1053

ХРИСТОКОМУНИСТИКУС МОЛДОВЫ

Религия: будет ли у Молдавии автокефальная церковь?Президент Молдавии Владимир Воронин, позиции которого крайне ослабли после недавних местных выборов, а до этого - из-за ссоры с Россией, на смену которой надвигается остракизм со стороны Запада, - Воронин, как утопающий за соломинку, хватается за Кишиневско-Молдавскую митрополию Русской православной церкви в расчете на ее поддержку на предстоящих в 2009 году парламентских выборах, пишут "Молдавские ведомости". Такую "стратегию" своему шефу мог предложить только его советник, он же с недавних пор и секретарь по идеологии правящей Партии коммунистов Республики Молдова Марк Ткачук, отмечает издание. В реальности, столь примитивно-утилитарное отношение к церкви способно лишь подвести под монастырь самого Воронина и окончательно похоронить его как политика, пишет газета.10 июля президент Владимир Воронин и митрополит Кишиневский и Молдавский Владимир посетили Кондрицкий Свято-Никольский Монастырь, продолжают "Молдавские ведомости". В стенах святой обители состоялось необычное собрание, в котором приняли участие епископ Юстиниан из Тирасполя, епископ Маркел из Бельц, благочинные и епархиальные секретари из состава Кишиневско-Молдавской митрополии. Собрание носило ярко выраженный прокоммунистический и предвыборный характер, пишет газета. О содержании этого мероприятия кто-то из его участников тут же донес журналистам газеты Flux, принадлежащей вице-председателю парламента, лидеру Христианско-демократической народной партии и покровителю конкурирующей Бессарабской митрополии [подчиняющейся Румынскому патриархату. - прим. ИА REGNUM] Юрию Рошке. Уже один этот факт говорит о том, насколько ненадежной является ставка Ткачука-Воронина на священнослужителей Молдавской митрополии, отмечает издание.В отчете Flux о встрече президента с верхушкой Молдавской митрополии РПЦ, в частности, говорится: "Президента Воронина сопровождал его советник Марк Ткачук. Собрание прошло в летней церкви Кондрицкого монастыря. В своем выступлении Воронин отметил, что на местных выборах случилась настоящая трагедия, потому что "наблюдаются большие политические перемены в стране, которые не пойдут ни на пользу государству, ни на пользу церкви". Вместе с тем, Воронин заявил, что единственной партией, которая помогала церкви, была коммунистическая, а "нынешние коммунисты не те, которые занимались гонениями на церковь, а совсем другие коммунисты". "Нигде, ни в Ветхом, ни в Новом Завете, вы не найдете ничего плохого о коммунистах", - добавил Воронин. Он уточнил, что "между коммунистической идеологией и христианской доктриной очень много схожестей, и по нашему, коммунистов, мнению, Иисус Христос был первым коммунистом". Когда он произнес это, в церкви установилось гробовое молчание - митрополит улыбнулся, некоторые священники поморщились, но никто не осмелился произнести хоть слово, отмечает издание. "Если сделать математическое уравнение, тогда Партия коммунистов Республики Молдова равно Молдавской митрополии, а Альянс "Наша Молдова", Христианско-демократическая народная партия, Либеральная партия и все остальные равно Бессарабской митрополии. Священникам, если они хотят существовать в Молдавской митрополии, не остается ничего другого, кроме голосования за коммунистов", - сказал Воронин, четко сформулировав тем самым пожелание заручиться поддержкой церкви на будущих выборах, в 2009 году. Ответ епископа из Бельц, Маркела, был следующим: "Господин президент, сами мы Вас поддерживали и будем поддерживать и впредь, но если Владыка Владимир даст нам зеленый свет, мы станем призывать людей голосовать за Партию коммунистов". "Кто-то из благочинных, - продолжает Flux, - посоветовал Воронину изменить название партии, на что Воронин отметил, что не может пойти на это по двум причинам. Первое - в ПКРМ есть примерно 30 процентов ее членов, которые "держатся" названия "коммунистическая", и, если его изменить, они создадут другую коммунистическую партию. Второе - одновременно с созданием такой партии он потерял бы 15-20 процентов голосов, а он не может позволить себе сейчас такой роскоши. Другой благочинный принялся восхвалять президента Воронина, уточнив, что "Вы наш отец, как Вы нам скажете, так мы и поступим, мы - корабль, а Вы наш кормчий". В шутку Воронин ответил ему, что "кормчим у нас является Владыка Владимир, потому что он служил в Морфлоте".