687

Реклама... История третьего тысячелетия

Сегодня мы предлагаем вам интервью с руководителем службы Галактического Надзора за процессами Рекламного Оборота - Николай Васильевичем Хо.- Здравствуйте, Николай Васильевич, мы рады приветствовать вас на страницах нашего специализированного журнала. Для того, чтобы ввести нашу триллионную аудиторию в курс дела, не могли бы вы кратко рассказать историю создания вашей службы?-Начать придется издалека. Естественно, сейчас, когда мы с вами находимся на грани тысячелетий: третьего и четвертого, нам кажется вполне нормальным сам факт существования такого явления как реклама. А ведь еще несколько столетий назад реклама была признана опасным явлением. Хотя, существование рекламы тогда не было бесспорным. Объединенный Парламент объединенных планет признал некоторые носители рекламного обращения незаконными и даже антигуманными. Приходиться признать их правоту. Мы сейчас с вами разговариваем об истории создания нашей службы, но без краткого экскурса в историю самой рекламы, я думаю, здесь обойтись невозможно. Историю существования рекламы я бы разделил на три периода: древний, старый и новый - в каждом из которых можно выделить до ста циклов. Но это предмет, которому посвящают свои работы ученые, а я практик, лишь чуть-чуть увлекающийся историей. Реклама, пускай в своей первобытной форме, сопровождала человечество на каждом этапе его развития, вместе с ним меняла свои формы и свои носители.- То есть вы хотите сказать, что даже в каменном веке уже была реклама?- Естественно. Африканцы при помощи тамтамов сообщали, что у вождя племени родился наследник и приглашали своих соседей на очередной пир. Про финикийцев я уже даже и не говорю, их примеры стали давно хрестоматийными. Но на самом деле, я больше люблю старый период в истории рекламы. Он начинается в конце девятнадцатого начале двадцатого века. Т.е. чуть больше тысячи лет назад. Реклама тогда делала только первые шаги по направлению научно-технического процесса. Но и сейчас многих современных рекламистов по-настоящему удивляют и восхищают такие классические примеры рекламы как "АО МММ", "Овощи бондюэль" и другие. При том уровне развития рекламных технологий объективно влиять на предпочтение аудитории - просто высший пилотаж. Чем еще интересен старый период? Именно тогда начинается один из самых важных поворотов, когда не реклама зависит от развития сопутствующих областей, а сопутствующие области от рекламы. Например, развитие инфраструктуры СМИ Появилось телевидение - появилась телереклама. Но уже через несколько лет - расширение телесети стало возможным только благодаря деньгам от рекламы. Рекламодатель был заинтересован в расширении теле-аудитории, и она расширилась. Другой хрестоматийный пример - появление Интернета.- Но позвольте, вы хотите сказать, что появление Интернета - это тоже заслуга рекламодателя?- А вы как думали? Естественно, многие могут не согласиться, но давайте взглянем на это объективно. В те годы явно назревала необходимость нового рекламного носителя, традиционные носители того времени начинали исчерпывать себя. Совсем новые возможности для рекламы предложил Интернет. И если его открытие - не разработка заинтересованных в рекламном бизнесе лиц то бурное развитие - уж точно. С высоты прошедших лет, мы понимаем, что Интернет не только стал новым носителем рекламы, но и новым идеологом! Именно отсюда - корни нового периода. Но это был только первый цикл. Что по сути представляет из себя Интернет? Систему мобильной всемирной связи с огромным вместилищем информации. Но каким образом эту информацию можно получить? Доступ на некоторые сайты был возможен только через последовательное нажатие других сайтов, заполненных рекламой. Т.е. человек "добровольно" шел на контакт с рекламой, чтобы таким образом получить информацию. Еще один важный пункт - именно в Интернете людям начали впервые платить за просмотр рекламы.- Значит, интернет начал новый период в истории Рекламы?