«Глянцевый мальчик» любит снимать дождь
Вот, думаешь, дорвалось поколение тридцатилетних до бизнеса в искусстве. Вот оно, поколение метросексуалов, почитывающее журнал «Ом», цинично снимающее пробу везде, где есть намек на глянцевую жизнь! Море им по колено… А что еще было думать? Роман Рыбалев – один из самых модных молодых фотографов Кишинева, его снимки украшают все глянцевые журналы, выходящие в столице, - от «Акварели» до «VIP-Магазина», «Мужского клуба» и так далее. Он работал над «рубашками» CD для «Здубов», сделал самый необычный и стильный ретро-постер и фото для альбома трио «Серебряный век», его работы - на многих красочных рекламах, украшающих город, например, мощной рекламы «Moldcell». Кроме того, надо заметить, к зависти любителей красивой и цветной жизни - у Романа неограниченные возможности быть везде, где тусуются красотки. Не зря он снимает для модельного агентства «New Face» календарь-2007, где будут представлены самые красивые тела и лица. И вдруг открылась другая дверь. А за ней – иной Роман Рыбалев, контрастный, «черно-белый», драматичный, жесткий лирик. И на его фотоработах не девочки, а туманы, дожди, одинокие острова деревьев, выразительные натюрморты, беззащитный и пронзительный человек, как соло на трубе. Не развлекаться пришел Роман в мир фотоискусства, не балбесничать, не сливки снимать, а работать, сохраняя «хищный глазомер простого столяра». Одержимо работать и снимать все, что нравится и что не очень аппетитно для нашего глянца: дождь, эффекты стекла, стильные портреты, городской пейзаж, силуэты. Может поехать с приятелями в дождь, толкать машину по грязи ради тех же снимков… Вот так - не для светских журналов, для себя, для души и, конечно, для выставок. То есть для высокого искусства фотографии.Эта осень для Романа – явно рубежная. Он готовится к своей первой персональной фотовыставке, которая примерно через месяц-полтора откроется в одной из стеклянных галерей модного супермаркета. Он впервые явится «городу и миру» как мастер, во всей красе. Словом, есть повод поговорить о современных «глянцевых» фотохудожниках, которые чрезвычайно востребованы и, похоже, сегодня «покрывают» весь диапазон взгляда обывателя, жаждущего ярких картинок: от постеров до наружной рекламы, от журналов до витрин магазинов. Но кто они? «Рекламщики», технари, художники, хладнокровные профи? Или что-то другое?- Роман, я слышала, ты учился фотоискусству в Москве. Она многое тебе дала, Первопрестольная? Там соблазны, суета, драйв денег… - Смотря, что ты желаешь от Москвы взять. Да, я учился в Московской академии фотографии. На специальных курсах. Получилось что-то вроде повышения квалификации, потому что пошел сразу на «верхние этажи», для профессионалов. Там отличные преподаватели, высший класс, чему удивляться не приходится. Где мы и где Москва, как говорится, с ее разветвленной сетью журналов и рекламы, продуманной подачей фото, производственными мощностями печати, не только глянцевой, фототусовкой больших профессионалов, Домом фотографии и прочим, да с теми же большими деньгами, наконец. Кстати, на курсах преподают и черно-белый портрет, и пейзаж, да что хотите, это вначале ставка была на глянец.- Давай все-таки сразу о твоей будущей персональной выставке. Как ты считаешь, ты не припозднился с ней в свои 32 года? - Я вообще об этом не думаю – опаздываю я, слишком тороплюсь. Накопились работы, которые считаю интересными, хочу их показать. Вполне естественно. Я и раньше участвовал в сборных фотовыставках. Однажды половина работ из 60 выставленных были моими. Другое дело, что в коллективных выставках рискуешь остаться не то что незамеченным, но не до конца понятым. И не потому, что работы отобрал не те. Просто, чтобы показать свой метод, стиль, находки, нужны более широкое поле и перспектива просмотра. Даже продумать экспозицию, освещение на фотовыставке - нешуточная задача. - Меня как-то интригует твой календарь модельного агентства «New Face». И в твоих презентационных альбомах вижу много-много девочек. Они сексуальные, соблазнительные, розовые, не говоря уже о том, что не до конца одетые. Да еще на красном фоне, как в фильме «Красота по-американски». Этот будущий календарь, часом, не в стиле «Плейбоя»?