439

О молдавско-приднестровском урегулирования,

"В Приднестровье давно привыкли к громким, но совершенно необоснованным, а иногда и просто популистским заявлениям молдавских властей по поводу молдавско-приднестровского урегулирования, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - За примерами далеко ходить не нужно. В октябре 2007 года президент Молдавии Владимир Воронин разразился двумя пространными интервью по поводу "новых" инициатив, направленных на разрешение конфликта. Отметим, что эти инициативы так и остались лишь газетными интервью (официальных предложений в адрес руководства ПМР не поступало). И все они были списаны под копирку с ранее предложенных другими и отвергнутых Республикой Молдовой (РМ), а то и вовсе уже достигнутых между ПМР и РМ договоренностей, которые Молдавия, как известно, тоже прекратила выполнять в одностороннем порядке".Информагентство отмечает, что "новым откровением по поводу скорого разрешения конфликта разразился министр реинтеграции РМ Василий Шова. В интервью кишиневскому агентству Basa-press (видимо, кроме газетных интервью, других способов объявления "судьбоносных" решений и политических прерогатив в Молдавии не знают), Василий Шова заявил о том, что 2007 год стал годом "инвестиций" в приднестровское урегулирование, результаты которых в Кишиневе надеются получить в 2008 году. "Мы предпринимаем односторонние меры для укрепления доверия и безопасности, социальной помощи населению, стимулирования экономического сотрудничества между двумя берегами Днестра, а также для развития инфраструктуры", - заявил Шова, явно рассчитывая на то, что его слова услышат посредники и наблюдатели в переговорном процессе и оценят по достоинству заботы Молдавии о судьбе приднестровцев. И ничего страшного, что это заявление от первого до последнего слова является ничем не прикрытой ложью, главное для молдавской элиты - выставить себя в глазах мирового сообщества "образцовыми" радетелями за судьбы приднестровского народа. Ведь, как известно, если без устали повторять ложь, остается надежда, что когда-нибудь в нее поверят. То, что Шова, мягко говоря, говорит неправду, прекрасно понимают те, кто хоть мало-мальски знаком с ситуацией в регионе. Никаких конструктивных мер, направленных на укрепление доверия и безопасности между двумя берегами Днестра, Молдавия и не думает предпринимать. Наоборот, Кишинев, например, из кожи вон лезет, чтобы доказать неэффективность существующего миротворческого формата. Цель ясна - избавиться от присутствия российских миротворцев. Дошло до того, что молдавский представитель в Объединенной Контрольной комиссии Ион Ляху заявил о том, что из-за российских миротворцев приднестровцы имеют в Зоне безопасности властное положение. А какое, простите, они должны иметь положение, если Зона безопасности находится на территории ПМР?"."Может быть, - продолжило ИА "Ольвия-пресс", - под укреплением доверия и безопасности молдавский министр реинтеграции подразумевает постоянно организуемые Молдавией провокации в Зоне безопасности или непрекращающиеся попытки сократить количество миротворческих постов? Или Шова считает, что экономическая блокада Приднестровья, которая длится уже почти два года - лучший способ укрепления доверия? Мало того, самый лучший способ "стимулирования экономического сотрудничества между двумя берегами Днестра". И что подразумевает Шова, говоря о социальной помощи, оказываемой Молдавией Приднестровью? Заявления президента Воронина о том, что Кишинев, якобы, поделится с Приднестровьем гуманитарной помощью, поступающей в Молдавию из западных стран и ряда государств СНГ, ничего кроме популизма в себе не несли и, по сути, так и остались заявлениями. Впрочем, ничего иного и не следовало ожидать. В отличие от России, у которой слова не расходятся с делом и которая не на словах, а на деле помогала и помогает Приднестровью в трудную минуту, Молдавия лишь умеет разбрасываться громкими заявлениями".Информагентство пишет: "Что же касается рассказов, о мерах, направленных на развитие инфраструктуры, то здесь вообще не понятно, о чем идет речь. Какую инфраструктуру развивает Молдавия на обоих берегах Днестра. Промышленную? Сельскохозяйственную? Наверное, все же инфраструктуру двух десятков неправительственных организаций, которые на деньги западных фондов "готовят" в Приднестровье то, для чего, собственно, всегда используют т.