КРУТОЙ ВИРАЖ ИЗ ПАРИЖА В КИШИНЕВ
Нам привычно слышать, что многие сограждане стремятся всеми силами выехать за пределы страны и сотни тысяч их на новом месте устраиваются более или менее сносно. Тем необычнее выглядит молдаванин, достаточно долго проживший на Западе, нашедший там творческую нишу и весьма успешно в ней работавший, который в результате решил вернуться на родину.Речь идет о хорошо известном местным меломанам музыканте и джазово-гитарном виртуозе Руслане Царану, друге и соратнике таких исторических личностей, как Михаил Альперин, Мария Кодряну, Олег Мильштейн, Петр и Ион Теодоровичи, Ион Суручану, Юрий Садовник и Нина Круликовская. Такое нестандартное поведение требует разъяснений. Мы попросили Руслана ответить на некоторые интересующие нас вопросы. - Как ты стал парижанином?- Через друзей, которые помогли мне первоначально репатриироваться в Израиль, хоть я и чистый молдаванин. Одолев «схватку» с советскими властями, наконец выехал в Вену. Там приятель Виктор Лупан помог мне с визой во Францию, так что до Земли Обетованной я так и не добрался.В конечном итоге очутился с гитарой и одним чемоданом в галльской столице. Кем я только ни побывал: играл в метро – ради пропитания, музицировал в ресторанах, кафе, ночных клубах, создавал разнообразные группы. Во Франции главный источник дохода – крепкая идея, которая называется «бетон». Кладешь ее в основу проекта, грамотно пишешь бизнес-план и выбиваешь кругленькую сумму на ее реализацию. Правду сказать, пробиться здесь очень трудно, если ты эмигрант. Так что возможный успех зависит от капризов «лотереи».Мало-помалу дела мои устроились, поэтому я смог вызвать к себе жену с дочерью. Супруга устроилась на работу, и жизнь постепенно наладилась.Последние шесть лет в Париже у меня были весьма удачными. Ибо я устроился в студию звукозаписи, благодаря которой сумел осуществить большую часть из массы своих проектов. Даже эстетику свою выработал, с точки зрения знатоков, необычную. Соединил в музыке рок с эмоциями и театральными элементами. Все это вывело меня на крутой вираж удачи. Попутно сочинил море музыки: два балета, классику в стиле «барокко». - В чем же причина твоего возвращения в родные пенаты?- Их несколько. Созданные мною серьезные вещи, о которых я сказал выше, записать в Париже для меня нереально, так как очень дорого. Во-вторых, в этом старинном мегаполисе сейчас слишком много эмигрантов из Африки и мусульманских стран, в атмосфере появилась напряженность и какое-то беспокойство. Вот почему, наверное, меня сильно потянуло домой. Душе хочется покоя. Тут я свой. Поэтому год назад я оформил молдавское гражданство.- Каковы твои планы на родной земле?- Хочу открыть современную студию звукозаписи, где смогу реализовать свои идеи. Хлеб у тех, кто пишет музыку типа «Дубэ маре на базаре», отбирать не буду. Просто в цветник местных аранжировок хочу подсадить европейские стандарты. Ибо приехал развивать не крестьянский фолк, а новье западного уровня.Надо стратегически смотреть немного вперед. Скоро зрители и слушатели будут требовать европейский звук – легкий, прозрачный, стильный.Кроме того, собираюсь заняться продюсерством, искать молодые таланты, творчески их раскручивать и записывать. Хочу поставить балет. Создам группу. Возможно, растиражирую 15 альбомов, которые привез с собой.На Западе можно быть трижды Моцартом, а все равно мы есть и будем «травой на обочине». Как только ты там подрастешь, крылья расправишь – их тебе тут же подрежут. Иначе говоря, дадут понять: «Вы, ребята – эмигранты. Берите лопату и вперед!»- Как ты попал на кагульский конкурс молодых исполнителей «Лица друзей»?- Его директор Сергей Орлов пригласил меня в качестве члена жюри и автора песен для Оли Тира, которую он продюсирует. Кроме того, на гала-концерте я исполнил три свои композиции: «Смешной ангел», «Леди» и «Партнер любви». А с Олей мы представили пять новых вещей из будущего ее альбома.- Она ведь номинировалась на участие в «Евровидении», не так ли? С твоей, кстати, песней. - Если бы Оля поехала в Грецию, она попала бы в первую десятку. Потому что в ее номере были и картинка, и сюжет, и имидж, и песня. Газеты писали, что Оля не прошла из-за голого пупка и роковых ритмов. Ну а то, что Наташа Гордиенко вышла почти голая, а первое место дали тяжелому року – это ли не контрдовод?- Как вы с Валерием Гаина пересеклись на кагульском фестивале?- Я пригласил его, подумав, что тем самым уровень мероприятия резко подскочит вверх. И сразу же все сайты зашумели, пресса встала на рога, его замучили папарацци, отчего он носа не казал из гостиницы. В общем, шорох мы навели.- Скажи, пожалуйста, Руслан, чем ты объяснишь массовый психоз на эстраде и телевидении, когда потоком льются ремейки на старые песни? Кризис жанра?- Если бы я много лет не прожил за границей, то не смог бы правильно ответить на этот вопрос. Дело в том, что на все старые песни есть авторские права у их создателей или родственников. Каждое новое исполнение предполагает хорошие деньги в карман этих людей. А поскольку у них большая власть в шоу-бизнесе, они и создали свой мега-рынок. Если молодежь будет копировать англо-саксонские песни, то в карман вышеупомянутых хозяев авторских прав ничего не попадет. В Румынии ведь российские ремейки не имеют никакой ценности. То же творится и во Франции - устроен свой рынок, а также во франко-говорящих Швейцарии и Бельгии. Там разрешается петь только на французском языке и исполнять только местных композиторов. Идет защита местного производителя. Так что творческой подоплеки здесь нет.Конечно, хочется крикнуть на весь мир: хватит байду играть, бред, неужели в России нет молодых талантов, и нужно гнать только попсу – антимузыку?Александра Рябинина•На все старые песни есть авторские права у их создателей или родственников. Каждое новое исполнение предполагает хорошие деньги в карман этих людей. А поскольку у них большая власть в шоу-бизнесе, они и создали свой мега-рынок.