Оффшорные зоны – благо или нет?
К «оффшорам» в России отношение особое. Еще не забыты громкие разоблачения экономических преступлений, которые неизменно сопутствовали существованию этого вида свободных экономических зон. Взять хотя бы, так называемые, внутренние «оффшоры», которые росли как грибы на территории России в 90-е годы. Именно к ним прилипло определение – «черные дыры российской экономики». Да и в мире к «оффшорам» отношение неоднозначное. С одной стороны, использование таких зон пользуется большой популярностью. С другой – их называют «опухолью» на теле мировой финансовой системы. В переводе с английского, «оффшор» – вне берега, то есть за пределами морской границы. Этот термин вошел в обиход в 50-е годы, когда одна из американских газет охарактеризовала таким словом часть территории, на которой товары рассматриваются как объект, находящийся за пределами национальной, таможенной территории. Аналогичное определение дала в 1973 году этому явлению Киотская конвенция, которая фактически закрепила в экономике принцип «таможенной экстерриториальности». Фактически с тех пор финансовая организация, избегающая правительственного и, главным образом, фискального контроля путем географической избирательности, освобожденная от налогов и выплачивающая ежегодный регистрационный сбор, использующая упрощенные процедуры регистрации и управления, стала именоваться «оффшорной компанией». Все 70-е годы ХХ века «оффшоры» набирали популярность. Повсеместно начали создаваться торговые, трастовые, брокерские, лизинговые, холдинговые, инвестиционные, маркетинговые и страховые компании, действующие по принципу «оффшора». В 90-е годы появились «оффшоры» на территории стран СНГ. Правда, тогдашние «оффшоры» пробивались в экономику постсоветского пространства, опираясь на непроработанную правовую базу, отчего и не превратились в очаги экономического роста того или иного региона. Они стали в основном использоваться для минимизации налогового бремени. В России, например, по такому принципу было создано более 20 особых экономических зон, большинство из которых так и не приступило к практической деятельности, хотя цель перед ними всякий раз ставилась благородная – привлечение инвестиций. На самом деле, в международной практике «свободные экономические зоны» различного вида часто достигали своей цели – государства, создающие на своей территории облегченные условия для ведения бизнеса, начинали активно развиваться. Достаточно вспомнить Кипр. Облегченные налоговые правила в этом островном государстве начали притягивать как магнитом капиталы из разных стран.