724

ВАЛЕРИЙ ФИЛИППОВ:

Наша справка:Родился в 1951 году в селе Слободзея Кремене Сорокского района. Там же закончил среднюю школу. Учился на фрезеровщика в кишиневском СПТУ-2. Окончил молдавский республиканский техникум физической культуры, а в 1975 году - кишиневский Государственный педагогический институт имени Иона Крянгэ. С тех пор работает учителем физкультуры в селе Кожушна Страшенского района. Кандидат педагогических наук. Отличник народного образования.- Валерий Максимович, в эти дни вам исполнилось 55 лет. Примите поздравления от наших читателей. Насколько мне известно, 35 из них вы работаете в сельской школе преподавателем физической культуры. Как вам удалось остаться при одной профессии? - Спасибо. Действительно, после окончания физкультурного техникума я пришел в среднюю школу на должность учителя. С той поры в моей трудовой книжке больше не было никаких записей. Почему так произошло? Наверно потому, что мне интересна эта работа. Может быть, еще и от того, что мой первый преподаватель физкультуры Федор Васильевич Фагурел привил мне любовь к этой профессии.- Преподаватель физвоспитания - это прежде всего педагог. А в большой спорт вас не тянуло?- Было и такое. Я поступил в техникум под влиянием заслуженного тренера Молдавии по боксу Павла Даниловича Лущевского, который воспитал десятки боксеров, чемпионов и призеров различных первенств. Занимался боксом у него и я. Его ученики сейчас воспитывают молодых боксеров. Это Петя Кадук, Витя Чумак, Миша Лаптеакру, Федор Вырлан. Недавно на 30-летии нашего выпуска мы вспоминали нашего первого наставника. На ринге я показывал неплохие результаты, но тренером не стал, а потянуло на школьную работу. Может, еще и потому, что моя супруга Вера Андреевна тоже учитель физкультуры, 30 лет работает со мной в одной школе.- Что для вас интересно в работе преподавателя? Эта профессия не дает больших прибылей, а отнимает все выходные и праздничные дни.- Насчет выходных и праздников это точно. С 1971 года мы проводим внутришкольную спартакиаду, а сельские торжественные мероприятия никогда не обходятся без участия спортсменов школы. Кроме этого, внеклассная спортивная работа, занятия в секциях, участие в районных спартакиадах проходят по вечерам и в выходные дни. Работа есть всегда. Но это не главное. Достигнутые результаты радуют. Наши девочки - многократные чемпионки района по баскетболу и волейболу. Что касается работы преподавателя, то я с первых дней понял, что это наука. Учитель физкультуры должен строить свои уроки так, чтобы от них была польза, а не вред. К примеру, мой урок после трудного предмета, математики или физики. Я стараюсь детям давать такую нагрузку, чтобы они смогли восстановиться после напряженных умственных занятий. А если за физкультурой в расписании стоят «трудные» предметы, то в последние 15 минут своего урока я привожу детский организм в норму, чтобы на следующих уроках у ребят не было чрезмерный эмоций и возбуждения. Каждый из 26 уроков физвоспитания в неделю я стараюсь построить по-особенному, чтобы прежде всего ученикам было интересно на них.- Мне довелось стать свидетелем одного из таких уроков. Я заметил, что весь класс практически все 45 минут находится в движении и в работе. Наверное, это трудно физически выдержать.- Все дело в том, что я все время стараюсь внести что-то новое в учебный процесс. Но многое зависит от оборудования, которым располагает учитель. Здесь мне пригодилась моя первая профессия фрезеровщика. Вместе с ребятами мы делаем нестандартное оборудование, которое позволяет довести до максимума плотность урока.Все знают, что особенно в сельских школах не хватает спортивного инвентаря. Мы стараемся самостоятельно решить эту проблему. Да и тема моей кандидатской диссертации посвящена использованию нестандартного оборудования на уроках физкультуры.Я слышал, что Япония выделила специальный град в 100 тысяч евро для оснащения наших школ оборудованием. Я отправил в министерство письмо, где перечислил все, что необходимо для обычной школы. Но при дележе денег на всех получилось, что средств едва хватит на один мяч. Во многих школах страны работа учителя физвоспитания вообще не ценится. Уроки замещают неспециалисты, которые бросают детям потрепанный мяч, и те гоняют его весь урок. Это не физкультура в школе, а издевательство над подрастающим поколением. Судите сами: раньше у нас в школе было до 900 учащихся, сейчас их число сократилось до 460. Очень много больных детей, которые абсолютно не готовы не только к службе в армии, но и к жизни.- А как у вас в Кожушне обстоят дела в этом направлении?- Я могу судить о выпускниках нашей школы, которые стали известными спортсменами и тренерами. Игорь Опря, бывший игрок национальной сборной страны по футболу, начинал играть в футбол в нашей школе. А те ребята, которые уходят в армию. Служат там лучше других и на здоровье не жалуются. Я постоянно получаю благодарственные письма от командиров воинских частей за хорошую физическую подготовку моих учеников.- У вас достаточно педагогической практики. Есть ученая степень. Не хотелось бы попробовать свои силы в академической науке?- Такие предложения поступали постоянно. Ректор национального института физической культуры и спорта Вячеслав Манолаке предлагает мне возглавить кафедру. Но я практик и привык к своей работе, от которой не откажусь. Естественно, есть соблазн сменить спортивный костюм на пиджак и галстук и читать теоретические лекции. Но это не в моем характере. Если нужно поделиться опытом, я готов это делать всегда. Ко мне в школу приезжают специалисты, проходят семинары, на которых я рассказываю о своей работе и о том, как все увиденное и услышанное применять на деле.Кроме того, я являюсь членом высшей аттестационной комиссии при НИФКИС, так что подобной работы хватает. Меня удивляет только одно: почему в нашем Министерстве просвещения, молодежи и спорта нет специального человека, который отвечал бы только за физическую культуру в школе? Причины всех бед с физкультурой надо искать не в сельских школах, а гораздо выше. В США, например, должность учителя физвоспитания – самая высокооплачиваемая в школах. Потому что они там давно поняли, что дешевле вырастить здоровое поколение, чем нести большие расходы на лечение людей. Когда в Молдове экономическая и социальная ситуация будет в норме, тогда можно будет смело говорить о здоровом подрастающем поколении.- Не хотелось бы на такой грустной ноте заканчивать нашу беседу, но такова реальность жизни. Большое вам спасибо за откровенную беседу.- Пожалуйста. Все, о чем я говорил, будет описано в готовящейся к изданию специальной книге. Надеюсь, она станет хорошим подспорьем моим коллегам по педагогическому цеху.Борис Харченко
0