774

СЛОВО РЕЖИССЕРА

Жанр романов Марии Семеновой - «Волкодав», «Волкодав. Право на поединок», «Волкодав. Истовик-камень», «Волкодав. Знамение пути», именуется как «славянское фэнтези». Который, кстати, в настоящее время находится на пике популярности. Острота сюжета, накал страстей и раскрытие индивидуальности русской души, красочной и глубокой. «Он был обречен на гибель, но выжил, чтобы отомстить за истребление своего рода. Последний человек из племени Серых Псов стал могучим воином, называющим себя Волкодав. Избежав смерти в подземных рудниках, Волкодав пускается в путь в сопровождении своего спутника, Нелетучего Мыша. Волкодав одержим желанием покарать Людоеда, уничтожившего деревню Серых Псов» - сказка для взрослых, оставивших детские книги далеко на полках. «Но, как известно, мы народ горячий и не выносим нежностей телячьих…», а по сему даже по небольшим кадрам картины (заинтриговывающим зрителя) можно предвкушать хорошую режиссерскую работу. Николай Лебедев, режиссер-постановщик фильма «Волкодав из рода Серых Псов», дал эксклюзивное интервью газете «Время».- Как вы открыли для себя писателя Марию Семенову? Это был осознанный поиск материала или "случайная встреча"?- В жизни ничего случайного не бывает. Как сказал кто-то умный, сама судьба говорит с нами на языке случайностей. Когда я снимал свой дебютный фильм "Змеиный источник", кто-то при ксерокопировании сценария смешал листы моей рукописи со страницами из "Волкодава". Так я впервые услышал это название. Потом - не один раз, а несколько - я так или иначе сталкивался с романом Марии Семеновой в самых неожиданных и провокативных ситуациях. И когда в конце концов мне позвонил глава компании "Централ Партнершип" Рубен Дишдишян и предложил экранизировать "Волкодава", я сказал «да».- Почему выбор пал на жанр "фэнтези"? Вы хотели дать "наш ответ Властелину"?- Не надо сравнивать меня с Эллочкой-Людоедкой, увлеченно сражающейся с Вандербильдихой из заморского журнала. Я просто снимаю кино, рассказываю истории, которые меня волнуют, заставляют смеяться и плакать, дают силы любить и жить. Я хочу передать эти свои эмоции зрителям. Иногда, говорят, это получается, и тогда я счастлив. - Вы рассчитываете собрать такие же кассовые сборы, какие в прошлом году дал "Дневной дозор", или больше?- Я не занимаюсь вопросами кассы, я обращаюсь к сердцам зрителей. Касса - это продюсерские проблемы.- Постановкой трюков в вашей картине занимался серьезный мастер Густав Куселица. Скажите, легко ли было актерам справляться с поставленной задачей?- Нет, не легко. Это была сложнейшая работа, как в физическом, так и в психологическом плане. Но ребята отлично справились!- Как долго длился "отбор" артистов? Как вы думаете, все попадания в образ стопроцентные?- Мой ассистент Валерий Тотолин выстраивал актерский ансамбль в течение года. Я думаю, все сложилось замечательно.- Расскажите о работе народной артистки РМ Евгении Тодорашко, о ее экранной героини.- Я обожаю эту актрису и восхищаюсь этой женщиной. Удивительный она человек! Работать с Евгенией Федотовной - абсолютное счастье. Она замечательно талантлива, она в высшей степени гармонична. Группа в ней души не чаяла. Она играла няньку главной героини - образ, честно сказать, расхожий для такого рода историй, - но наделила свой персонаж уникальностью и незабываемостью. Она живая на экране, ей сочувствуешь, ей веришь! Надеюсь, мы еще не раз встретимся не только в обычной жизни (а мы встречаемся, перезваниваемся), но обязательно и на съемочной площадке.- В чем заключается положительность главного героя?- В его нравственных ориентирах, в природном стремлении к добру и свету и неприятии зла.- Откройте секрет, что же из задуманного все-таки не получилось?- Все получилось. А если будем делать второй фильм, получится еще лучше.- Вы писали сценарий, когда цикл романов Марии Семеновой еще не был закончен, и "предприняли попытку развязки самостоятельно". Возникали ли у Марии Семеновой вопросы по поводу сценария?