за евроинтеграционный веб-сайт и еженедельно созывать т.н. группу межведомственной координации (в нее входят замминистры). Эта группа готовит повестку дня, проекты решений комиссии и следит за внедрением принятых решений. О полученных на заседании Нацкомиссии заданиях Зинаида Гречаная и рассказала членам своего кабинета. После этого минэкономики отчиталось о выполнении Стратегии поддержки развития внутренней торговли 2007-2009 гг., утвердили план работы на третий квартал, а также решили отозвать из парламента проект закона о Национальном гарантийном фонде в страховании. В Нацкомиссии финансового рынка на смену ему подготовили новый вариант закона. “Облагораживанием” внутренней торговли министерство экономики занялось в начале прошлого года – по заданию президента. На одном из заседаний Владимир Воронин обронил фразу, что «система внутренней торговли не организована должным образом и по этой причине бюджет ежегодно теряет порядка 2 млрд леев”. Наведение порядка далось молодым экономистам нелегко – одна история с патентной реформой чего стоит. Первоначально задуманную, как «блицкриг” операцию по ходу дела пришлось корректировать. Поэтому вместо 2009 г. патентная реформа завершится в 2017 г. И все-таки большую часть задумок для “легализации внутренней торговли и обеспечения адекватного уровня защиты прав потребителей” воплотить в жизнь удалось. Например, в парламенте сейчас находится на рассмотрении новая версия закона о внутренней торговле. Нововведений в нем много: регламентироваться скоро будет не только торговля товарами, но и услугами; вместо массы нынешних авторизаций и заключений предприниматели будут получать единый документ – разрешение на деятельность. Причем бесплатно. Предполагается также внедрить принцип «единого окна” для выдачи документов. Будет внедрена и информационная система торговли. Одновременно с разработкой нового закона о внутренней торговле был разработан и пакет нормативных актов. Среди них “Правила и требования, применяемые в розничной торговле”, “Основные правила оптовой продажи товаров”, “Правила осуществления торговой деятельности и оказания услуг в секторах, расположенных на площадях, считающихся публичной собственностью”. Какие еще положения Стратегии были выполнены? 1) «Разработка упрощенных методов бухгалтерского учета в малых и средних предприятиях”; 2) “введение практики установления налоговых постов на предприятиях” (соответствующие поправки в законодательство направлены в парламент); 3) “поэтапное ограничение уличной торговли, а также торговли сельхозпродукцией с земли”; 4) “усиление контроля за товарами, ввозимыми в РМ и подлежащими обязательной сертификации соответствия”; 5) “пересмотр нормативных актов и укрепление позиций государства в формировании цен на социально значимые товары”. В итоге, в общей структуре внутренней торговли доля организованной торговли составила 60%. То есть за прошедший год она выросла на пять процентных пунктов. Общий объем розничной торговли с 2005 г. по 2007 г. вырос в полтора раза – с 19,5 млрд. леев до 28,3 млрд. А число малых и средних предприятий в сфере торговли только за 9 месяцев 2007 г. выросло на 3,4 тыс. или на 10% по сравнению с тем же периодом 2006 г. и составило 37,5 тыс. единиц. А еще статистика показывает, что Молдова по-прежнему остается страной торговцев – более 50% всех малых и средних предприятий, зарегистрированных в стране, занимаются торговой деятельностью. Другая проблема – излишняя концентрация торговых предприятий в двух столицах в ущерб регионам. На долю Кишинева и Бэлць в общем объеме розничной торговли приходится 60% и 9% ,соответственно. Кстати, когда правительство принимало Стратегию развития внутренней торговли, широко рекламировался проект по «облагораживанию молдавской глубинки”: в ходе тендера правительство должно было отобрать инвестора, которому предстояло построить по супермаркету в Новых Аненах, Кахуле, Комрате, Дрокии, Хынчештах, Резине, Унгенах, Сороках и Орхее. После чего получить право открыть два магазина в столице и один в Бэлць. “Основная цель этого инвестиционного проекта – привлечь сетевиков в наиболее нуждающиеся в торговой инфраструктуре регионы, туда, где мы хотим поднять уровень развития”, - говорил тогда министр экономики и торговли Игорь Додон. Теперь первый вице-премьер говорит о том, что открывать супермаркеты в регионах, конечно, нужно, но «необходимо создавать условия лояльной конкуренции между малым бизнесом и супермаркетами. Когда мы общаемся с предпринимателями из регионов, они говорят, что если придет какой-то большой супермаркет, условия для развития малого бизнеса ухудшатся”. Но злые языки поговаривают, что проект «супермаркетизации” всей страны притормозился после местных выборов. Новое районное начальство не пожелало бесплатно выделять для супермаркетов “привлекательные для бизнеса площадки с возможностью дальнейшего выкупа”. * * * Глава государства обозначил пять основных ориентиров, которые, по мнению молдавской стороны, должны быть отражены в новом соглашении с Европейским союзом: получение Молдовой режима глубокой свободной торговли с ЕС; свободного визового режима с ЕС; перспектива членства Молдовы в ЕС; название нового соглашения и срок начала переговоров с ЕС по его содержанию.
0