н. пятую колонну. По мнению Шовы, "важнейшим достижением 2007 года на политическом уровне стало определение окончательного решения приднестровского конфликта". Как заявил молдавский министр: "Нам удалось достичь консенсуса всех посредников и наблюдателей в переговорном процессе относительно завершения процесса урегулирования конфликта, определения юридического статуса приднестровского региона с соблюдением суверенитета и территориальной целостности Республики Молдавия". Оказывается, Молдавия за спиной Приднестровья в сепаратном сговоре с Евросоюзом, США, Украиной и Россией уже определили сроки завершения процесса урегулирования конфликта, мало того, в пользу Молдавии - суверенной и территориально целостной. А, судя по тому, как Шова обмолвился, будто "2007 год стал годом "инвестиций" в приднестровское урегулирование, результаты которых в Кишиневе надеются получить в 2008 году", следует понимать, что Кишинев намерен покончить с Приднестровьем уже в этом году"."Конечно, никаких договоренностей с Россией о решении молдавско-приднестровского конфликта в пользу Молдавии не было и нет. Россия неоднократно заявляла о том, что урегулирование проблемы возможно только на основе двусторонних соглашений конфликтующих сторон в рамках переговорного процесса с участием обеих сторон конфликта. Как известно, такую же позицию Россия отстаивает и в отношении сербо-косовского урегулирования, не намерена она менять свою позицию и на постсоветском пространстве, тем более что в использовании двойных стандартов Москву упрекнуть не может никто. Так что откровения Шовы не что иное, как очередная "утка" молдавских властей", - резюмировало ИА "Ольвия-пресс"."На всем протяжении молдавско-приднестровских переговоров по урегулированию конфликта руководство Молдавии категорически отказывается обсуждать тему федерализации страны, - пишет газета "Приднестровье". - Во что бы то ни стало, на правом берегу Днестра стремятся сохранить унитарное строение государства, а нынешний президент Молдавии Владимир Воронин видит в федерализации угрозу целостности и государственной независимости республики. Приверженность позиции унитаризма руководства Молдавии привела к срыву неоднократных попыток реализовать различные варианты программ урегулирования отношений между Кишиневом и Тирасполем на федеративной основе, включая и так называемый "план Козака". Это был уникальный шанс для Кишинева. Москва вынудила Тирасполь пойти на ряд значительных уступок и согласиться на возвращение в состав Молдавии на условиях, откровенно говоря, не совсем выгодных для Приднестровья. Но в нем был заложен один пункт, который вызывал в Кишиневе наибольшую обеспокоенность и неприятие. Речь идет о пункте, предусматривающем право субъекта федерации (Приднестровья) на выход из состава федерации в случае принятия решения о присоединении федерации к другому государству или с полной утратой федерацией своего суверенитета".Газета отмечает: "С одной стороны, если рассматривать этот пункт через призму менталитета кишиневских политиков, - это своеобразная "мина замедленного действия", позволяющая Приднестровью рано или поздно отделиться от Молдавии с приобретением суверенитета. Но с другой стороны, это право дамокловым мечом висело бы над теми, кто грезил и грезит воссоединением с Румынией, предостерегая их от необдуманного шага. Этот пункт был основной и надежной гарантией сохранения Молдавской Федерацией своей государственности, а, следовательно, и территориальной целостности. Кроме того, можно предположить с большой долей уверенности, что Приднестровье в составе федеративной Молдавии существенно повлияло бы на оздоровление политического климата в стране, а своим промышленным потенциалом значительно улучшило бы экономическую атмосферу федерации. Ради такой перспективы Кишиневу стоило с какой-нибудь десяток лет потерпеть присутствие российских военных на своей территории". "Но президент Молдавии, - продолжило издание, - как выяснилось, вовсе не уполномочен решать судьбу своего государства без консультации с "вашингтонским обкомом". Его советник Марк Ткачук не скрывал, что накануне подписания Меморандума Козака они с Ворониным день и ночь не отходили от телефонов - ждали реакции ОБСЕ и Вашингтона, ждали указания из американского посольства и дождались. Тогда последовала жесткая команда - отставить! И Кишинев вновь у "разбитого корыта". Вот и вся "независимость" Молдавии"."Молдавия сохранила свою унитарность и возродила в Бухаресте надежду на воссоединение. Именно недальновидная, марионеточная политика руководства Молдавии дает основание президенту Румынии Траяну Бэсеску на реваншистские заявления", - заключила газета "Приднестровье".В эфире Первого республиканского телеканала Приднестровья сообщили, что "Североатлантический Альянс выступил за мирное и долгосрочное решение приднестровского вопроса. Помощник заместителя генерального секретаря Альянса Роберт Симмонс заявил, что НАТО выступает за разрешение конфликта на основе суверенитета и территориальной целостности Молдавии, и не преминул отметить разницу в подходах к урегулированию в Косово и Приднестровье. Об этом Роберт Симмонс заявил в минувший четверг 17 января 2008 года в Кишиневе на встрече с Ворониным.