- Увы, нет. В это же время начинается один из самых сильных циклов в рекламе, отголоски которого слышны до сих пор. Мы, ученые, называем его циклом "искусства". Рекламисты того времени вдруг позабыли об утилитарности сути рекламы, они возомнили себя творцами искусства. Думаю тот цикл сгубила (как ни парадоксально) слишком уж слишком большая конкуренция товаров и самих рекламных агентств. Да-да, тогда рекламой мог заниматься каждый желающий. Покупал лицензию, и "вперед". Такое, я бы сказал, дикое положение дел сохранялось еще в течение нескольких столетий. Но вернемся к циклу "искусства". Огромное количество рекламных фестивалей, книг по рекламе, которые напоминали скорее энциклопедию живописи, чем хорошие методические указания. Люди, место которым в картинной галерее, начали диктовать свои правила хорошим мастерам. Боги начали лепить горшки! Мы чуть было не потеряли рекламу как явление, но, слава богу, через несколько десятилетий все стало на свои места.- Каким же образом?- Искусство... Настоящее искусство оно никогда не было самоокупаемым, за очень редким исключением. Поэтому когда рекламный ролик, являвшийся произведением искусства, ничего не продавал - это не совсем устраивало заказчика рекламы. Вливание мощных финансовых потоков в рекламные мастерские прекратилось. Со временем те, кто не перестал клепать "Джоконд" от рекламы, разорился. Реклама начала продавать, люди покупать, рекламисты процветать.- То есть начался золотой цикл рекламы?- Да, но продлившийся очень недолго. Человечество того периода вдруг решило, что реклама ему ни к чему, что она даже "навязывает ему мнение". Появились различные механизмы, которые "защищали" потребителя. Самые примитивные были известны еще в двадцатом веке - специальные приспособления, которые отключали телевизор во время рекламы. Затем последовали законы, ограничивающие проникновение рекламы в частную жизнь. Например, запрещалось вещание рекламы в любые телевизионные приемники кроме тех, чьи владельцы пожелали принимать рекламные сообщения. Почему-то желающих оказалось не то, что мало, а ОЧЕНЬ мало. Законодатели прошлого (слава богу наш объединенный парламент не в пример им умнее) не остановились на этом. Был издан закон, регулирующий печатную и аудио-рекламу. Теперь газеты выходили в двух форматах: один без рекламы, второй с рекламой. Радиостанции на двух волнах. О! Это было печальное для рекламы время. Ей осталось только уйти в подполье. Одновременно с этими тенденциями мощные обороты набрало движение антиглобалистов, которые считали рекламу - основным орудием власти транс национальных компаний. Еще через пять лет (каких-то пять лет!) реклама начала влачить жалкое существование в тоненьких специализированных брошюрках на серой бумаге и кабельном телевидении.- И что же вдруг случилось?- Хе, буквально через несколько лет на человечество свалился глобальный экономический кризис, который так потряс экономику всех без исключения стран, что численность населения земного шара сократилась в три раза. Каждый второй умер от голода, каждый третий от болезней. О причинах кризиса знает каждый школьник, а потому не буду разглагольствовать дальше на эту тему. Но в отличие от других историков, могу смело заявить, что здесь сыграла свою трагическую роль Реклама. Точнее бедственное положение рекламы. Объем продаж большинства крупных компаний снизился до уровня мануфактур. А что такое - мировая экономика того времени? Система: продаю - покупаю. Покупать стали ровно столько сколько нужно. Лозунг того времени "жить не по престижу". Люди отказались менять каждые два года автомобиль или покупать дорогую фирменную одежду. Вы понимаете, не было рекламы - никакой другой механизм не создавал для быстроменяющегося мира систему ценностей. Никто кроме рекламы внешне не обеспечивал экономического роста предприятий. Но тогда этого не понимали. В те времена реклама была ведьмой, которую пытались сжечь на костре.- И все же экономический провал был преодолен... И какова в этом роль рекламы?