Промежуточный финиш в Джурджулешть
История возведения в районе села Джурджулешть нефтеналивного терминала пережила несколько сюжетных линий и крутых поворотов. Но впервые реализация этого проекта оказалась у финишной черты. Пусть и промежуточной в контексте новых обстоятельств, возникших в результате появления в начале 2005 года у проекта нового стратегического инвестора - азербайджанской компании Azpetrol. Напомним, что первоначально на молдавском участке берега Дуная предполагалось построить только нефтеналивной терминал. Для его возведения было создано совместное предприятие с участием греческих инвесторов, Правительства Молдовы и ЕБРР. Стоимость проекта была оценена в $38 млн., строительство началось в 1996 году и должно было завершиться в конце 1999 года. Однако, в результате смены в Молдове нескольких кабинетов министров целесообразность возведения столь нетипичного для Молдовы объекта была поставлена под сомнение, и в 1999 году строительство было заморожено на стадии готовности 50%. После этого Правительство безуспешно пыталось несколько раз продать недостроенный терминал стратегическим инвесторам. Но лишь в начале 2005 г. была достигнута договоренность об этом с азербайджанской компанией Azpetrol. При этом кроме завершения самого терминала, она изъявила желание построить на Дунае грузовой и пассажирский порты, а также недалеко от Джурджулешть нефтеперерабатывающий завод, а по всей республике - сеть из 50 АЗС. Для реализации этих планов были созданы три самостоятельных подразделения компании - Azpetrol SRL, Azertrans SRL и Azpetrol Refinery SRL. Общий объем инвестиций был оценен в $250-270 млн. Но и после этого спокойная жизнь для "золотых ворот" Молдовы не наступила. Не прошло и года с момента обнародования амбициозных планов азербайджанского инвестора в Молдове, как у себя на родине у него возникли серьезные проблемы и разногласия с властями. Часть активов Azpetrol была экспроприирована государством. Чтобы такая же участь не постигла активы в Молдове, компания решила продать их. В результате летом этого года их приобрел голландский EasEur Holding B.V - дочернее предприятие венчурного фонда Eastern Capital N.V., специализирующегося на инвестициях в энергетический сектор стран Восточной Европы. После всех этих пертурбаций и кардинальных перемен в судьбе терминала как-то не верилось, что вообще когда-нибудь этот проект будет завершен. Но в минувший понедельник новый владелец терминала пригласил в Джурджулешть группу молдавских журналистов, чтобы ознакомить их с ситуацией на месте. Увиденное впечатлило. Работы по строительству нефтетерминала вступили в заключительную стадию и будут завершены до конца октября. Это было видно невооруженным глазом, что подтвердил и генеральный директор компании Томас Мозер. Он отметил, что строительные работы на терминале будут завершены до конца октября, а сдача в эксплуатацию объекта планируется до конца года. Работы ведутся в строгом соответствии с международными экологическими нормами и стандартами, что не ухудшает, а порой даже улучшает состояние территории и безопасность прибрежной зоны Дуная. Для защиты грунтов от случайного попадания нефтепродуктов под резервуарами и трубопроводами устанавливается трехмиллиметровая полиэтиленовая пленка. Ею же будет покрыта вся территория до оградительной бетонной стены, выступающей в роли защитной дамбы от попадания дождевой воды или иных стоков в Дунай. Строители начали уже подготовку площадки и для следующего объекта - грузового порта, возведение которого начнется в следующем году. Территория стройки уже получила статус свободного порта Джурджулешть. Расположенные здесь хозяйствующие субъекты смогут пользоваться специальными льготами как при осуществлении транзитных операций с грузами, так и при организации производственной деятельности. Поэтому Томас Мозер выразил надежду, что на территорию порта удастся привлечь и других инвесторов, которые заинтересуются преференциями и удачным стратегическим расположением порта, связанного с "остальным миром" к тому же железнодорожным и автомобильным сообщением международного уровня. Генеральный директор компании сообщил, что общий объем инвестиций Azpetrol в проект уже превысил $26 млн., а до конца года затраты возрастут еще на $7 млн. Правда, капиталовложения осуществляет уже новый владелец терминала - EasEur Holding. Чтобы подчеркнуть разрыв отношений с прежним инвестором, компания приняла решение переименовать все три своих подразделения. Отныне она называются Bemol Retail (сеть АЗС), Bemol Refinery (нефтеперерабатывающий завод) и Danube Logistics (портовой комплекс). При этом в последнем подразделении пакет акций в 20% остается у ЕБРР - одного из прежних акционеров терминала. В то же время Томас Мозер подчеркнул, что у молдавского правительства не осталось финансовых обязательств перед Европейским Банком, так как долг погасил инвестор. Что же изменится для деловой среды Молдовы со сдачей в эксплуатацию терминала в Джурджулешть? Прежде всего, на рынке нефтепродуктов появится еще один серьезный игрок, что обострит конкуренцию и может привести к некоторому снижению цен, так как морские перевозки считаются более выгодными по сравнению с железнодорожными и автомобильными. Кроме того, появится возможность для реальной диверсификации поставок энергоносителей, о чем давно уже говорится. В-третьих, появление на юге столь серьезного инвестора и начало деятельности терминала придадут новый импульс развитию этого региона. Но более существенно для Молдовы не сам запуск в эксплуатацию терминала, а реализация остальных планов инвестора. До конца 2008 года EasEur Holding намерен закончить возведение грузового и пассажирского портов. Тогда Молдова станет по-настоящему "морской державой" и получит возможность выхода на внешние рынки по водным путям. Это особенно актуально с точки зрения прекращения железнодорожного сообщения через Приднестровье (но хочется надеяться, что к тому времени этой проблемы не будет). Томас Мозер сообщил, что уже сегодня деловые люди Молдовы заявили о готовности импортировать через Джурджулешть ежегодно до 300 тыс. тонн стройматериалов и экспортировать порядка 250 тыс. тонн зерновых. Строительство нефтеперерабатывающего завода планируется закончить к 2012 году, а сеть АЗС начнет развиваться уже в этом году с 6-7 станций и ежегодно "прирастать" 20-25 новыми объектами. В итоге после реализации всех планов инвестора на территории Молдовы будут созданы не менее 1000 новых рабочих мест, страна получит надежный путь диверсификации импортных и экспортных поставок, а свободный порт Джурджулешть станет местом притяжения инвесторов и транзитных потоков грузов. Но все это в будущем. Пока же ограничимся констатацией того, что промежуточный финиш наконец-то достигнут. И выразим надежду, что и новый инвестор не сойдет с дистанции на полпути. http://www.azi.md/comment?ID=41241