2262

Символизм Подковы

Символизм ПодковыИсторически подкова не является очень уж древним предметом. Во-первых, она предназначена защитить копыта лошади от износа и повреждения в соприкоснавении с твёрдым грунтом ранних дорог. Перед появлением металлических подков в Европе использовались сплетённые "чулки" для лошадей из лыка, тростника, кожи, растительных волокон и т.д. Первые металлические аналоги современных подков (гиппосандалии) начали использоваться в Древнем Риме, а современный вид подкова приобрела, и их крепить металлическими гвоздями начали только в Средние века. У разных европейских народов есть собственное повествование о значении подковы, как символа удачи, благодати и счастья. Самая известная из них- это англосаксонская легенда о Св. Дунстане и Дьяволе. К будущему Кентерберийскому архиепископу Дунстану (909-988) явился сам чёрт и попросил подковать ему копыто. Дунстан, который был ещё и кузнецом, согласился на такую сделку. Однако подковал дьявола так крепко (по другому варианту легенды - приковал черта к стене), что тот, испытывая невероятную боль, попросил пощады. Взамен на свободу дьявол поклялся, что никогда не войдет в дверь, над которой висит подкова. Бытовало поверие, что дьявол всегда ходит кругами, но дойдя то конца подковы (разорванного круга), он вынужден повернуть обратно (некоторые в боком прибитой подкове узревали асоциации с латинской буквой "C"- первой буквой в имени Христа). Весьма вероятно, что эта христианская версия значения подковы как оберегающего предмета, была перенята христианами у древних языческих кельтов, которые верили, что над дверьми прибита подкова в силе отразить вторжение Faery и других потусторонних гостей. На Британских островах это поверие очень сильно и до сих пор. Например, чтобы отогнать дьявола, подкова была зарыта в портале Стейнинфилдской церкви в Суффолке, шотландские моряки верят, что прибита к мачте подкова защищает его от бурь, такую же к мачте своего корабля распорядился прибить и легендарный адмирал Нельсон. Подкова спасала от попадания молнии и налёта ведьм, потому её вешали не только над дверьми или на дверях, но и везде, где злая сила могла попасть в дом (окна, камин, печь и т.д.). Тут секрет кроется в поверьях о том, что железом, сталью, и собственно, металлом (шпагой, мечом, жезлом) можно контролировать и порабощать неземные силы. Теоретических подтверждений тому можно найти в сотнях книг по ритуальной магии, оккультизму, в древних мифах и преданиях. Практически же, например, в Германии, подкову, для предотвращения возрождения казнённых ведьм, помещали на крышке гроба. Тут-то именно в подкове и переплелось множество мистико-магических аспектов. Во-первых, она рождалась в кузне посредством огня, раскалённого металла и опытной человеческой силы. Под грохотом тяжёлого ударяющего молота и наковальни, под звонкою песнью творения, когда из чего-то аморфного получается что-то конкретное и новое. Не даром ковать значит - Творить, не даром у индоевропейских народов с Божественным кузнецом и кузней связаны мифы о сотворении (выковке) Мира и Небесных светил. Во-вторых, на магические свойства металлических изделий в древности смотрели с большой долей уважения. И не только потому, что в Средние Века железо по цене весьма серьёзно приближалась к золоту и серебру, не только потому, что найти на дороге вещь металическую означало найти вещь дорогую и полезную (отсюда, видимо, и пошли народные поверия, что найти на дороге подкову, значит найти своё счастье), не только потому, что железо годится как для мира (соха), так и для войны (оружие). Интуитивная основа архетипичных глубин всплывает в простом народе не до конца осознанными повериями, за которыми кроется символизм первообразов, первосимволов, первосмыслов. И здесь по сути речь идёт не о подкове как о предмете для ковки лошадей, а о символическом образе "Подковы". Неком ограждённом пространстве, в котором обитает Нечто. Итак, Подкова - некое архетипичное вместилище, сравнимое с женским символизмом Чаши, Чревом. В простонародии - на сосуд или горшок похожий обитель Счастья. Примечательно, что по всей Европе - от Италии до Скандинавии, и от Ирландии до России подкову вешают на дверях и экзотерический смысл сего везде одинаков. Отличается лишь само положение подвешенного символа. В Большинстве стран Европы (Германия, Литва, Россия, Балканы, Италия, Испания) подкову вешают рожками вниз, так как думается, что благодать будет сыпатся