- Через полвека страшных потрясений, экономика все еще карабкалась на рельсы бывшего благополучия. Несколько гениальных экономистов сумели понять, в чем же кроется страшная ошибка человечества, и снова запустили рекламу в широкий оборот. Времена тогда были как послевоенные - принимая законы, парламентарии думали о том, как набить человечеству желудок, а не о его гражданских правах. Тогда был принят знаменитый закон "Промывки мозгов", как его назвали в дальнейшем. Тогда его именовали законом "О ста". Суть закона заключалась в том, что каждый гражданин любой из восьми стран должен был в течении суток получить не менее ста рекламных обращений. Каждое утро каждому человеку старше двух лет выдавалась специальная карточка, на которой были запечатлены сто рекламных визуальных обращений. Карточка вставлялась в специальные очки, и человек погружался в мир рекламы. В основном люди просматривали визуальные обращения по дороге домой или на работу. На следующие утро они сдавали свою карточку, получали новую - тот, кто отказывался подвергался наказанию в виде тяжелых работ по освоению планет, которое тогда только начиналось. Результат не замедлил себя ждать: через несколько лет экономика Земли превзошла до кризисные показатели и начал расти дальше. Как следствие, законы начали смягчаться. Теперь граждане за особые заслуги перед государством могли сами выбирать какие ролики они будут смотреть. В дальнейшем такие же послабления были приняты для всех. Реклама того времени классифицировалась по нескольким параметрам. Например, реклама женского белья, домашней техники, автомобилей и так далее. Смешной случай - практически 99% мужчин того времени предпочитали смотреть рекламу женского белья, а не, предположим, дрелей.- Насколько я знаю, позднее закон "О ста" был отменен как антигуманный?- Да, существовали разные мнения. Действительно, были перегибы на местах. Например, на юге Европейского государства существовала практика, когда ничего не подозревающему человеку во сне показывали те же самые рекламные обращения. Хотя, повторяю, экономический рост того времени был во многом достигнут благодаря жесткому закону о рекламе.- А как вы прокомментируете закон "О носителях рекламы"?Это действительно отвратительная практика. На планетах, где был поставлен эксперимент о новых носителях рекламы, возникали жесткие восстания. Вторая межпланетарная война вспыхнула именно из-за этого закона.- Если роль закона "О носителях рекламы" столь велика, может быть вы поподробнее расскажете нам о нем?- С удовольствием. Закон "О носителях рекламы" подразумевал в качестве носителей рекламы самих людей. Помните из старины - люди-сэндвичи? Что-то в этом роде, но на более глубинном уровне. Человек, который становился психо-сэндвичем, в мозг вживлялась программа, согласно которой он начинал рекламировать определенный товар. Он мог выполнять свои прежние социальные роли, но в то же время был носителем рекламы. Могу изобразить диалог психо-сэндвича и обычного человека. "Ч: Как денек? П-С: Нормально, ведь со мной всегда новейшее средство борьбы с кариесом... Ч: А... ну пойдем покурим? П-С: Могу предложить новые сигары от кампании производителя... Все это конечно немного комично, но действовало эффективно. Платили сэндвичам неплохо, но оказывается жили они недолго. Проект на время закрыли. Потом оказалось, что тайно эксперимент людей-сендвичей продолжался на планете Венера. Жители Венеры подняли бунт против Федерации Земли, который перерос в Войну, длившуюся тридцать лет.- А сейчас закон о рекламе - насколько он гуманен?- Ну... есть конечно отдельные личности, которых и этот закон не устраивает. Всем не угодишь. Основная идея современного закона "единение человека и рекламы". С этого закона и началось создание нашей службы. Тридцать лет назад наша служба начала новый проект. Теперь мы вводим в ДНК человеку пласт рекламной информации, которая со временем изменяется благодаря нескольким впрыскиваниям рекламной жидкости. Наконец-то люди перестанут противопоставлять себя и рекламу, а будут единым организмом. Это не люди-сэндвичи, когда человеку вставлялся чуждый ему механизм. Теперь человек просто не сможет жить без рекламы. Я считаю, что это огромнейший прорыв. Можно сказать, это дорога человечества к благоденствию.Автора кажется Изиопой зовут. На втором курсе этот текст произвел на меня особое впечатление и даже был полностью использован в курсовой работе... :))
0