631

"Ступени" к вершинам Олимпа

Недавно престижное московское издательство "Астрель" выпустило книгувыдающегося молдавского шахматиста Виорела Бологана. Онаназывается "Ступени, или Как стать гроссмейстером". Этоогромное событие в спортивной и культурной жизниМолдовы.Имя международного гроссмейстера В. Бологанашироко известно в шахматном мире. В 1991 году емупервому из молдавских шахматистов удалось статьгроссмейстером. В течение почти двух десятилетийБологан добивался феноменальных успехов намеждународной арене.В 2003 году Виорел вышел на пик своей спортивной формы и выигралсупертурнир в Дортмунде, одолев всю мировую шахматную элиту. Ведущиешахматисты планеты и аналисты, среди которых - Г.Каспаров, А.Карпов,В.Крамник, М.Дворецкий, З.Ланка, - ценят талант Бологана и его глубокоеразностороннее понимание шахмат."Ступени" повествует о становлении великого шахматиста,что всегда особенно ценно, тем более когда рассказведется от первого лица. Нередко юные шахматисты и ихродители задают вопрос: как стать гроссмейстером? Всвоей книге Бологан рассказывает о путях совершенствования мастерства, отрудностях творческого роста и покорения заветной гроссмейстерской вершины.Он повествует также о своих первых шагах в феерическом мире шахматнойпоэзии, о детстве, о замечательных годах студенчества вМоскве.Эта книга искренняя и глубоко личная. Книга - размышление!Книга - исповедь! Мемуары Виорела Бологана - это классический труд.Так же как и гениальный Г.Каспаров, Виорел Бологанчеловек творческий не только за шахматной доской, но и за письменнымстолом. Он тяготеет к серьезной исследовательской и литературной работе.Читатель сможет убедиться в достоинствах Бологана-публициста.Словом, это поистине бесценный материал для всех,кто интересуется развитием шахмат и стремится в них совершенствоваться.В мемуарах Виорела Бологана есть много размышлений о том, чтотакое профессиональное отношение к делу и как оноформируется. Глубокий анализ собственных "взлетов ипадений" отражает, безусловно, его взгляды на то, какойдолжна быть психологическая подготовка шахматиста.В книгу включены 52 избранные партии Бологана, и все они подробнопрокомментированы. Это незабываемые шахматные сражения против В.Ананда,А.Широва, П.Свидлера, В.Звягинцева и других титановмудрой игры. После анализа каждой партии автор делаетобобщения, выводы.Книга состоит из предисловия, четырех глав имини-эпилога. Работа заканчивается сводной таблицейдостижений.Очень приятно отметить, что предисловие к книгенаписал сильнейший шахматист планеты Гарри Каспаров. Мыпредоставим возможность читателям "Независимой Молдовы"прочитать это предисловие-шедевр. Виорел ЧОБАНУ,пресс-атташе гроссмейстера Виорела БОЛОГАНА. Гарри КАСПАРОВПредисловиек книге Виорела БОЛОГАНА "Ступени, или Как стать гроссмейстером"В нашу компьютерную эпоху уже мало кому из сильныхшахматистов приходит в голову написать книгу. Труд этоемкий, требует много времени и, с точки зренияшахматного профессионала, не компенсируется вдостаточной мере материально. Кроме того, для написаниякниги требуются какие-то идеи, которые сделали бы ееинтересной для широкой шахматной аудитории. Поэтому я сбольшим интересом взял рукопись Виорела Бологана. Самобъем рукописи уже производил впечатление; зная Виорела,не сомневался, что найду в ней много интересныхшахматных мыслей.Я думаю, что книгу должны прочитать шахматисты, которыехотели бы продолжить свое совершенствование. В первуюочередь, конечно, это касается шахматистов молодых,которые уверены, что все шахматные знания они могут скачатьв интернете или найти в современных шахматных базах. Насамом деле ничто не может заменить печатного слова,потому что для совершенствования необходимо пониманиетого, что было сделано ранее, а также умение полученнуюинформацию перерабатывать и приспосабливать к своимстилевым особенностям и особенностям шахматногохарактера.Виорел подробно рассказывает о своем развитии, о том, как он впитывалшахматный опыт в Кишиневе, где ему посчастливилось работать с такимнезаурядным человеком, как Вячеслав Чебаненко,создавшим собственную, пусть не "мэйнстримовскую" (отанглийского "main stream" - главный поток. - Ред.), ноочень неординарную шахматную философию, а потом вМоскве, где он сотрудничал в Зигурдом Ланкой и МаркомДворецким.Шахматистов принято подразделять на тех, ктосчитает варианты, и тех, кто мыслит схемами, делает упорна стратегические элементы шахматной игры. Чебаненко,Ланку и Дворецкого объединяет (и об этом Виорел тожерассказывает в книге) не только умение мыслить схемами,но и довольно редко встречающийся сейчас типмышления - мышление общефилософскими шахматными категориями, когдаконкретный ход или даже сложный план вписывается в некуюобщую концепцию. Во многих партиях в книгепрослеживается такая неразрывная связь, котораяпозволяет составить наиболее полную картину развития иконкретной партии, и шахматной игры в целом,Каждый из этих тренеров внес свою лепту в формирование шахматногои человеческого облика автора, который после небольшоготворческого перерыва (работы на бирже) вошел в шахматнуюэлиту, подтвердив это блестящей победой на супертурнирев Дортмунде.