- Не дождетесь! Девушки - под сенью сезонов. По-моему, даже романтично. Ну, разумеется, не иллюстративно все это будет выражено, по принципу «зима – значит елка, а рядом - Снегурочка». В том-то и задача, чтобы предложить неожиданное решение на избитую тему. Драйв приходит, когда хочешь сломать стереотип, ищешь. Вот пришлось как-то немного поспорить с рекламодателями: им нужен продукт в каждом кадре, а я говорю, что продукт может присутствовать опосредованно, и «за кадром», главное, в общем, как бы поэтика самого продукта, его ощущение, жажда человека, их связь. И вот, кажется, что может быть проще – снять красивую модель? У нее, мол, природа все «нарисовала». Но сделать работу выразительно, стильно – это уже забота профессионала. А полуобнаженная фотомодель будет, одетая, не принципиально… - Если не секрет, много получают такие востребованные ребята, как ты?- А что, разве можно сравнить с тем, что получают работающие для глянца и рекламы в Москве? На Западе? Передо мной в самом начале был выбор: просить за свою работу меньше или больше. Я колебался, меня тогда почти никто не знал, хотел пойти, что называется, по минимуму. Знакомая сказала: не делай так, ведь как запряжешь, так и поедешь. Я запросил больше, она оказалась права. Обратного пути не бывает, поднять цену за свою работу потом гораздо сложнее. И вообще, у нас подходят по принципу: «сколько ты стоишь?» А соглашаются с этой ценой или нет - это уже не мое дело. Без заказов не останусь.- Роман, а как ты считаешь – кишиневский рынок для высококлассных фотографов безнадежный или есть перспективы? Страна-то небогатая. Я о журналах, предложениях, широких горизонтах… Как ты, как фотограф-профессионал, оцениваешь возможности Кишинева после Москвы?- Как грустные. У меня работа есть, и я не жалуюсь. Но это моя особенность, я без работы начинаю скучать. А взять те же наши журналы - проблем вроде особенных в сотрудничестве нет, но люди не хотят пойти на что-то большее, кроме чисто технически поставленной задачи. Так и с заказами. С теми же девушками возился однажды на кастинге, была возможность взять несколько дорогих машин для эффектных кадров. И сразу началось: «Да зачем, да кому это надо?..». Люди сознательно идут по минимуму, и их это устраивает.- А почему устраивает-то?- Если бы была острая конкуренция между журналами, как в Москве, или необозримые возможности рекламы - тогда и подходы бы поменялись. У нас нет этого жесткого рынка, что вы хотите? Раз нет спроса, нет и предложения. Отсюда нет и желания бороться за высший класс во всем – от печати до уровня дизайна. Нет, чтобы немного пошалить, поиграть… что тоже иногда полезно. Принцип другой: «Сделал работу нормально – ну и ладно». Я вижу, у них там свои проблемы, в журналах, им не до фотографа. Наверное, мало людей, не хватает денег и все такое. Нет смысла сравнивать с Москвой. - Ничего, ты-то стараешься. Не оставляйте стараний, маэстро, как говорится. В это прожженное время у тебя есть какая-то мечта?- Конкретной, вот так, чтобы в двух словах, наверное, нет. Но хочется делать серьезные вещи…- А что такое для тебя – «серьезные вещи»?- Работа не только моя, а чтобы вокруг были и другие заинтересованные лица. Чтобы результат был общим и на высоком уровне.- Фотографии устаревают?- Устаревает… выражение лиц. На старых фотографиях, даже десятилетие назад, другие люди. Не замечали? Они кажутся иногда смешными…- И с другой верой в глазах. Интересное дело! Пожелаю, чтобы наша вера не показалась кому-то смешною. Удачи, Роман!Вела беседу Елена ШАТОХИНА