Как подготовить ребенка к школе
Мечтать о школе дети начинают с пяти лет, они с нетерпением ждут первого в их жизни сентября. Но некоторые, даже не дождавшись, боятся туда идти и уже заочно ненавидят школьные будни. Почему же такая разница? Что пугает малышей в школе и почему? Как не испортить ребенку праздник знаний?Страх учитьсяРодители очень боятся, что их малыш пойдет в школу и будет хуже своих однокашек. Поэтому чуть ли не с младенчества заботливые мамы и папы начинают пичкать ребенка знаниями. Устраивают импровизированные уроки и даже заставляют делать домашнюю работу. Конечно, после таких занятий сын или дочка будут лучшими среди первоклассников, но только первое время. В старших классах могут начаться серьезные проблемы. Да и школа для них будет скорее пыткой. Почему? - удивятся родители. А все очень просто - в дошкольном возрасте дети должны не зазубривать цифры и алфавит, а в игровой форме получать эти знания. К примеру, если мама готовит суп и чистит морковку, то стоит позвать ребенка и попросить дать еще одну морковку из пакета со словами: «Смотри, у меня две морковки, а мне нужна третья». У ребенка это отложится в памяти намного лучше, чем обыкновенный пример. К тому же малыш научится не просто считать задачу, но и воспринимать ее буквально. Когда ребенок сам что-то создает, рисует, конструирует, формируются очень важные, фундаментальные способности, которые, как говорил известный детский психолог Запорожец, затем лягут в «золотой фонд» зрелой личности. И вот, например, к таким универсальным способностям, которые формируются только в дошкольном детстве, относятся развитие воображения, образного мышления и целый ряд других личностных качеств. И эти способности в другие периоды уже не формируются. И более того, оказывается, что геометрия в старших классах не усваивается в отличие от алгебры, если у ребенка не развито образное мышление и воображение в раннем возрасте. Поэтому чрезвычайно высока роль практичес-ких занятий, а не чтение и письмо. Для развития воображения и образного мышления можно конструировать из бумаги. Поставить задачу сделать мост, под которым могли бы проезжать машинки, а по нему могли бы ходить пешеходы (например, фигурки из «киндер-сюрпризов»). Ребенок начнет высчитывать высоту машинки и прочность моста, еще не осознавая этого. Очень часто пишут и говорят, что наше образование не применимо к жизни. Так вот с детского возраста можно научить ребенка воспринимать любую задачу и пример как реальные жизненные проблемы. Не перегрузи! Начинать работать с ребенком надо с 2-х лет. Вместе с ним играть, читать ему на ночь, предлагать закончить тот или иной рассказ, главное, чтобы ребенку это нравилось. А готовить малыша к школе можно не раньше 5 лет. Все занятия должны нравиться ребенку, ни в коем случае нельзя на него давить. Если ребенок плачет и никак не хочет работать, то нужно придумать другие задачи, устроить игру.Детские сады справятсяВо всех старших группах детских садов есть подготовительные занятия. Обычно такой подготовки вполне хватает.Детский сад делает очень много в области обучения детей и особенно детей старшего дошкольного возраста. Но, на мой взгляд, в детскому саду не хватает внимания к такой проблеме, как комфортность пребывания ребенка, которая связана с тем, что воспитатели стремятся, как можно больше научить ребенка чему-то, но при этом не всегда опираются на потребности самого ребенка в том или другом дошкольном возрасте. Например, на потребности в общении между детьми и взрослыми, на потребности в самостоятельном познании, на потребности признания его успехов, на потребности в движении. В садиках дети общаются между собой, играют, спорят. Малыши привыкают к коллективу, становятся раскрепощеннее и увереннее в себе, поэтому детсадовским намного легче привыкнуть к школьным будням, чем домашним неженкам. Если же ваш ребенок все время сидел дома, а за год до школы вы решили отдать его на подготовительные курсы, то стоит предпочесть курсы при детских садах, а не при школах. Учителя не делают разграничений между школьниками и дошколятами и работают теми же методами, а хорошие воспитатели стараются научить ребенка в игре.Полезные кружкиНелишними для ребенка станут кружки танцев, пения, игры на различных инструментах, ну и, конечно, спортивные. Музыка и танец раскрепощают движения, делают малыша более свободным, учат самовыражению. Пение ставит правильное дыхание, часто помогает исправить недостатки речи, тренирует слух. А игра на музыкальных инструментах дает чувства темпа и ритма, такие важные при письме. Многие родители с самого детства отдают своих чад на курсы иностранного языка. Однако не всегда стоит спешить. Изучение иностранных языков в дошкольном возрасте не является обязательным. Важно хорошо овладеть родным языком, свободно пересказывать тексты, знакомые ребенку, общаться, иметь хорошее произношение. Вместе с тем, если в старшем дошкольном возрасте создаются условия для изучения иностранного языка (раньше пяти вообще нельзя), то нужно смотреть, насколько готов преподаватель работать с детьми этого возраста. И вести всю работу с позиции прежде всего приобщения через язык к культуре другого народа, а также через это обучение формировать общие языковые способности. Но если у ребенка есть задержки в развитии речи или какие-то другие задержки, то вообще этим заниматься не стоит.Что почем?За месяц в муниципальном детсаду родители платят около 100 леев. Индивидуальное изучение иностранного языка обойдется родителям в 300 леев, за тематические кружки придется выложить от 20 до 30 леев в месяц.Подготовила Дарья ТОКАРЕВА.