На встрече молдавский президент вместе с посланником альянса обсудили возможность предстоящего рассмотрения молдавским парламентом проекта Концепции национальной безопасности, в которой будут отражены недавние инициативы президента Владимира Воронина о мерах по укреплению доверия между Кишиневом и Тирасполем. То есть интервью газетам "Комсомольская правда" и "Известия", наконец, узаконят - пожелтевшие в последние годы газеты стали официальными вестниками молдавского президента. С каждой из сотрудничающих стран НАТО заключает свой индивидуальный план. "Партнерство ради мира" работает в нескольких десятках государств мира. У Молдавии с Североатлантическим альянсом тоже своя история, но суть везде остается одна - продвижение НАТО на восток - всему миру известная мечта Альянса, и в последнее время вполне уже реально осуществимая. Эту главную задачу и скрывает под собой помощь странам постсоветского пространства. План сотрудничества с Молдавией - борьба с пестицидами и экологией, гуманитарные программы - непонятно, каким образом это относится к военной организации? Хотя многие международные компании уже давно перестали выполнять свои только первоначальные функции. В подписанном документе - индивидуальном плане партнерства Молдавии и НАТО пунктов много: ликвидация ракетного топлива, совместные учения, присмотр за политической и военной ситуациями, и даже отношения Молдавии с Европейским союзом".Как отметил в эфире Первого республиканского телеканала министр иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Андрей Стратан: "Некоторые положения индивидуального плана по сотрудничеству с НАТО отражены и в другом политическом документе, я имею ввиду план сотрудничества Молдавия-Евросоюз. Внедрение положений этих двух документов позволяет нам идти вперед в продвижении демократических реформ по борьбе с коррупцией, терроризмом и организованной преступностью"."Существуют и проекты по национальной безопасности, принята новая военная национальная стратегия, - продолжили в телевизионном эфире. - С НАТО и Евросоюзом Молдавия дружит уже почти серьезно. Только как относится к Молдавии НАТО - вопрос иного характера. В начале наступившего года поговорить о планах наперед прибыл натовский посланец - принимали его на всех уровнях: и президент Молдавии, и спикер парламента, и МИД. По словам помощника заместителя генерального секретаря НАТО по безопасности и сотрудничеству Роберта Симмонса, "мы удовлетворены успехами по внедрению Индивидуального плана партнерских действий Молдавия-НАТО. Это очень значимый документ. И мы ждем, чтобы эти успехи продолжались. Данный Индивидуальный план позволяет нам конструктивно дискутировать о проблемах, которые существуют в Республике Молдова. И в особенности, мы поддерживаем нейтралитет Молдавии. Мы уверены, что Россия должна придерживаться обязательств, взятых в 1999 году в Стамбуле о том, что она выведет свои войска с территории Молдавии. В наших следующих встречах в рамках совета мы будем отстаивать эти принципы и в дальнейшем".В эфире Первого телеканала Приднестровья подчеркнули, что "отношения Молдавии с Североатлантическим альянсом, Евросоюзом, ОБСЕ и другими международными организациями всегда сводятся к обсуждению молдавско-приднестровского конфликта. На этой неделе Кишинев и Тирасполь буквально заполонили представители этих евро-американских пособников мира на планете. Обсуждают, анализируют уже два года одно и то же. Надо урегулировать проблему, говорят приезжие дипломаты всех мастей. Так, по словам Симмонса, "события развиваются, и мы знаем, что господин президент Молдавии предложил ряд инициатив по урегулированию приднестровского конфликта. И, конечно же, концепция национальной безопасности должна придерживаться этих инициатив. Таким образом, мы поддерживаем Молдавию в ее выборе и считаем, что эта концепция должна отражать сегодняшнюю ситуацию". При этом Андрей Стратан отметил: "В Молдавии высоко ценят позицию НАТО по этому вопросу в соответствии с обязательствами, взятыми в рамках ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году. Также хотел бы отметить позицию стран-участниц НАТО по этому вопросу на министерских встречах ОБСЕ, в том числе и ту, которая проходила в конце декабря 2007 года в Мадриде". В официальных документах военный союз отмечает тоже пока дипломатично, но твердо: "НАТО выступает за мирное и долгосрочное решение приднестровского вопроса на основе суверенитета и территориальной целостности Молдавии и отмечает разницу в подходах к урегулированию в Косово и Приднестровье", - отметили на приднестровском республиканском телеканале.