542

Оъезд или дом

С одной стороны, каждый писатель эммигрант в своем отечестве - пусть даже эммиграция это внутренняя. Рано или поздно она становится внешней. Сарамаго вышвырнули из Португалии, Памука из Турции, Рушди из Ирана, Маркеса из Колумбии, Аксенова из СССР, Кортасара из Аргентины - но не будет преувеличением сказать, что каждый из них, может, того не желая, добивался этого. Ведь, на самом деле, у каждого из них в голове уже была СВОЯ Португалия, Турция, Россия, Колумбия и т.д которые совершенно не совпадали с теми турцией-россией-португалией-итд- из которых их вышвыривали. С другой - мы знаем примеры того, что человек, оторванный от своей родины, перестает существовать как пишущий автор. Пастернак готов был отказаться от Нобелевской премии, лишь бы не вышвырнули. И откуда? Из страны, где он оставлял россыпи жемчуга в хлеву, а его за это мазали дерьмом. Так губительна эммиграция для художника, или напротив, необходима?
0