Партия коммунистов всегда активно пыталась втянуть церковь в политику, в том числе в ходе последних местных выборов, пишут "Молдавские ведомости". Такое поведение, по мнению издания, прямо противоречит позиции Русской православной церкви, "Основы социальной концепции" которой четко предписывают: "Невозможно участие священноначалия и священнослужителей... в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее. Не допускается выдвижение кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех уровней". В нарушение официальной позиции РПЦ в некоторых селах и городах Молдавии священники фигурировали в списках кандидатов в местные советники, выдвинутых от различных партий. Кроме того, во время воскресных литургий священники вели с амвона агитацию за ту или иную партию (чаще всего, естественно, за правящую Партию коммунистов Республики Молдова), отмечает издание. Все это происходило при полном попустительстве митрополита Владимира, пишет газета. Подобное участие священнослужителей в политике уже нанесло ущерб единству православия в Республике Молдова. Верующие часто являются активистами или просто сторонниками различных партий или кандидатов. И когда они видят, как настоятель их прихода начинает агитировать, например, за кого-то из тех, кого они считают своими политическими оппонентами, это вызывает раздражение и досаду, отмечает издание. А у кого-то - и желание перестать посещать храм, относящийся к Московскому патриархату, и начать ходить в другой, перешедший к Бессарабской митрополии, пишет газета.Судя по содержанию беседы Воронина с руководством Молдавской митрополии в Кондрице, попытки втянуть священников в политические разборки будут только нарастать, продолжают "Молдавские ведомости". Если же "кормчий с Морфлота" даст "зеленый сигнал" своим подчиненным священникам и те начнут в открытую агитировать за ПКРМ, то нетрудно представить себе, чем это закончится - дальнейшим ослаблением позиций Московского патриархата в результате рискующего обрести массовый характер перехода приходов под юрисдикцию Патриархата румынского, подводит итог издание.Некоторое время назад в Кондрице, в Свято-Никольском монастыре состоялась встреча Владимира Воронина с высшим клиром Молдавской православной церкви, пишет "Независимая Молдова". Разговор шел о вечных ценностях, о мире, стабильности, о значении православия в Молдавии, об отношениях церкви с мирской властью, о новом законе о культах, отмечает издание. Но как выяснила оппозиционная пресса, на этой встрече Воронин сделал ряд "ужасных" или даже "кощунственных" заявлений. Он, по данным оппозиционных источников, заявил примерно следующее: "Между коммунистической идеологией и христианской доктриной есть очень много схожего, и по нашему, коммунистов, мнению, Иисус Христос был первым коммунистом". А затем пошутил: "Нигде, ни в Ветхом, ни в Новом завете, вы не найдете ничего плохого о коммунистах". Говорил или не говорил этого Воронин, доподлинно не известно. Но - возникает вопрос - а что так возмутило оппозиционную прессу? Сам факт исторического примирения коммунистов с православием или - непосредственно высказывания Владимира Воронина? - задается вопросом издание. Высказывание "между коммунистической идеологией и христианской доктриной есть очень много схожего, и по нашему, коммунистов, мнению, Иисус Христос был первым коммунистом" может резать чей-то слух, кому-то оно может прийтись не по душе, кто-то готов его оспорить, но сенсационным его нельзя признать, пишет газета. Сенсацией подобного рода сравнения являются только для очень невежественных людей, не знакомых ни с мировой культурой, ни с историей религии, ни с целым, вполне респектабельным направлением европейской политики, которое именуется "христианским социализмом", отмечает издание. Авторство этой идеи принадлежит не Воронину. Да, видимо, он и не претендовал на авторство этой достаточно расхожей мысли, отмечает издание. У Воронина в этом смысле - сотни предшественников. Среди них не только коммунисты - Анри Барбюс, Морис Терез, Жорж Марше, Карл Маркс, но и такие мыслители, как Теодор Дезами, Лев Толстой, Хьюлет Джонсон, Николай Бердяев, пишет газета.