Сильные выживают стоя
Андрей Буруянэ - звукооператор и режиссер сегодня и в молодости. Андрей ненадолго задумался, потом все же решился ответить настоль простой, казалось бы, вопрос.- Во-первых, наверное, потому, что я не вгиковец, как они.Окончил Киевский институт киноинженеров по специальностизвуковое оформление фильмов. А во-вторых, о звукооператорахвообще предпочитают упоминать лишь в титрах, да и то в самомконце, хотя я считаю, что эта профессия не менее важна в кино,чем режиссура, которая, естественно, более почетна ипрестижна.- Поэтому ты со временем и пришел в режиссуру?- Не сразу, конечно. Поначалу совмещал обе профессии. Да и когдастал режиссером, звуковая драматургия фильма была для меняважнейшей. А начинал я действительно вместе с Эмилем Лотяну,когда он снимал на "Молдова-филм" свою очередную курсовуюработу - игровую короткометражку "Жил-был мальчик" по"Воспоминаниям детства" Иона Крянгэ. Кстати, это была перваяэкранизация классической литературы в молдавском кино.- Да, я помню эту работу. Но ведь не менее интересны и другие картинынашей студии, на которых ты работал как звукооператор?Андрей Буруянэ с Евгением Догой. Режиссер и композитор дружат уже 40 лет. - С Вадимом Дербеневым я работал на лирической комедии"Путешествие в апрель", для которой Э.Лазарев написалпрекрасную музыку. Содружество с Эмилем Лотянупродолжилось на его картине "Красные поляны", а затем и наленте "Это мгновение" - о гражданской войне в Испании.Особенно интересно было работать с Эмилем на его картине"Лэутары", для которой музыку написал Евгений Дога. Оченьинтересно было работать с Владом Иовицэ над его фильмами"Свадьба во дворце", "Дмитрий Кантемир", "Сказание о храбромвитязе Фэт-Фрумосе". "Один перед любовью" по сценариюАурела Бусуйока я снимал вместе с Георге Водэ, а фильм "Крутизна" - сЯковом Бургиу. Практически пришлось работать почти со всемирежиссерами нашей студии, присматривался к тому, как ониработают на площадке.- Наверное, тогда и возникла идея заняться режиссурой?- Режиссура мне всегда нравилась. Но в игровое кино мне идти нехотелось. Там твое творчество очень зависит от разныхфакторов, актерской игры, например, драматургии сценария. Ясчитаю, что документальное кино более авторское. Здесьрежиссер имеет больше возможностей влиять на творческийпроцесс создания произведения и результат больше зависит оттебя самого.- И когда ты ринулся в пучину кинодокументалистики?- Это случилось в 1971 году, когда я по собственному сценариюснял свою первую документальную короткометражку "Страницыиз баллад".- Название очень поэтичное.- Разумеется. Хотя речь в фильме шла всего лишь о строительствевысоковольтной линии электропередачи от Молдавской ГРЭСчерез Румынию в Болгарию. Ее потом назвали "Линия дружбы".Больших охотников делать картину на эту производственнуютему не нашлось. Наверное, поэтому ее доверили мне какначинающему режиссеру-документалисту. Парадокс состоял ещеи в том, что я, как звукооператор, имел уже высшую категорию, акак режиссер-документалист - никакой. И за свою работурежиссера стал получать несравненно меньше. Компенсировалось этотолько тем, что я был на этом фильме и сценаристом извукооператором.- Един в трех лицах?- Да. И кроме того, "производственную тему" мне все же удалосьочеловечить, потому что главный акцент я сделал в этой картинене на том, как строится эта линия электропередачи, а на том, какиелюди в этом участвуют. И это было воспринято довольноположительно.- То есть, после этого дебюта тебе включили зеленый свет вкинодокументалистику?- Бывало по-всякому. Иногда зажигался предупредительныйжелтый, а иногда и красный. В зависимости от обстоятельств.Приходилось снимать фильмы, шедшие под грифом: "Надо,Андрюша, надо!" Но я всегда старался делать свою работу профессионально,чтобы, когда наши потомки будут смотреть эти ленты через многолет, мне было не стыдно за них.- И как такие регулировки сказывались на творчестве?- Как и всем нам, в ту пору приходилось делать разные картины.Например, к каждому приезду Л.И.Брежнева в Молдавию нашеруководство Госкино преподносило ему в подарок очереднуюдокументальную ленту. Одну из них пришлось делатьи мне - беспартийному режиссеру.