Очень важно, что в книге много по-настоящемупрокомментированных партий. Я специально делаю акцент наслове "по-настоящему", потому что сегодня большинстводаже ведущих шахматистов ограничиваются самыми простымипримечаниями к своим партиям в формате "Информатора"либо пишут достаточно примитивный текст в "New inChess". Более сложные тексты можно найти в журнале"64", куда пишет в основном, естественно, русскоязычнаяшахматная гвардия, но в целом тексты ограничиваютсякомментарием к самой партии, и довольно непросто найтисвязанную серию прокомментированных партий.Даже в книгах, которые еще выпускают (правда, все менее и менеерегулярно) ведущие гроссмейстеры, их партии обычнопредставлены в виде ничем не связанного внутренне"шоколадного набора", где просто разные "конфеты"расположены в красивой упаковке. В то время как в книге Бологана очевидно,что партии подобраны именно как вехи на пути его творческогосовершенствования.Кроме того, читатель найдет много интересных наблюдений,раскрывающих самобытность личности гроссмейстера. И хотяс рядом из них я не могу согласиться, но тем не менееони отражают авторскую позицию, что тоже является насегодняшний день достаточно необычным в шахматном мире,когда многие вещи представляются в очень сглаженном иобобщенном виде.В книге представлены разноплановые партии, начатыесамыми разнообразными дебютами. Сейчас модно расширятьсвой репертуар, включая в него разные, зачастуюпротиворечащие друг другу по структуре дебюты, а в этойкниге можно получить рекомендацию, как правильно, сточки зрения автора, выбирать дебют.Автор рассказывает о методе принятия решения и о конкретной философии,которая стоит за каждым из подобных решений. Это могутбыть элементы шахматной психологии, связанные сконкретным соперником, какие-то изменения творческихвзглядов вследствие сотрудничества с тем или инымтренером, это может быть просто соответствие современнойшахматной моде, потому что любой шахматист, даже самыйтворческий, обязан внимательно следить за развитиемшахматной мысли и стараться не отставать, находитьсявсегда на передних рубежах современного шахматногоразвития. И здесь практически в каждой партии можнонайти общие рекомендации, "приспособленные" к конкретнымособенностям той или иной позиции. Думаю, это наиболееценные советы, потому что сам по себе общий совет, нераскрытый на конкретном примере, теряет большую частьсвоей практической пользы.Особый интерес в книге представляют цитаты из дневника,в которых повествуется не только о шахматных событиях,но и о личных переживаниях автора. Пожалуй, именнотакое комбинирование шахматного анализа и пережитыхличных чувств, зафиксированных в самые напряженныемоменты, позволяет правильнее прочувствовать саму технологиюпринятия решения и, главное, те уроки, которыеизвлекались как из поражений, так и из побед.В книге достаточно ясно прослеживается мысль, чтоизвлекать уроки из побед гораздо сложнее. Эта идея осложности испытания победами представлена очень хорошо:падение результатов закономерно связано с особенностямичеловеческой психологии, не приспособленной объективнооценивать победные серии. Мы гораздо адекватнеереагируем на поражения, которые заставляют нас сновабраться за ум и выяснять причины своей неудачи.Книга хорошо описывает также сложные отношения учителя иученика. Сегодня шахматисты часто меняются ролями,помогая, ассистируя друг другу, и кроме традиционныхвзаимоотношений "учитель - ученик" возникают ещеотношения шахматистов со спарринг-партнерами,помогающими либо в конкретном турнире, либо приподготовке к серии ответственных соревнований.Поскольку Виорел побывал "по обе стороны баррикады", ондостаточно подробно и интересно знакомит читателя с этойсистемой взаимоотношений. Любопытен также его рассказ опроцессе зарождения идей в творческих коллективах, когдагруппа шахматистов работает в одном направлении, иблагодаря продуктивному взаимообмену им удаетсяпродвинуть на какую-то новую ступень и свое, и наше общее пониманиешахмат.Во всяком случае, можно надеяться, что эта книгавдохновит молодых шахматистов на более глубокое изучениешахматной классики, на сосредоточенную работу нетолько с компьютерными базами, но и с книжной шахматнойпродукцией. Но главное - у них появится желаниекомментировать собственные партии.Хотя многие, наверно, воспринимают сегодня советы классиков с определеннойусмешкой - в нашу компьютерную эпоху рекомендацииХIХ - ХХ веков зачастую выглядят "просроченными", - тем неменее настойчивое требование Ботвинника анализироватьсобственные партии остается актуальным и сегодня. Потомучто только комментирование сыгранных партий помогаеттворческому росту.И конечно, можно лишь мечтать о том, чтобы прочтение этой интереснейшейкниги вдохновило кого-нибудь из сильных шахматистов тоже потратить своедрагоценное время на написание еще одной неординарнойшахматной книги.
0