797

В Молдове засияли новые Лучафэрул и Кэтэлина

Бессмертное произведение Эминеску «Лучафэрул» засияло по-новому в постановке балета Евгения Доги, приуроченной к полувековому юбилею театра2007 год - Год Евгения ДогиПожалуй, никто не поспорит с тем, что постановка «Лучафэрула» в Национальном театре оперы и балета стала самым значительным событием в рамках объявленного молдавскими властями года Евгения Доги. Впервые балет Евгения Доги «Лучафэрул» отечественный зритель увидел еще в 1983 году в постановке киевского балетмейстера Валерия Ковтуна. Тогда он произвел огромное впечатление на ценителей балетного искусства. Об этом спектакле восторженно отзывались не только местные критики. Во время гастролей в городах бывшего СССР молдавским артистам в «Лучафэруле» рукоплескали целые залы. Кстати, студия «Молдова-филм» даже сняла музыкальный фильм-балет, которым также наслаждались телезрители всего бывшего Союза. С тех пор прошло немало времени. И сцена оперного театра, и зрители, безусловно, тосковали по «Лучафэрул». И вот свершилось: нам показали премьеру непревзойденного, бессмертного произведения Евгения Доги по поэме Эминеску «Лучафэрул», которое зазвучало абсолютно по-другому, засияло новыми красками и повернулось незнакомыми гранями к зрителю.Новое веяние в молдавской хореографииТакого в молдавской хорео-графии еще не было. Можно с полной уверенностью говорить о том, что «Лучафэрул-2007» открыл иную эпоху в отечественном балете - эпоху нового, современного и яркого искусства. Толчком к «перевороту», главным генератором идей и воплощенного по-новому «Лучафэрула» стал приглашенный к нам петербург-ский хореограф Георгий Ковтун. Одинаковые фамилии балетмейстеров - это лишь начало совпадений. Потому что дальше начались весьма любопытные совпадения в цифрах и датах, связанных с историей балета. Маэстро Ковтун сделал нечто невероятное - он поставил балет всего за 20 дней. Такое вообще редко кому удается. Кстати, он даже попал в Книгу рекордов Гиннесса за свое редкое мастерство одинаково блестяще и виртуозно «делать» по семь спектаклей в год. К хрестоматийному «Лучафэрулу» Георгий Ковтун подошел со свойственной ему оригинальностью и харизмой. «Это необыкновенный спектакль, - восторженно отзывались критики. - Это новое искусство, в котором тесно переплетены и неразрывно связаны друг с другом драматизм, классика, элементы современного шоу и даже акробатика - прекрасное, гармоничное действо на грани разрыва разных видов искусства… Да, Ковтун знает, что нужно…» На самом деле, стало понятно с самого начала, что эта необыкновенно яркая, зрелищная, динамичная и современная постановка просто обречена стать эпохальной и культовой для всей молдавской культуры, нашей визитной карточкой, которую с гордостью можно показывать по всему миру. Но до того, пока это чудо - блистательный новый «Лучафэрул» - родилось, артистам пришлось нелегко. Георгий Ковтун хорошо известен, причем не только в Петербурге, своим требовательным в работе характером, жесткостью и даже где-то беспощадностью. Труппе приходилось работать с утра до поздней ночи.Лучафэрул и Кэтэлина- Нам, пожалуй, досталось больше всех, - признаются ведущие артисты балета Мария Полюдова и Владимир Статный, исполнители главных партий. - В первую очередь, из-за сложной хореографии. Мы работали часами, падали с ног от усталости, но старались во-плотить идеи и замыслы постановщика. Он, конечно, очень требователен, но мы прекрасно понимаем, что такое работа. Мария и Владимир - артисты сложившиеся, успешные и известные. Но их появление в «Лучафэрул», как и самой премьеры, стало открытием и для зрителя, и где-то даже для них самих. - Конечно, мы были просто счастливы, когда из трех пар маэстро выделил именно нас. Это было и большой честью, и не менее высокой ответственностью, - вспоминают они. - Но в этой постановке мы смогли прожить целую жизнь, яркую и насыщенную. Она действительно помогла нам вырасти и профессионально, и духовно. Эта пара, безусловно, выделяется слаженностью в работе, высоким мастерством исполнения, техничностью и огромной трудоспособностью. Ребята пришли в балет в раннем детстве: Володю в пять лет в балет за руку привела мама. Маша вообще, что называется, «театральный ребенок» - она, можно сказать, выросла в стенах театра, постоянно бывая здесь с мамой-балериной. Теперь они оба - признанные артисты: Мария удостоена звания «Маестру ын артэ» и награждена специальной Муниципальной премией за достижения в искусстве, а Владимир недавно стал лауреатом Национальной премии в области литературы и искусства. Статный и Полюдова, смогли показать зрителю в «Лучафэруле» все самое лучшее, чего достигли. Возьмем хотя бы одну сложнейшую поддержку, которую до них еще никто не выполнял. Но это только один штрих. Поклонники этой звездной пары, танцующей, как боги, были единодушны: еще никогда Маша не была настолько бесстрашна, прелестна и одухотворена, как в этом спектакле, а Володя - так эффектен, страстен и так пластичен!.. У них получилось быть одинаково гармоничными, слиться в нечто единое - прекрасное и захватывающее дух. - Очень многим мы обязаны нашему преподавателю Елене Николаевне Цариковой, - говорят ребята. - Она отрабатывала с нами каждое движение, каждый штрих, выражение лиц... И мы ей безмерно благодарны, потому что огромная доля нашего успеха - это ее заслуга. …Мария Полюдова и Владимир Статный молоды, профессиональны и полны творческих сил. Потому их не могли не заметить за рубежом во время их турне: оба танцора периодически получают разные ангажементы. Последнее приглашение, которое пара приняла, - это работа в Русском импер-ском балете (Москва). Ближайшие гастроли ребят - Германия и Китай.- Очень хочется жить, работать, добиваться славы и блистать дома, на родине, - говорят они. - Но порой возникает ощущение, что искусство, артисты, балет… что все это не очень-то здесь и нужно… Хотя по поводу себя мы знаем точно: балету будем верны всегда!Подготовила Татьяна КАЛАК. tanya@kp.mdФото Вячеслава СОЛОГУБА.
0