Баку – Джейхан построили напрасно?
Баку – Джейхан построили напрасно?---Будущее нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан под вопросом---Несмотря на то что официальная церемония открытия нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) должна состояться 13 июля в Джейхане, первая партия азербайджанского «черного золота» по нему уже была доставлена в Турцию. Вчера на нефтеналивном терминале в средиземноморском порту Джейхан вся партия была закачана в британский танкер. К осени этого года планируется также начать эксплуатацию газопровода Баку – Тбилиси – Джейхан. Вместе с тем все более актуальным становится вопрос о безопасности проекта. Магистраль проходит по гористой местности, да и политическая обстановка в регионе после окончательного вывода российских баз из Грузии дестабилизируется. По словам опрошенных RBC daily экспертов, трубопровод необходим организации ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) для того, чтобы «отстоять свою энергетическую независимость» от Москвы, а также «показать себя в новом качестве». Правда, необходимо учесть, что из всех этих четырех стран лишь Азербайджан располагает достаточными для экспорта запасами нефти и газа, а Грузия, например, является просто перевалочным звеном на пути углеводородов в Турцию. Однако правительство Грузии во главе с президентом Михаилом Саакашвили вполне может поступить с Азербайджаном и Турцией так, как Украина с Россией во время «газовой войны», то есть использовать свое эксклюзивное положение. Ведь цели, которые преследуют страны – участники ГУАМ, порой очень сильно различаются. «Азербайджан пытается использовать это преимущество для увеличения влияния на Западе. Его коллеги по союзу пытаются, в первую очередь, решить свои энергетические и политические проблемы, основу которых составляет переход на рыночные рельсы в торговле углеводородами с Россией. Недаром президент Азербайджана [Ильхам Алиев] был крайне скуп на комментарии относительно конкретных проектов в рамках ГУАМ. Несомненно, Баку не хочет делить политические преференции от энергодиалога с Западом с другими участниками организации», – сказал RBC daily директор Института стратегических оценок и анализа Вагиф Гусейнов. Вместе с тем Евросоюз сильно обеспокоен собственной энергетической безопасностью и не до конца осознает зависимость России от экспорта углеводородов на Запад. В качестве альтернативы российским поставкам Европа всячески поддерживает проект БТД. О серьезной конкуренции трубопровода с российскими магистралями «Газпрома» говорить не приходится. «Пока это лишь своеобразный виртуальный козырь при переговорах с «Газпромом», не более. Да и «побить» такой козырь не очень-то сложно: достаточно вспомнить о неоднозначности маршрута пролегания БТД с точки зрения стабильности и подконтрольности части территорий», – прокомментировал RBC daily директор Евразийского центра политических исследований (ЕЦПИ) Рустем Лебеков. Кроме того, проложенная ветка по пропускной способности сильно недотягивает до того объема, который необходим ЕС. «БТД является фактически единственным реализованным за последнее время проектом создания альтернативных маршрутов для каспийской нефти. Он не может в одночасье решить все энергетические проблемы Европы», – полагает г-н Гусейнов. По мнению экспертов, изначально трубопровод Баку – Джейхан задумывался как политический инструмент, а не как экономически выгодное предприятие. «С точки зрения сроков окупаемости – как возврата уже вложенных средств, так и еще предстоящих эксплутационных затрат – есть вопросы. Тем более что сам маршрут пролегания весьма неоднозначен с точки зрения политических рисков. Однако не стоит забывать и о том, что политические дивиденды как прямо, так и косвенно могут быть трансформированы в финансово-экономические», – говорит г-н Лебеков. Трубопровод проходит по горной местности. Долгое время экологи и «зеленые» выступали против строительства нефтепровода по территории Боржомского ущелья в Грузии из-за возможности частых оползней. Ситуация была разрешена после того, как компания British Petroleum приняла беспрецедентные меры для предотвращения возможных аварий в горах. Но и без экологических проблем судьба трубопровода во взрывоопасном и нестабильном регионе остается под вопросом. Так, во время строительства нефтепровода, подрядчики столкнулись с активным противодействием со стороны местного населения Турции и Грузии. «Безопасность нового маршрута, прежде всего на территории Грузии и Турции, не может гарантировать никто. С учетом непрекращающейся активности курдских вооруженных формирований в Турции, а также нестабильной военно-политической ситуацией в Грузии, которая может существенно обостриться после вывода российских войск, риски случайного или намеренного повреждения трубопровода многократно возрастают», – рассказывает г-н Гусейнов. Кроме того, неизвестно, как поведут себя притесняемые в Грузии армяне Ахалкалаки, которые в марте этого года призывали не допустить вывода из Грузии группы российских войск в Закавказье. После вывода российских миротворцев напряженность в регионе будет только возрастать. Армяне, кстати, имеют богатый опыт силового разрешения конфликтов. Еще с 1973 года армянские террористические организации, например АСАЛА, «Дашнакцутюн», ACOA и другие совершали теракты по всему миру, направленные в первую очередь против азербайджанских и турецких властей. Так, например, в 1975 году в Вене три вооруженных преступника из Армянской победительной армии убили посла Турции Даниша Туналиджила. В мае 1977 года в аэропорту Стамбула прогремел взрыв, в результате чего 5 человек погибли, 42 получили ранения. Ответственность на себя взяла «Армянская организация имени 28 мая». В июле 1979 года в Париже произошло три взрыва: в здании турецкой авиатранспортной компании, в резиденции атташе по вопросам труда и в здании, где находилось турецкое бюро по туризму. Ответственность взяла на себя организация «ДжСАГ». Этот список можно продолжать и дальше – всего было совершено несколько десятков террористических актов. Проблема Нагорного Карабаха, а также вопрос о признании геноцида армян в Турции также никуда не делись, и вряд ли будут разрешены в скором будущем. Таким образом, будущее трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан не представляется таким уж радостным, как хотелось бы его создателям. Отдел политикиДенис Жуйковhttp://www.rbcdaily.ru/