Оправдание "Интервенции"
Ассоциация молодых художников Oberliht вышла из затянувшейся спячки и представила зрителям новый проектНикаких насильственных вмешательств со стороны Oberlihtа не ждите. Агрессивного в проекте мало. Разве что название. Но и оно - лишь наживка для зрителя, без которой немыслимо современное искусство. На самом деле "Интервенции" - это всего-навсего курс обучения работе с цифровой фотографией. Проводится он специально для молодых художников, которые, экспериментируя с разными техниками, решили попробовать свои силы и в фотоискусстве. А вмешиваться они будут в реальность, вооруженные одним фотоаппаратом. Лет десять назад мир обнаружил, что фотография - не голая сумма технологий, а полноценная разновидность искусства. Совсем недавно и в Молдове на фотографию взглянули как на способ самовыражения художника. А ведь именно самовыражение творца и служит лакмусовой бумажкой, отличающей искусство от всего остального. За рубежом новая точка зрения породила такой интерес к фотографии, что сейчас работы сошедших со сцены мастеров коллекционеры приобретают по баснословным ценам. Судя по тому, как долго мы игнорировали существование фотоискусства, к западным расценкам приблизимся нескоро. Пока же роль фотоинтервентов взяли на себя пятнадцать ребят из разных городов нашей республики. Все они - новоиспеченные выпускники или студенты художественных факультетов. "Интервенции" - третья акция Oberlihtа в рамках проекта развития современной фотографии. Известно, что учиться фотоискусству в Молдове негде. У нас нет и никогда не было специальных школ или отделений в вузах. Именно поэтому три года назад Ассоциация молодых художников занялась просветительством и провела первый ликбез для любителей фотографии. Собрали самых любознательных студентов, снабдили их материалами и аппаратурой, озвучили тему - "Диалог" и отправили в большой мир постигать законы съемки на практике. А позже распечатали фотографии и организовали итоговую выставку. Год спустя все повторилось. Изменили только тему на "eXtindere". Вместо диалогов заговорили о распространении. Чего и куда - каждый художник решал по-своему. Два первых проекта были не обучающими, а скорее ознакомительными. Участников ввели в курс фотодела. Но им хотелось большего - заниматься фотографией профессионально. Самодеятельность, пускай даже под присмотром старших коллег, здесь противопоказана. Ребята ждали более содержательного продолжения. Но Ассоциация молодых художников Oberliht неожиданно взяла двухлетний тайм-аут. Как выяснилось позже, небольшой перерыв пошел ей на пользу. В нынешнем году изменилось не только название, но сама структура проекта. Целую неделю участники слушали лекции гостей "Интервенции", теоретизировавших по поводу фотографии вообще и цифровой в частности. Людей, причастных к фотоискусству, у нас оказалось предостаточно - директор Центра современного искусства KSA:K Лилия Драгнева, график Александру Ермураке, президент клуба Foto.md Анатол Поятэ, директор галереи "AoRTa" Ирина Грабован, фотографы Юрий Фока, Михай Потырнике, Валериу Волонтир, Юлиан Сокирка, Рон Слуйк. После десятка презентаций, "круглых столов" и семинаров многие обнаружили, что фотография в Молдове, вопреки отсутствию школы, существует. Найти ее можно в совершенно неожиданных местах. Например, в интернете. Так, Анатол Поятэ представил клуб Foto.md. Всего за год небольшой кружок фотолюбителей, помещенный в виртуальное пространство, превратился в целую империю фанатов фотографии. Сегодня на сайте зарегистрировано почти девятьсот человек. Причем не только из Молдовы. Естественно, профессионалов здесь гораздо меньше, чем любителей. Но если учесть, что большинство участников клуба - молодые люди в возрасте от шестнадцати до тридцати лет, то Foto.md можно назвать прямым потомком кружков по интересам. Еще одна гостья "Интервенций" - Ирина Грабован не против интернета, но за реальный контакт зрителя с произведением искусства. Ирина Грабован, директор галереи "AoRTa":- Галерея "AoRTa" создавалась, чтобы заполнить культурный вакуум и преодолеть социальную инертность, которая царила в городе в 1999 году. Тогда наши художники были настолько изолированы от большого мира, что их существование оказалось под большим вопросом. Мы демонстрировали работы разных направлений. Но в основном проводили фотовыставки. Фотография считалась приложением к политическому или рекламному тексту, а не искусством. "AoRTа" пыталась показать зрителю, что фото может быть другим. Каким? Точно никто не ответит. Как любое искусство фотография удивительно разнообразна. И каждый снимок обязательно найдет своего зрителя. Сейчас участники проекта "Интервенции" в ускоренном темпе постигают премудрости компьютерной программы FotoShop. Преподаватель Педагогического университета им. И.Крянгэ Александру Ермураке учит их работе с цифровыми снимками. Параллельно ребята трудятся над собственными опусами, пытаясь придать им интервентские очертания. Владимир Ус, руководитель проекта "Интервенции":- Тема интервенции сегодня очень актуальна. Оглянитесь вокруг. Наш мир настолько структурирован, что места для экспериментов практически не осталось. Капиталистическое общество, к которому мы так стремимся, представляет собой монолитную систему из готовых и четко выстроенных ценностей. Когда вокруг одни штампы, у художника не остается выбора. Только интервенция дает ему возможность что-то изменить. Нет, социум - это слишком громоздкая конструкция. Начинать надо с собственных возможностей. Предложите себе новые ситуации и попытайтесь отыскать необычные решения. Иногда для этого достаточно покопаться в своих внутренних ресурсах. А иногда манипуляции с изображением задевают и окружающий мир. О том, вправе ли мы менять действительность, поговорим во время финальной экспозиции. Итоговая выставка пройдет второго ноября в галерее Французского альянса. Там мы и увидим, какого типа вмешательства можно произвести одним нажатием кнопки и насколько оправданны интервенции в публичное пространство. Пускай даже в таких микроскопических дозах, которые в состоянии выдержать художественное произведение. Аксиния ГАЛКИНА. Фото клуба www.foto.md