607

Андрей Соколов с оружием на «ты», а Александр Ширвиндт его страшно боится

В день 55-летнего юбилея «Молдова-филм» «Комсомолка» разузнала, какой арсенал хранится на складах киностудииЗа кило оружия - 30 копеекЭто неприметное здание находится на задворках киностудии. Но именно его охраняют, как самый настоящий военный склад. Здесь ждет своего часа легкое стрелковое оружие, которое снималось в огромном количестве фильмов о войне.- Поставили на сигнализацию в МВД, перепашем вокруг, сделаем контрольно-следовую полосу, - говорит начальник службы пиротехники и вооружений майор запаса Николай Мотрой, отпирая многочисленные засовы и открывая замки.Мы заходим в небольшую комнатку, и в нос бьет специфический запах мужского дела, ружейного масла и холодного металла. В пирамидах уютно спит оружие всех времен и войн. - Ого! – удивились мы. – А сколько здесь оружия?- Не могу сказать! Это военная тайна! – отставник, как и положено по должности, напускает туману.Ну и ладно. Мы проходим по рядам. Здесь расположились винтовки, больше всего – «трехлинеек», чуть дальше – немецкие пулеметы второй мировой MG-42 и автоматы МР-38 и МР-40, в просторечии именуемые «шмайсерами». Выше – советские автоматы ППШ, а ниже – легендарные пулеметы «максим» со снятыми кожухами и стволами. Лежат обрезы, старинные пистолеты, шашки, красиво инкрустированные ножи. В отдельном сейфе спрятаны пистолеты различных систем и марок: ТТ, «вальтеры», «люгеры», револьверы, наганы… Вот этой шашкой махала Любовь Полищук, а с этим «маузером» снимался Андрей Тарковский. Глядеть на такое изобилие сложно – глаза разбегаются. Николай Мотрой (слева) и Олег Веселов проверяют, как работает немецкий МP-40.- Откуда столько оружия? – интересуемся мы.- Раньше приобретали то, что люди находили в земле, и отдавали на переплавку, - отвечает старший пиротехник с 40-летним стажем Олег Веселов. – Покупали в советское время по цене металлолома – по 30 копеек за кило.Пополнять коллекцию активно помогало Министерство обороны. Недостающее оружие всегда готовы были предоставить военные музеи. В основном это касалось бронетехники и артиллерии: танков, БТРов, пушек и гаубиц. В воинских частях киношники брали современное оружие. Все остальное могли сами сварганить умельцы киностудии. Олег Борисович показывает нам старинный дуэльный пистолет.- Сам смастерил! – с гордостью говорит он.Александр Лазарев не прикасался к пистолетам Подавляющее большинство актеров оружия панически боится и без повода в руки его не берет. Александр Ширвиндт, например, во время съемок картины «Атаман Кодр» страшно пугался, когда на него наводили пистолет. Сначала даже отказывался сниматься. Режиссеру Михаилу Калику пришлось долго его уговаривать. Александр Лазарев, который играл в «Дмитрии Кантемире» Петра Первого, тоже не любил оружие. Даже прикасаться к нему не хотел. Причем к любому.- Зато Андрей Соколов понимает толк в оружии, - вспоминает Олег Борисович. – Помню, снимался он у нас лет пятнадцать назад. Так умело обращался с любым оружием. Я спросил, где, мол, научился? Он ответил: «Я же служил. Военное училище закончил. Офицер запаса». Это я запомнил.А остальным актерам приходилось расстреливать перед съемками патронов по двести, чтобы привыкнуть к оружию. Естественно, холостых. В самом оружии, перед тем как оно попадет на киностудию, в стволе ставятся перегородки, просверливается патронник. Теперь оно может стрелять лишь холостыми патронами. Их сегодня, кстати, катастрофически не хватает.- Особенно для иностранного оружия, - замечает Олег Веселов. – Приходится фантазировать, подгонять патроны. А что делать? Поэтому часто бывали осечки, приходилось делать по несколько дублей.Редкое оружие местные умельцы мастерили по эскизам, фотографиям. Получалось не хуже настоящего. Отдельно хранятся детонаторы, капсюли, взрыватели, воспламенители. Правда, все это за годы простоя пришло в негодность. - Эх! – досадует бывший горняк-взрыватель Олег Веселов. – Жаль, что картины в Молдове давно не снимаются!Зато стрелковое оружие всегда в свежей смазке. После того как мы подержали его в руках, пришлось долго отмывать их от масла. - А как происходят разрывы холостых пуль, допустим, на теле актера? – интересуемся мы.- Посадка пуль используется, - раскрывает секрет Олег Борисович. – На теле артиста крепятся в определенных местах пакетики с краской, изображающей кровь. Актеру стреляют в грудь, и, для пущего эффекта, одежда мигом пропитывается «кровью», даже дым из «раны» идет. А в жизни ведь все не так. Пуля входит в грудь, проходит навылет, и кровь появляется только на спине. А спереди – только аккуратненькая дырочка. Но это же кино…КСТАТИ27 апреля, в фойе киностудии «Молдова-филм» во второй половине дня открывается экспозиция, посвященная истории молдавского кино. Среди представленных экспонатов будет и оружие, хранящееся на складе киностудии.Леонид РЯБКОВ leonidas@kp.md Фото Сергея СЕДЛЕЦКОГО и из архива киностудии «Молдова-филм».
0