484

Бджет-2008: Проблемы и достижения

В первом чтении проект бюджета на 2008 год был принят на сессии Верховного Совета 28 ноября. Тогда была утверждена так называемая табличная часть главного финансового закона страны – доходы, расходы и дефицит. Доходы консолидированного бюджета сформированы на уровне 2 миллиардов 799 миллионов рублей. По сравнению с запланированными доходами 2007 года они увеличились на 1 миллиард 573 миллиона рублей. На социально защищенные статьи запланированы расходы в размере 1 миллиарда 48 миллионов рублей. Социально защищенные статьи в расходах консолидированного бюджета занимают 75%. Дефицит бюджета по социальным статьям составит более 170 миллионов рублей, и это на 304 миллиона меньше, чем было в бюджете-2007. Но, например, также было принято решение уменьшить финансирование некоторых органов исполнительной власти. Кроме того, парламентарии уменьшили доходы бюджета за счет сокращения платных услуг, оказываемых Государственным таможенным комитетом, учреждениями ветеринарно-санитарного и фитосанитарного контроля. В то же время дополнительные средства по решению парламентариев направлены на финансирование Прокуратуры, Арбитражного суда, оперативно-розыскную деятельность, ряд других статей. Также, уже после принятия базового пакета изменений в налоговое законодательство с целью увеличить поступления в доходную часть республиканского бюджета, парламентариями было высказано предложение снизить ставки налогов предприятиям, увеличивающим объемы производства. Кабинет министров республики не согласился со многими пунктами принятого законопроекта. Накануне рассмотрения бюджета во втором чтении Президент ПМР Игорь Смирнов собрал по этому поводу внеочередное заседание кабинета министров. В ходе заседания обсуждались все социально значимые статьи бюджета будущего года. Президент призвал министров подойти к спорным моментам взвешенно и жестко. Ведь любое неверно принятое решение при огромном дефиците бюджета отрицательно скажется не только на работе отдельных ведомств, но и на благосостоянии каждого жителя республики. Так что накануне рассмотрения проекта Закона о бюджете на 2008 год во втором чтении поводов для поиска консенсуса у законодательной и исполнительной власти было достаточно. 12 декабря депутаты Верховного Совета совместно с Президентом и Кабинетом министров рассмотрели текстовую часть законопроекта постатейно. Заседание сессии продолжалось до позднего вечера – достаточно сказать, что ко второму чтению бюджета в профильный комитет поступило более 120 поправок. В ходе состоявшейся дискуссии по ряду предложенных поправок представители исполнительной и законодательной ветвей власти все-таки смогли прийти к консенсусу. Министр финансов ПМР Ирина Молоканова высказала удовлетворение совместной конструктивной работой парламентариев и руководителей государственных органов власти. Как сказала Ирина Ивановна, по многим острым вопросам выслушивались мнения всех заинтересованных сторон и были найдены взаимоприемлемые решения. В частности, по просьбе исполнительных органов власти была отклонена поправка, ограничивавшая право госструктур делать переброски средств с одной статьи на другую в пределах финансирования. Перенесен на следующее заседание спорный вопрос о том, в чьем распоряжении должны быть средства недавно созданного фонда наказа избирателей. По нему будут проведены дополнительные консультации. Была снята с рассмотрения спорная поправка, в которой устанавливался порядок финансирования СМИ, учредителями которых являются Президент и Верховный Совет. Как сказал министр информации и телекоммуникаций Владимир Беляев, «работает Совет учредителей, который вырабатывает взвешенные решения, соответствующие действующему законодательству. Предложенная поправка опережала решение Совета. Депутаты согласились с нашими доводами и отложили ее рассмотрение до следующего заседания». Также перенесено обсуждение поправки, по которой вводится взимание ставки 0,9 % с доходов предприятий для стабилизации пенсионного фонда. В результате предполагалось дополнительно получить около 20 миллионов рублей. Некоторые предприятия, работающие на давальческом сырье, не согласились с данной системой налогообложения и предложили иную, по которой, как они утверждают, могли бы отчислять в пенсионный фонд не меньший объем средств. Поэтому для выработки оптимального механизма будут проведены консультации всех заинтересованных сторон. Но некоторые аргументы Президента, руководителей министерств и ведомств так и не нашли понимания со стороны парламентариев. В частности, депутатами предложено в следующем году создать дополнительный механизм упрощенного таможенного оформления товаров. Проще говоря, сократить его сроки. Не так давно законодателями были внесены поправки в Таможенный Кодекс ПМР, по которым эти сроки уже были сжаты. Так, срок таможенного оформления, как