Интервью с Олли-Пекка Каласвуо — президентом Nokia
Когда в январе 1992 г. Йорма Оллила возглавил Nokia, эта компания вместе со всей финской экономикой переживала трудные времена. Беспорядочный конгломерат промышленных активов, выпускавший и туалетную бумагу, и резиновые сапоги, и телевизионные кинескопы, фондовый рынок оценивал тогда в $150 млн. Спустя 14 лет Оллила собрался покинуть свой пост, передав под управление своего верного соратника Олли-Пекки Каласвуо крупнейшего в мире производителя мобильных телефонов, рыночная капитализация которого приближается к $90 млрд.С июня 2006 г. Йорма Оллила возглавит совет директоров англо-голландского нефтегазового гиганта Royal Dutch/Shell, а генеральным директором Nokia станет Каласвуо, занимающий сейчас пост президента. Правда, Оллила согласно заявлениям Nokia будет некоторое время председательствовать и в ее совете директоров. О том, как будет развиваться Nokia без Оллилы, методах борьбы с контрабандой в России и превращении мобильного телефона в универсальное электронное устройство Олли-Пекка Каласвуо рассказал в интервью “Ведомостям”.— Сейчас в Nokia проходит смена поколений топ-менеджмента. Вскоре вы должны возглавить компанию. Какой будет ваша стратегия?— Очень важно, чтобы компания развивалась эволюционно. Именно по этому пути сейчас идут изменения состава топ-менеджмента Nokia, хотя у нас появилось много новых лиц. Я думаю, что в любой компании подобные изменения должны проводиться последовательно. Если же говорить о моей новой должности и роли Йормы Оллилы, то сейчас идет переходный процесс. Мы очень тесно работаем друг с другом. Переходный этап закончится в июне, когда я займу кресло генерального директора. Не думаю, что мне стоит сегодня раскрывать детали стратегии, о которой можно будет рассказать только в июне.— Nokia сегодня — крупнейший производитель сотовых телефонов в мире. Ваш ближайший конкурент — американская Motorola значительно отстает. Ожидаете ли вы, что достойный претендент все же появится?— Последние пять лет на рынке идет консолидация, доля ведущих пяти и даже ведущих двух игроков рынка постоянно растет. Если принять во внимание, что ведущие игроки рынка обязаны делать значительные инвестиции в научные разработки, в поддержку брэнда и в маркетинг, то, по моему мнению, консолидация продолжится и доля ведущих игроков будет и дальше расти, а мы увеличим наше лидерство. Но мы рассматриваем всех наших конкурентов как очень серьезных. Мы внимательно следим за результатами нашей собственной политики, реагируем на действия конкурентов, следим за их реакцией на наши действия. Все компании, производящие мобильные телефоны, — наши достойные оппоненты. Но мы полагаем, что пока у Nokia самые лучшие шансы — благодаря размеру бизнеса, ноу-хау, брэнду, способности реагировать на изменения в потребностях потребителей. Пока ни у кого нет таких позиций в нашей отрасли, и сейчас наша концепция проста: “Давайте увеличим нашу долю рынка”.— Производители из Китая и Тайваня увеличивают свою долю рынка за счет низких цен. Ожидаете ли вы, что такие компании, как BenQ, которая проводит слияние с бывшим подразделением мобильных телефонов Siemens, займут сильные позиции и ценовая война усилится?— Ценовая конкуренция, бесспорно, в ближайшие годы станет сильнее, ведь наш рынок крайне конкурентный. Но в то же время, как я уже говорил, рынок проходит фазу консолидации. По моим личным ощущениям, необходима доля рынка не менее 15%, для того чтобы занимать устойчивые позиции, если вы хотите быть игроком мирового масштаба. А в последние годы, если вы обратите внимание, многие компании отказываются от выпуска мобильных телефонов. Многие выходят на рынок, но многие его и покидают. Вспомните, ведь, по сути, от выпуска сотовых телефонов отказались Philips, Alcatel, Lucent, а теперь вот и Siemens. Чтобы победить в конкурентной борьбе, нужно иметь максимальные продажи и, следовательно, иметь возможность назначать минимальные цены.— Как у Nokia обстоят дела с телефонами третьего поколения — 3G?— На сегодня технология третьего поколения наконец-то стала зрелой. На рынке представлено все разнообразие решений 3G, есть множество различных видов услуг, которые поддерживаются операторами сотовой связи на ключевых рынках. И мы видим, что присутствие Nokia в сегменте 3G позволяет нам увеличить продажи. Недавно Nokia вывела целый ряд продуктов и новых моделей, анонсировала новинки, которые появятся уже в начале 2006 г. Технологии третьего поколения для нас являются плацдармом для захвата новых долей рынка.