- Возникали, и очень много. Она даже, как сама позже признавалась, ехала ко мне не столько знакомиться, сколько бить морду. У нее черный пояс по айкидо, если не ошибаюсь. Так что моя физиономия была в конкретной опасности. Но в начале встречи нас разделял стол, за который мы сели и начали говорить. Или орать, как пишет сама Семенова. В результате одиннадцатичасовой беседы мы выяснили, что кино и литература - разные искусства, и что одно не только не обязано, но и в силу своей специфики не может повторить другое. Да и не нужно. Что кино обладает собственным языком и собственной повествовательной структурой. И что все отличия сценария от романа рождены не моим своеволием, а законами кинематографа. Не то, чтобы я полностью переубедил Марию Васильевну, однако расстались мы союзниками, теперь переписываемся, перезваниваемся. Она только что посмотрела готовый фильм. И теперь я с чистым сердцем могу привести цитату из ее уже опубликованного интервью: "…То, что я увидела на экране, это очень хорошо. Если Николай Лебедев возьмется еще за какую-нибудь мою книгу, то я буду «за» обеими руками. Мне очень понравился подбор артистов. Бухаров в роли Волкодава превыше всяких похвал". - Можно ли сейчас говорить о запуске проекта второй части "Волкодава"?- Можно. Но будет ли второй фильм, решит зритель. Точнее, результаты проката "Волкодава из рода Серых Псов".- Николай, расскажите о своей семье.- У меня замечательная семья. С Иришкой, моей женой, мы познакомились в Кишиневе, в мою бытность журналистом газеты "Молодежь Молдавии". Семнадцатый год вместе. Она экономист, но теперь решила сменить поле деятельности и пришла работать в кино. Она была исполнительным продюсером "Волкодава из рода Серых Псов". Если бы не энергия, азарт и напор Ирины, картины бы не было, я это точно знаю. Еще у меня есть две дочери: "дочка номер один" - Настя и ее мама, "дочка номер два", - Света. Втроем они - мой тыл, мое всё. Брат Сергей с семьей и мама Елена Алексеевна живут в Нижнем Новгороде. Они, как и я, уехали из Молдавии в начале 90-х в связи с известными событиями.- Если президент Республики Молдова предложит вам возглавить киностудию "Молдова-фильм", прозвучит согласие?- Нет. У меня другая профессия. Я режиссер.- Помнится, у вас было хобби держать фокстерьеров. Любовь к собакам сохранилась до сих пор? Чем вы увлекаетесь сейчас?- У меня до недавних пор было две собаки, но не фокстерьеры, а американские кокер-спаниели. Они томились в городской квартире - дачи или загородного дома у нас нет. Пришлось отдать туда, где у них и простор, и свежий воздух, и свобода. Они живут за городом и, надеюсь, счастливы. На день рождения мои девочки подарили мне огромного белоснежного попугая. Мы назвали его Каррудо. Теперь он ест с моей руки орешки и громко, на всю квартиру, орет "Каррр!" и - реже - "Мама".- Расскажите, как отдыхает известный российский режиссер?- Бродит с женой по улочкам итальянских городов. Любуется оригиналами Микеланджело и Тициана в музеях. Сидит в небольших венецианских кафе, пьет красное вино и чувствует себя самым счастливым человеком на белом свете.- На десерт... новогодние пожелания всем читателям газеты "Время".- Будьте счастливы и гармоничны! Цените жизнь - она прекрасна! С любовью, Николай Лебедев.НЕМНОГО ИЗ БИОГРАФИИНе забыла молдавская земля Николая Лебедева. Некогда работав корреспондентом в столичной газете «Молодежь Молдавии», занимаясь эстрадным пением и снабжая телевидение первоклассными сценариями, он не расставался с идеей снимать кино. По словам сослуживцев, Коля был очень музыкален, а взаимоотношения с ТВ развивались как бурный роман. Его выступления сражали женщин бальзаковского возраста наповал, а Николай прельстительно улыбался. В силу вступали две очаровательные ямочки и «эффект бабочки». Траурные обломки сгоревшей редакции газеты «Молодежь Молдавии» внесли свои коррективы, и Николай, «пав жертвой революции», отправился на встречу мечте. В 1991-м окончил факультет журналистики МГУ, в 1993-м - сценарно-киноведческий факультет ВГИКа. Выступил в качестве соавтора нескольких романов детективно-криминального жанра. Становится лауреатом Государственной премии РФ, а также членом Союза кинематографистов России и академиком киноакадемии "Ника".Фильмография: «Змеиный источник» (1997), «Поклонник» (2000), «Звезда» (2002), «ExLife» (2004) (США), «Волкодав» (2007).Дарья Кулепетова
0