и выдачи лицензий, с 10 дней был уменьшен до 5 дней, а регистрация внешнеэкономических договоров – с 10 до 1 дня. После принятия закона о бюджете на будущий год, процедура таможенного оформления должна будет занимать 6 часов, выдача лицензий – 2 дня, регистрация договоров – 4 часа. По словам начальника правового отдела Государственного таможенного комитета ПМР Сергея Параскевы, - «Закон о бюджете – это главный финансовый документ государства. И регулировать он должен именно финансовые взаимоотношения в государстве, а не процедурные». Неверным, по мнению Приднестровского Республиканского банка, будет являеться принятие поправки, которая разрешит нерезидентам производить наличный расчет в иностранной валюте за товары и услуги, произведенные на территории республики. С учетом того, что большинство приднестровцев имеют гражданство других государств, они все являются нерезидентами, а значит, могут пользоваться принятым положением. Что, по мнению Центробанка, может привести к валу расчетов в иностранной валюте. «ПРБ неоднократно выступал с предупреждением, о том, что приднестровский рубль при таком подходе будет утрачивать позиции как средство платежа. Руководство банка рассматривает данное решение как негативное по отношению к собственной денежной единице. Оно приведет к тому, что приднестровский рубль будет полностью вытеснен из обращения», - отметил и.о. председателя ПРБ Алексей Мельник. В качестве компромисса было предложено продолжить обсуждение данного вопроса в профильном комитете, но все-таки сохранить на предложенных условиях расчеты в долларах США, евро, и рублях РФ. Еще одним не менее острым моментом стало обсуждение поправки о порядке финансирования аппаратов управления министерств и ведомств. Согласно существующей норме, исполнительные органы власти финансируются только из бюджета. На сегодняшний день средства, заработанные оказанием платных услуг подведомственными учреждениями, аккумулируются в министерстве финансов. Часть этих денег идет в стабилизационный фонд, а оставшиеся средства направляются обратно в профильное министерство. Являясь, по сути, составляющей бюджетного финансирования, они потом перераспределяются с учетом текущих нужд. Депутаты Верховного Совета проголосовали за то, чтобы не направлять доходы от платных услуг, которые оказывают государственные подведомственные учреждения, на содержание аппаратов министерств. Министр здравоохранения и социальной защиты Иван Ткаченко, ведомство которого было профинансировано на материально-технические нужды в размере чуть более 4-х тысяч рублей за год, так прокомментировал решение депутатов: «Судебная и законодательная власти финансируются в полном объеме. Наши же статьи являются социально необеспеченными. Это значит, что все министерства и ведомства не получают денежных средств на хозяйственную деятельность. В итоге не будет материалов, которые нужны для выполнения государственных функций: той же бумаги, картриджей и других расходных материалов. В таком случае, я считаю, что необходимо все статьи расходов по министерствам сделать социально защищенными». Одним словом, проблемных тем при обсуждении главного финансового документа государства было предостаточно. Но, по мнению главы государства Игоря Смирнова, итоги рассмотрения бюджета говорят о том, что исполнительная и законодательная власть выдержали этот экзамен. Президент выразил удовлетворение тем, что, несмотря на имевшиеся противоречия, оптимальный способ сократить дефицит бюджета был найден. В доходную часть удалось аккумулировать дополнительно 50 миллионов долларов. Все социальные программы, намеченные на будущий год, будут выполнены. Найдены механизмы, по которым работникам сквозных профессий, зарплата которых ниже прожиточного минимума, оплата труда будет увеличена. Игорь Смирнов особо отметил тот факт, что в Приднестровье изменились темпы расходов и доходов: "Это очень важно. Ранее у нас очень быстро росли расходы, и медленно доходы. Сейчас ситуация стабилизируется. Это говорит о том, что мы все больше переходим на жизнь за счет собственной экономики. Полагаю, здесь не на кого жаловаться. Живем за счет того, что сами производим. Мы должны это делать при любых условиях. С каждым годом все больше идет деловой разговор, государственным решением задач проникаются и депутаты, и министры". Президент республики назвал принимаемый бюджет «хорошим, если исходить из существующих условий», и добавил, что закон о республиканском бюджете будет им подписан после рассмотрения документа в третьем чтении. Конечно, исключить продолжение дебатов по всем статьям, принятие решений по которым пока отложено, нельзя. Но давно известно, что истины рождаются как раз в спорах. Поэтому есть уверенность, что с 1 января 2008 года, как и положено, республика будет жить по новому главному финансовому документу – конструктивному и выверенному.
0