на голову хозяев дома; в Англии и в Ирландии, наоборот, рожками вверх - это символизирует что "счастье сохраняется в доме, а не убегает". Есть основание предполагать, что возрастающую форму подковы (рожками вниз) можно связывать с древнеевропейскими лунными Богинями, льющими свой сокровенный серебренный свет познания на этот мир. Таким образом человек, его родичи и дом находится как бы под священной защитой богини, а точнее - её материнской женственности. Символисты связывают значение формы современной подковы с символизмом женских половых органов, а через них - рождением, становлением, накоплением, материнским утробом, лаской и охраной. В Ирландии (101 пример) и Великобритании (45 примеров) это на камне, зданиях или скалах вырезаны фигуры Sheela-na-Gigs, которые собою представляют образы обнажённых женщин с явно преувеличенной "женственостью" (грудь, половые органы). Невероятно, но эти образы сохранились даже на некоторых церквях! Из таких примеров самый известный находится на стене храма Kilpeck (Герефордшир, Англия) и датируется 1140 годом. Исследователи полагают, что такие материнские образы защищают от злых духов, смерти и всякого зла, т.е. здесь мы можем сделать вывод, что символика Sheela-na-Gigs в смысловом и даже в визуальном плане, вполне соответсвует символизму Подковы. Счастье, благополучие в доме, домашний очаг, охрана, оберег, общность рода/семьи. Как тут не вспомнить и некоторых отдалённо смысловых и даже архетипично визуальных связей с Odal (Othala) руной, которая в свою очередь символизирует некое обьятие, общую кровь, род, расу, семью, домашний очаг, родину, коллектвивное подсознание, наследие, т.е. если говорить в общих чертах - родной дом и его охрану от недоброжелательных сил из вне. Подкова (повторимся, не как сам предмет, а как архетипичный образ) несёт в себе точно такие же понятия. Медоуз в своей книге "Магия рун" похожими "материнскими" качествами наделяет и руну Pertho, форму которой он выводит из мешочка с рунами (визуально руна тоже немного похожа на Одал, как и, собственно, на боку лежащую подкову). Он пишет: "Рунический мешочек, который шьют вручную, символизирует утроб матери. Эмбрион человека в материнском чреве сохраняет в себе давние качества предков и потенциал на будущее (...) Pertho - руна самоопределения, показывающая, что всё создаётся по образу нашего рода". Это сокровенное Знание, связь между причиной и следствием. А ведь именно познание себя, и своего рода через себя, придаёт нам уверенности, холодного спокойствия, оберегает нас от ненужных поступков, охраняет наш дом, род и расу. Воистину, божественная сила, увереность и познание придаёт Счастья в Жизни! Архетипичный символизм подковы (или, скорей всего, влияние арчетипичного символа через образ подковы) настоль глубоко вбит в подсознание, что поверх дверей её прибивают даже те, кто себя считает далёким от "всяких суеверий". И вовсе не важно, верит человек в защитные качества символа, или же это дело "моды", одни и те же протосимволы всплывают сами по себе и присутствуют в нашей жизни разными образами и визуальными поверхностными проявлениями: подковы, подковообразные фибулы, строго геральдические и простейшие "интуитивные" рисунки (дуги, кружки), элементы архитектурного декора, сны, визуализации, рунические и идеограмические знаки и т.д. Ведь и маленькие дети рисуют круги, кресты, свастики и треугольники не потому, что видят в них некую идеологическую или историческую подоплёку, а просто-напросто потому, что символы сии практически живут у них в крови. В геральдике подкова присутствует по всей Европе, как на гербах городов, так и на гербах дворянских родов. Общепринятое геральдическое значения - удача; вторичные смыслы - рост, выносливость. Наличие кованых лошадей (о символике лошади во всех её аспектах можно написать сотни, тысячи страниц. Это была бы отдельная и гигантская по своим масштабам работа) показывало социальный статус владельца, богатство, стремление. Польский исследователь Папроцкий написал даже особое сочинение о подковах, как эмблемах в гербах, под заглавием "Strom czyli о herbach ze znakiem podkow". Большое об этом предмете рассуждение есть в конце Силезского гербовника (Stambuch szlezkie) того же автора (1609 г.). На различных гербах присутствуют как "одиночные подковы", так и подковы, как один из элементов герба: подкова и стрела, подкова в когтях сокола, подкова и кресты, подкова поверх восьмиконечной звезды и т.д.
0