- Просматривая фильмографию твоих документальных лент, яобратил внимание на то, что многие из них посвященымузыкальной тематике. Это тоже, видимо, не случайно.- Конечно. В 1973 году я снял документальную ленту о "Праздникеискусств", проходившем в Кишиневе с участием артистов измногих республик страны. Год спустя - цветнуюширокоэкранную ленту "Ла хорэ!" - одну из первых картин онашем народном ансамбле "Жок". В 1980 году снялмузыкальную ленту о молдавском эстрадном ансамбле"Контемпоранул". Ни раньше, ни позже об этом ансамбле никтокино не снимал, а ведь после этой картины прошло уже болеечетверти века. В 1979 году мною был снят первыйцветной полнометражный фильм о нашей примадонне Марии Биешу.Он запечатлел нашу легендарную певицу в самом расцвете ее творчества.Это дало нам возможность, используя и тот материал, и современный,снять в минувшем году телевизионную ленту "Жизнь, отданная сцене" - отворческом пути великой певицы.- Кстати, и об ансамбле "Жок" ты снял недавно большуюдокументальную ленту. Это что - продолжение летописизнаменитого ансамбля?- Как известно, в одну и ту же реку нельзя войти дважды."Жок" - это живой организм. Ушли из ансамбля знаменитые ветераны"Жока" Спиридон Мокану и Ион Фурника. Но "Жок" существуети творчески развивается. Приходят новые солисты, ставятсяновые танцы и сюиты. Нынешнее поколение должно знать нетолько, каким был "Жок" четверть века назад, но и каким он сталсегодня. Ведь этот ансамбль наше всенародное достояние. Сменяютсяпоколения, но искусство остается вечным. Оно живет в народе и развиваетсяпо своим законам.- И все же, будем откровенны, желтый и красный свет тоже иногдазажигался на твоем творческом пути?- А как же без этого. Приходилось делать не только очерк оБрежневе, но и другие ленты, шедшие под грифом: "Надо,Андрюша, надо!" Но я всегда старался делать свою работупрофессионально, чтобы, когда наши потомки будут смотреть эти лентычерез много лет, мне не стыдно было за них. Практическивсе наши документальные ленты, снятые на киностудии"Молдова-филм" и мной, и моими коллегамиявляются своеобразной кинолетописью республики, по которымможно будет изучать историю Молдовы ХХ века. И я рад, чтопринимал участие в создании этой своеобразной кинолетописи.- Как известно, после 1992 года кинопроизводство и на студии"Молдова-филм", и на национальном телевидении стало свертываться.Недостаток финансирования кинематографии ощутимо ударилпо персоналу киноработников. Как это отразилосьна твоей творческой судьбе?- В те первые месяцы общенациональной эйфории я успел сделатьдокументальную ленту, которую назвал одним из лозунгов техвремен "Мы у себя дома!". Оказалось же, что "быть у себядома", еще не значит "быть хозяином в своем доме". Хозяевами всвоем доме нам еще предстояло стать и на этом пути совершитьнемало ошибок, которые расхлебываем до сих пор. Недавно я закончил картину"Молдовян, аша мэ кямэ" ("Меня зовут молдаванин"). Это совсем непростодаже сегодня - назвать себя именем народа, в котором ты родился и живешь.- А что снимаешь сейчас?- Начал работу над фильмом о нашем композиторе Евгении Доге. В будущемгоду ему тоже исполнится семьдесять, и сделал он за свой творческий векнемало. Чтобы снять его в будущем фильме, приходится ездитьза ним и в Москву, и в Констанцу, и в Ялту, где проходят различныемузыкальные фестивали с его участием. Он - самыйвостребованный сейчас кинокомпозитор. На его счету уже болеесотни кинокартин. Мне повезло работать с ним на первой картине, ккоторой он написал музыку на нашей студии, - "Нужен привратник".С тех пор мы с ним дружим уже 40 лет.- Кроме работы режиссера и звукооператора ты сейчас занялсяи преподавательской деятельностью. В Академии музыки, театра иизобразительных искусств ты читаешь курс лекций для будущих работниковкино и телевидения. Это что-то новое для тебя?- Не совсем так. Я давно делаю заметки, в которых пытаюсьтеоретически обобщить тот опыт, который накопил за годы своейтворческой деятельности на киностудии и телевидении, иобщение со студентами очень помогает мне в этой работе.Чувствую, что мой опыт им необходим.- Что ж. Спасибо за интервью. Вижу, что по своей натуре ты, как ия, оптимист. Будем надеяться, что наши ученики еще смогутпоказать, на что они способны в кино и на телевидении.