В составе нынешней Партии коммунистов (ПКРМ), да будет известно, не более 20 процентов выходцев из КПСС, осуществлявшей гонения на церковь, продолжает "Независимая Молдова". В то время как в оппозиционных партиях число таковых приближается чуть ли не к 100 процентам, уверяет издание. А их лидеры в свое время были довольно известными советскими партийными и комсомольскими функционерами. И - занимая эти посты - не могли не претворять в жизнь линию партии по отношению к православной церкви, пишет газета. На протяжении тех десяти лет, что все они были у власти уже в независимой Молдавии, ничего особенного по отношению к церкви ими сделано не было. Ну, разве что, построена одна кишиневская колокольня, о которой до сих пор неоправданно много и с неоправданной гордыней говорится, отмечает издание.За последние же шесть лет коммунистом Ворониным восстановлены 367 церквей и обителей, пишет "Независимая Молдова". Молдавия вновь обретает общенациональные святыни в облике Каприянского монастыря и монастыря Курки. Сбор средств и восстановительно-реставрационные работы ведутся под личным контролем президента Воронина. Неудивительно, что именно этот период сами священнослужители именуют "золотым веком молдавского православия", пишет газета. Церковь высоко оценила труды президента Владимира Воронина. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил молдавского лидера орденом святого Дмитрия Донского I степени - в знак признания заслуг в деле возрождения веры на земле Молдавии.С 1992 г. Молдавскую православную церковь (МПЦ) будоражат различные конфликты, многие из которых скрываются от прихожан, пишет в своем комментарии Infotag. Они были вызваны как борьбой интересов между Румынским и Московским патриархатами, так и вмешательством государства в церковную жизнь, отмечает агентство. В борьбе интересов частично выиграл Московский патриархат, который повлиял на утверждение устава МПЦ, согласно которому молдавская церковь, хотя и обладает определенной автономией, находится в составе Русской православной церкви, а значит, в подчинении Московского патриархата. В результате вмешательства государственных структур ситуация внутри церкви усложнилась, что стало особенно заметно после прихода к власти Партии коммунистов РМ, отмечает агентство. Священнослужители говорят, что амбиции лидера партии и президента Владимира Воронина, который стремится к постоянному росту своего авторитета в церкви, подталкивают его к идее о возможной самостоятельности МПЦ.Вопрос о том, быть с Румынией или с Россией, перед МПЦ встал вскоре после провозглашения независимости Молдавии, продолжает Infotag. После 1991 г. политические силы, в первую очередь в руководстве Народного фронта Молдавии, выдвинули на повестку дня вопрос пересмотра канонической принадлежности МПЦ. Хотя в данном случае вопрос о принадлежности к тому или иному патриархату необходимо было оставить на усмотрение духовенства и самих верующих, пишет агентство. Так как МПЦ находилась в каноническом подчинении Московского патриархата, Румынская православная церковь не вправе была претендовать на переход МПЦ в свой состав, а Русская православная церковь не вправе была препятствовать МПЦ поддерживать определенные отношения с румынской церковью, учитывая, к примеру, общие корни православных традиций, культуру и язык. В итоге допустили ошибки как один, так и другой патриархаты: бухарестский - "из любви", а русский - "из боязни", отмечает агентство. Не желая того, они спровоцировали и подпитывали конфликт внутри молдавской церкви, который только благодаря толерантности самих верующих не привел к более печальным последствиям, пишет Infotag. Правда, в результате в Молдавии появились две митрополии православной церкви. Положение остается неизменным до сегодняшнего дня. Русский и румынский патриархаты вели и продолжают вести невидимую борьбу, не желая уступать друг другу.