ОБСЕ: "Возникает впечатление, что кроме американцев вопросами безопасности в Европе, заниматься просто некому""Сегодня ситуация, связанная с деятельностью Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), складывается совершенно парадоксальная, - пишет газета "Приднестровье". - В десятый раз на пост главы миссии ОБСЕ в Молдавии назначен представитель Соединенных Штатов Америки. Возникает впечатление, что кроме американцев вопросами безопасности и сотрудничества в Европе, заниматься просто некому. Наверное, действительно так и есть, если на этот пост, ставший вакантным после тихой отставки контрабандиста и по совместительству главы миссии ОБСЕ в Молдавии Луиса О`Нилла, назначается гражданин США, бывший главный советник посольства этой страны в России Филипп Ремлер. И это притом, что на 15-ом заседании Совета министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ, Россия четко и однозначно заявила о недопустимости закрепления за представителями одного государства постов руководителей полевых миссий ОБСЕ. Требования России в очередной раз проигнорированы, ОБСЕ опять назначает на стратегически важный для Запада пост американского представителя. Если учесть, что ОБСЕ фактически сконцентрировало свою деятельность на постсоветском пространстве, свернув свои миссии в Косово, на Кипре и в Северной Ирландии, что она отмахивается от экспертной оценки ситуации в стране Басков, Фландрии, на Корсике и других взрывоопасных зонах Европы, что закрыты постоянные полевые миссии в странах Прибалтики по причине якобы "отсутствия проблемы ущемления прав русскоязычного населения", то возникают определенные сомнения в непредвзятости ОБСЕ. Эта организация давно уже стала в руках Вашингтона одним из рычагов воздействия на непокорные постсоветские республики, в том числе и непризнанные мировым сообществом. И уже сам собою отпадает вопрос, почему именно американцы будут в десятый раз руководить миссией в Молдавии. А кто же еще? Стремление свести "на нет" влияние России в Приднестровье заставляет США раз за разом присылать в Молдавию своих агентов влияния".Издание продолжило: "Так кто же он, новый глава миссии ОБСЕ в Молдавии, Филипп Ремлер? Прежде всего, дипломат - несколько лет он был послом США в Грузии, затем, сотрудником политического отдела Государственного департамента Соединенных Штатов и, как мы уже говорили, главным советником посольства в России. Но кроме этого, он является специалистом по замороженным конфликтам, причем, именно на постсоветском пространстве, что само по себе говорит о многом, и, прежде всего, о поставленных перед ним Вашингтоном целях, которые Ремлер должен реализовать в Молдавии. Но вот что удивляет и вместе с тем настораживает: почему дипломата столь высокого ранга внезапно назначают на, скажем прямо, весьма неоднозначную должность в ОБСЕ? К тому же, какая роль может быть у полевой миссии в небольшой стране на юго-востоке Европы? Ответ напрашивается только один - США намерены форсировать решение молдавско-приднестровской проблемы, для этого Вашингтон и отправляет в Молдавию одного из главных своих специалистов по замороженным конфликтам. Какие шаги в этом направлении предпримет Ремлер, заняв свой пост, говорить пока рано. Но если обратиться к периоду его деятельности на посту посла США в Грузии, то предположить можно многое".Газета пишет, что "в феврале 2002 года, когда Россия утверждала, что в Панкисском ущелье, находящемся на территории Грузии, скрывались чеченские боевики, а сама Грузия данный факт отрицала, совершенно неожиданно на помощь России пришли США. Посол этой страны в Грузии Филипп Ремлер во всеуслышанье заявляет буквально следующее: "Десятки боевиков "Аль-Каиды" и Талибана из Афганистана перешли границу нестабильной Грузии. Мы также знаем, что некоторые из них прячутся в Панкисском ущелье и поддерживают контакт с арабским террористом Хаттабом. Последний со своей стороны связан с Усамой бен Ладеном. Панкисское ущелье - очень опасное место для Грузии". В те дни Вашингтон впервые получил возможность оказывать давление как на Тбилиси, так и на Москву. Ведь в случае отказа принять американскую помощь грузинское правительство рисковало потерять политическую и экономическую поддержку со стороны США, столь необходимую Шеварднадзе, стремящемуся как можно дальше дистанцироваться от Москвы. Что же касается России, то заявление Ремлера также не сулило ей ничего хорошего. Присутствие войск США в Грузии для Москвы было настоящим ударом по долговременным интересам России в регионе. Поэтому Кремль попытался в те дни уговорить Эдуарда Шеварднадзе воспользоваться помощью России в наведении порядка в Панкисском ущелье. Но уже было слишком поздно. Грузия выбрала помощь США. Впрочем, нельзя рассматривать события, происходящие в военной сфере, отдельно от сферы политической. Оказывается, именно заявление Ремлера о присутствии на территории Грузии боевиков Усамы Бен Ладена и последовавший за ним отказ грузинских властей от помощи России привели к первым массовым выступлениям оппозиции против правительства Шеварднадзе"."