510

Косово - самый спорный из балканских прецедентов

Косово будет оставаться прецедентом столько времени, сколько его будут считать таковым различные политические игроки, будь то в Абхазии, Приднестровье, на Северном Кипре, в России или даже Республике Молдова.Такое мнение в аналитической статье, направленной в редакцию «Нового Региона», выразил молдавский политолог, эксперт лондонского Европейского совета по внешним связям Нику Попеску. По его мнению, для других политических игроков на международной арене Косово не является прецедентом.В подобных ситуациях, уверен он, «не существует абсолютной истины, поэтому одни правительства считают, что провозглашение независимости Косово является прецедентом, другие же так не думают». Попеску полагает, что споры могут продолжаться годами, и предлагает использовать аргументы, которые могли бы ограничить применимость этого случая.Так, эксперт из Лондона указывает четыре типа балканских прецедентов: 1. Силовое воссоединение страны международным сообществом в рамках конфедеративного устройства (Босния и Герцеговина). 2. Решение конфликта путем децентрализации, но при сохранении унитарного государства (Македония). 3. Отделение республики с согласия центральных властей (Черногория с согласия Сербии). 4. Одностороннее отделение без согласия «метрополии» (Косово).Таким образом, пишет политолог, Косово – это всего лишь один из четырех случаев. «И ответ на вопрос, почему Приднестровье или Абхазия должны воспользоваться именно четвертым вариантом, а не первым, вторым или третьим, вызывает долгую дискуссию без определенного итога», – подчеркивает он.Говоря далее о косовском вопросе, Нику Попеску отмечает, что этот регион стремится к независимости в качестве международного протектората, управление которым в настоящее время фактически переходит от ООН к Евросоюзу, к тому же в присутствии войск НАТО. В связи с этим молдавский эксперт предлагает перенести опыт Косово на постсоветские конфликты и задается вопросом, готова ли, в частности, Россия «принять статус международного протектората для Абхазии или согласиться на присутствие войск Североатлантического альянса в Южной Осетии или Приднестровье, пусть и наряду с российским контингентом?»Кроме того, пишет он, «готово ли Приднестровье оказаться под управлением Европейского Союза или ООН на период в 8-10 лет, перед тем как перейти к обсуждению того, получит ли оно независимость или нет?»С другой стороны, политолог напоминает, что большинство населения Косово составляли и составляют албанцы, которые подвергались этническим чисткам со стороны центральных сербских властей. Схожая демографическая ситуация была в Нагорном Карабахе, однако в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье была совершенно иная картина.В ПМР и Южной Осетии, уточняет Попеску, «не было никаких намерений проведения этнических чисток, в обоих конфликтах погибло примерно по 1 тысяче человек». В то же время в Абхазии грузины, составлявшие до конфликта 48% населения против 18% абхазов, стали главными жертвами этнических чисток, а всего в той войне погибли около 10 тыс. человек.Возвращаясь к Косово, эксперт отмечает спекулятивный характер заявлений о воздействии этого прецедента, к примеру, на европейские страны или Канаду. Все эти утверждения, уверен автор аналитического материала, «производят сильный пропагандистский эффект, но весьма далеки от реальности».Так, в случае Северной Ирландии, Шотландии и Квебека предусматривается, что британские и канадские власти согласятся на отделение, если за это выскажется большинство жителей провинций. Однако такое большинство не набирается. Например, в Квебеке на двух референдумах идея независимости была отвергнута. Нет таких настроений и в испанской Каталонии, отмечает Попеску. В случае Бельгии возможность раскола в целом допускается (но необязательно приветствуется) обеими общинами, хотя фламандское большинство явственно намеревается отделиться от валлонского меньшинства.В то же время, пишет молдавский политолог, есть вероятность того, что Косово станет «полупризнанным» государством по образцу Тайваня. Однако в таком случае Приштина не представит ничего нового, а лишь подтвердит «тайванский прецедент».Попеску продолжает в аналитической статье, что понятие «косовский прецедент» на самом деле включает в себя целый ряд прецедентов, многие из которых неприемлемы для России или непризнанных республик на постсоветском пространстве. С другой стороны, дискуссия на эту тему имеет нюансы, о которых Россия или «мятежные» республики не имеют представления, уверен политолог. «Молдавия или Грузия могут использовать многие из элементов косовского прецедента в своих интересах», – пишет в заключение Нику Попеску.
0