764

Ступени к отчему дому

В Национальном музее искусств открылась персональная выставкаГеоргия ОприЖивописец из села Тырново, получивший образование в "репинке" ипедагогическом институте имени Крянгэ, начал выставляться большетридцати лет назад. В 2001 году ему присуждено звание "Maestru inarte" в подтверждение зрелости и значимости его творчества.Нынешняя экспозиция - по случаю шестидесятилетия - как быподводит некоторые итоги многолетней деятельности мастера.Источник вдохновения для Георгия Опри - народное творчество. Онопитает и его живопись, и его лирические стихи. К фольклорутяготеют "Родная земля" (1987), "Лунная ночь" (1998), "Ночноевидение" (2002) и другие полотна. Приметы сельского быта в егопроизведениях становятся яркими символами родного дома. Вотдымоход, расписанный цветами, белоснежная печь, ступени, ведущиев отчий дом, гнезда аистов над крышами, старая колокольня...Художник использует не случайную гамму: желтый,черный, красный, зеленый. Эти цвета - основа колорита молдавскихковров, поэтому некоторые критики условно называют стиль Опри"ковровым".Они не так уж далеки от истины. Георгий вспоминает, как его маматкала ковры на старинном станке, как вышивала прекрасныетрадиционные просопы, которые и сейчас украшают родительский дом.Отец слыл в селе талантливым лэутаром. С детства художниквпитывал в себя цвет и звук. Может быть, поэтому лейтмотивом еготворчества стал мир отчего дома и родного села. В этом мире Опрене тесно и не узко. Для него это как поэма, где рождаются ирифмуются милые сердцу образы: угол избы, наседка с цыплятами,цветок на подоконнике, глиняный кувшин. Все выписано со знаниемфактуры и с особой любовью, благодаря чему любой бытовой предметстановится одушевленным.В последние годы художник пробует себя в несколько напряженнойэкспрессивной живописи ("Осень", "Туман", "Стол ожиданий"). Носнова и снова возвращается к излюбленным мотивам.Нелегко быть современным живописцем и при этом не утратить связьс национальной самобытностью. Верность этнографическим принципамдля Георгия Опри - не игра, не увлечение фолк-модой. Это основаего мировоззрения, приложение духовных устремлений и способсамовыражения.- Свежевспаханная земля, старый материнский ковер, родной очагдля меня остаются символами детства и центром мироздания. В нихзаключены тепло, уют и любовь, которые всегда меня согревают, -говорит художник. - Благодаря этому я стал глубже понимать многиевещи. Понимать землю, которая дает жизнь, и она же ее забирает,когда мы устаем.Картины, как зеркала, отражают вехи духовной жизни мастера. Иесли мы узнаем в этих отражениях себя, он нам интересен. ПолотнаГеоргия Опри востребованы - вчера, сегодня, завтра. Полина ГРИДНЕВА,научный сотрудник Национального музея искусств.
0