Новый глава ОБСЕ заинтересован в разрешении молдавско-приднестровской проблемы, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - В середине января Приднестровье посетил действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Финляндии Илкка Канерва. По мнению главы МИД ПМР, "ОБСЕ сейчас готова предпринять значительные усилия для того, чтобы изыскать возможность возобновления переговорного процесса между Приднестровьем и Молдавией". Действительно, едва Финляндия с первого января нынешнего года стала председательствовать в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, как ее глава объявил о своем намерении вплотную заняться проблемой молдавско-приднестровских отношений, приняв решение посетить не только Приднестровье, но и Молдавию, а впоследствии и Украину. Отвечая на вопрос украинских журналистов о причинах своего визита в Киев, Илкка Канерва отметил, что "одной из основных целей визита является обсуждение конфликта в Приднестровье. Украина лучше моей страны разбирается в этом вопросе, и я сомневаюсь, что Финляндия может привнести что-то радикально новое в обсуждение".Информагентство продолжило: "Какую информацию получил глава ОБСЕ от молдавского руководства, не трудно догадаться. Объективности и правдивости в ней минимум, если вообще есть. А ведь совершенно не знающий существующего положения дел нынешний действующий председатель ОБСЕ может сделать совершенно необоснованные и несправедливые выводы. Только объективные и строго документированные факты способны убедить главу ОБСЕ в справедливости избранного приднестровцами пути". "Конечно, для получения объективной картины по молдавско-приднестровской проблематике Илкки Канерве не мешало бы посетить и Москву. Однако о таком визите речь пока не идет. Вполне возможно, что позиция России по молдавско-приднестровскому конфликту главе ОБСЕ известна. Россия неоднократно заявляла с высоких международных трибун о том, что молдавско-приднестровский конфликт может быть разрешен только с учетом мнений обеих конфликтующих сторон, а не в одностороннем порядке, как настаивает Молдавия, и уж тем более не путем силового давления", - резюмировала "Ольвия-пресс".В эфире Первого республиканского телеканала Приднестровья сообщили, что "после того, как с 1 января 2008 года бразды правления в ОБСЕ взяла Финляндия, новой председатель Иллка Канерва сразу посетил Приднестровье, Украину и Молдавию. Столь пристальное внимание льстит, но оно и не удивительно, так как в приоритетах главы ОБСЕ - решение "замороженных конфликтов". На фоне грядущей развязки косовского узла другие приоритеты вряд ли могли бы быть. Что от этого внимания выиграет Приднестровье и сдвинется ли переговорный процесс с мертвой точки, пока непонятно. Без политической воли молдавских властей это практически невозможно, а вот воли-то за 408 дней до выборов и смены молдавского правителя может не хватить. Но ознакомительный визит состоялся - работа началась.Предшественник Канерва - испанец Мигель Моратинос, был не менее амбициозен, чем его коллега. Но в наследство финну досталось то, что свойственно его северному нраву - очень "замороженный" конфликт. При встрече с действующим председателем ОБСЕ Владимир Воронин сразу попытался того убедить, что ехать в Тирасполь не обязательно. И там же в Кишиневе Илкка Канерва сообщил молдавскому спикеру Мариану Лупу, что ОБСЕ не допустит проведения параллелей между Косово и Приднестровьем. В свою очередь, господин министр порадовал финского гостя высказываниями о безоговорочном выводе российских войск из Приднестровья"."Сам Канерва уверен, что ОБСЕ переживает трудные времена, - отметили в телевизионном эфире. - И еще труднее станет, если проводить политику, основанную на давлении. Кроме того, он намерен решить проблемы связанные с Россией. Правда, в ходе визита в Киев глава МИД Украины Владимир Огрызко разделил мнение финна о создании международной миротворческой миссии взамен действующего в регионе формата с участием российского контингента. Илкка Канерва акцентировал внимание на важной роли, которую сыграет Украина в процессе решения конфликта в Приднестровье. И вот здесь становится не все понятно - какие проблемы он собирается решать с Россией на фоне не самых ладных отношений Кремля и Ющенко?"
0