Политические формирования также пытаются активно вмешиваться в дела церкви, пишет Infotag. Многочисленные партии выступили с различными заявлениями, в которых высказывали свои мнения по данному вопросу, поддерживая один или другой патриархат. Тем не менее положение не изменилось, официально МПЦ в лице митрополии Кишинева и всея Молдавии относится к Русской православной церкви, а Бессарабская митрополия хоть и добилась официального признания и регистрации, продолжает сталкиваться с серьезными препятствиями в своей деятельности. Она выиграла иск к молдавскому правительству в Европейском суде по правам человека, но, с точки зрения церковного признания, кроме Румынской православной церкви, никто из автокефальных церквей так называемого первого уровня ее не признает. В Русской православной церкви ее вообще трактуют как раскольническую структуру, хотя сторонники Бессарабской митрополии являются, скорее, обычными нарушителями церковной дисциплины. На раскольников они "не тянут" хотя бы потому, что на каноны не посягнули, пишет агентство.Ситуация осложнилась после прихода к власти коммунистов и стремления нового руководства страны в лице президента Владимира Воронина "помогать" церкви решать ее насущные проблемы, продолжает Infotag. Например, на протяжении многих лет проводились многочисленные мероприятия, в ходе которых президент проявлял свой большой интерес к положению верующих в Молдавии. По мнению многих аналитиков, восстановление монастырей и частые присутствия главы государства на богослужениях преследовали цель повышения рейтинга президента. В то же время, в церковной среде появились слухи о том, что президент поддерживает идею автокефалии МПЦ. По некоторым данным, для этого МПЦ должна иметь не менее 10 епископов. Желательно, чтобы инициативу подержали все церковнослужители и, не в последнюю очередь, прихожане. Достоверные источники в церкви полагают, что такая идея могла посетить президента во время его неоднократных посещений горы Афон в Греции и бесед с руководителями Греческой православной церкви. Инициатива понравилась и митрополиту Кишиневскому и всея Молдавии Владимиру, который решил реализовать ее, отмечает издание. Первое действие внутри церкви произошло в ноябре 2005 г., когда архимандрит Петр (Мустяцэ) был возведен в сан епископа Ниспоренского самим патриархом Алексием II, прибывшим с официальным визитом в Кишинев. В церемонии участвовали президент Владимир Воронин, председатель парламента Мариан Лупу и премьер-министр Василий Тарлев. Согласно некоторым источникам в церкви, будущего епископа Петра выдвинуло и поддержало нынешнее высшее руководство страны.Единственным противником этого шага из числа церковных иерархов был покойный епископ Единецкий и Бричанский Доримедонт, пишет Infotag. Он пытался доказать различными способами, что архимандрит Петр не достоин возведения в сан епископа. Этого мнения придерживались многие церковнослужители Унгенского и Ниспоренского районов, которые затем стали протестовать против назначения нового епископа на кафедру. Это произошло после того, как Священный синод Русской православной церкви по предложению митрополита Владимира решил расширить Ниспоренскую епархию. С этого и начался скандал, который вылился и на страницы многих молдавских изданий. В то же время в Москве шли переговоры о создании еще одной епархии - Бельцкой и Фалештской - во главе с архимандритом Маркелом (Михэеску).Унгенско-Ниспоренская кафедра была создана по инициативе епископа Петра, который, по мнению многих представителей церкви, оказывал влияние на митрополита Владимира, продолжает Infotag. Он добивался своего как через митрополию, так и через администрацию президента, отмечает агентство. Его основная цель состояла в том, чтобы после многих лет стараний стать епископом, а затем - занять кресло митрополита. Однако в результате ссоры с прихожанами Унгенского, Ниспоренского и Каларашского районов, а также других действий епископ Петр попал в немилость у митрополита, пишет агентство. Другим ударом стала кончина епископа Доримедонта, погибшего в результате весьма загадочной автокатастрофы. По странному стечению обстоятельств, авария случилась вскоре после того, как скандал с епископом Петром получил большой размах, а церковнослужители центрального региона Молдавии изъявили желание перейти в северную Бричанско-Единецкую епархию. Пресса склонялась к тому, что между церковным скандалом и трагическим происшествием существует некая связь. Журналисты приводили аргументы в пользу возможного убийства епископа, который пользовался большим уважением среди церковнослужителей и прихожан. В основе этих утверждений лежали разногласия между Доримедонтом и митрополитом Владимиром, а также неоднократные возражения Доримедонта на встречах с президентом Владимиром Ворониным. Говорят, что северный епископ сообщил митрополиту Владимиру о намерениях епископа Петра, а также о его возможном возведении в ранг митрополита Кишиневского и всея Молдавии, пишет агентство. Но после смерти Доримедонта страсти несколько улеглись.Церковные дела осложнились еще больше, когда весной 2007 г. на заседании Синода Русской православной церкви было решено наказать Петра и направить его в монастырь Хынку, которым он многие годы руководил, продолжает Infotag. Синод решил направить в Молдавию комиссию для изучения ситуации в Ниспоренах и Унгенах. Газета "Московский комсомолец" писала, что на этом же заседании Петр настолько обозлился, что потребовал вернуть ему деньги, которые он дал в качестве взятки некоторым членам Синода. Предполагается, что к этим действиям прибегли потому, что митрополит чувствовал себя слишком оскорбленным епископом, которого он выдвигал, пишет агентство. Очевидно, что все эти скандалы отрицательно повлияли на авторитет митрополита Владимира, пишет Infotag. На него стали косо смотреть как в Московском патриархате, так и в руководстве страны, отмечает агентство. Появились слухи о том, что митрополит может быть заменен. В соответствии с церковными канонами он избирается пожизненно, но может быть смещен в случае болезни, смерти, или если Синод Русской православной церкви посчитает, что он не справляется со своими обязанностями или его действия ведут к расколу церкви.Каков все же возможный выход из создавшегося кризиса? - задается вопросом Infotag. С большой долей вероятности можно утверждать, что Молдавия останется в каноническом подчинении Московского патриархата, полагает агентство. Именно это решение будет наиболее вероятным (даже если будет другой митрополит), так как последние тенденции в православном мире говорят об объединительных настроениях, пишет агентство. Другим аргументом является то, что другие автокефальные православные церкви не согласятся с самостоятельностью МПЦ хотя бы по той причине, что они не захотят крупных разногласий с Русской православной церковью. Некоторые священнослужители говорят о том, что если президент Молдавии открыто поддержит идею автокефалии МПЦ, то Россия может прибегнуть к новым экономическим и политическим санкциям. Так что об автокефалии МПЦ можно говорить лишь с очень небольшой вероятностью, полагает Infotag. Такое, по мнению агентства, возможно только в том случае, если вопрос о МПЦ будет решен другим патриархатом. Иначе МПЦ будет объявлена неканонической и непризнанной всем православным миром. В данном случае статус Бессарабской митрополии будет более привилегированным, нежели новой самопровозглашенной автокефальной церкви. Хотя в церковных кругах говорят и о том, что может быть создан положительный имидж и Москва уступит желанию МПЦ отделиться от нее.Не исключен вариант, при котором выходом из положения может стать объединение митрополии Бессарабии с митрополией Кишинева и всея Молдавии в единую - Молдавскую или даже в митрополию, подчиненную Константинополю, пишет Infotag. Конфликт между Москвой и Бухарестом за право большего "влияния" не церковь в Молдавии будет преодолен, а нынешние власти смогут добиться назначения нового митрополита. Могут быть и другие решения, но каждое из них потребует времени, так как речь идет о слишком многих интересах, отмечает агентство. В настоящее время больше всего страдают простые прихожане, которые возмущены закулисной церковной борьбой, продолжает Infotag. Авторитет МПЦ сильно пострадал от скандалов, и вполне понятно, что необходимы новые решения, чтобы не оставить церкви без прихожан, подводит итог издание.
0