— Год назад Motorola выиграла тендер международной ассоциации 3GSM на поставки дешевых телефонов для развивающихся рынков. Вы в нем участвовали? Нужны ли развивающимся рынкам именно дешевые телефоны?— Да, мы принимали участие в этом тендере. Но мы решили, что коммерческие условия, которые выставила ассоциация, не были оправданными. Мы поняли, что нам не нужна победа в этом тендере, если принять в расчет уже существующее лидерство Nokia на рынках развивающихся стран. Компания совершает значительные инвестиции в разработку недорогих телефонов — больше, чем наши конкуренты, в том числе и Motorola.Мы уверены, что нужно активно работать в сегменте дешевых телефонов. Сильные позиции в низшем ценовом сегменте стратегически важны для компании. Если у человека первый телефон — Nokia, он может оценить качество брэнда и в следующий раз снова приобрести телефон Nokia. У клиентской базы покупателей дешевых телефонов огромный потенциал, однако, даже если ваши позиции сильны в низшем ценовом диапазоне, это не означает автоматически, что они будут сильными и в среднем, и в высшем сегментах, и наоборот. Поэтому нужно добиваться лидерства во всех сегментах рынка.— Чего вы ожидаете от рынка сотовых телефонов в ближайшие годы?— По оценкам экспертов, в 2006 г. рынок вырастет на 10%. Рост будет и в поштучном, и в денежном выражении. Это очень интересно, ведь на рынке сейчас есть два важных направления. Одно из них — то, что происходит на новых быстро растущих рынках — в Китае, Индии, Бразилии и частично в России. Здесь привлечение новых абонентов идет за счет продаж недорогих телефонов. Другое направление связано с расширением функциональности телефонов — они теперь работают с музыкой, фотографией, электронной почтой. Поэтому растут продажи более дорогих телефонов, а средние цены увеличиваются. Это происходит в основном на рынках развитых стран, но не только. Например, в России обе эти тенденции мы наблюдаем одновременно, что дает нам огромные возможности для развития. Так что в 2006 г. рынок будет расти и благодаря расширению абонентской базы во всем мире, и благодаря увеличению продаж более дорогих моделей.— До недавних пор Nokia фокусировалась только на мобильных телефонах, но совсем недавно вы представили на рынке модель планшетного компьютера. Означает ли это, что вы будете работать и на рынке компьютеров?— Это интересный вопрос. Я думаю, что возможности техники и программного обеспечения, производительность и размеры памяти мобильных телефонов выросли настолько, что сейчас мы можем считать некоторые сегменты этого рынка частью рынка портативных компьютеров. В этом смысле сотовые телефоны отчасти переходят в иное качество. Вот почему мы вывели недавно на рынок модель № 90. На самом деле это компьютер с некоторыми возможностями мобильного телефона.Основная причина, по которой покупатели их выбирают, — отнюдь не возможности голосовой связи, поэтому вы можете считать их компьютерами. Такие модели создаются на той же платформе, в рамках той же идеологии и тех же правил, что и телефоны, но они вторгаются в другие отрасли. Внутри Nokia подразделение мобильных телефонов сфокусировалось на выпуске сотовых телефонов, а подразделение мультимедиа и отчасти подразделение бизнес-решений концентрируют усилия на работе с компьютерами, у которых есть возможности сотовых телефонов. Один из наших продуктов и вовсе не поддерживает голосовую связь. Это естественная эволюция подобных устройств, и нам необходимо работать в этом направлении. Все определяется предпочтениями потребителей и их ожиданиями.— У многих смартфонов есть функции устройств домашней электроники — телефон можно использовать как пульт дистанционного управления телевизором или аудиоцентром, например. Но сейчас для работы с такими устройствами пользователям нужно самостоятельно приобретать программы для телефонов и устанавливать их. Собираетесь ли вы встраивать телефоны в пространство домашней бытовой техники?— Совершенно точно то, что мобильный телефон станет ключевым элементом цифрового дома. Nokia работает над тем, чтобы сделать его центром домашнего пространства. Мы можем начать выпускать продукты домашней электроники, в которых основным элементом управления будет сотовый телефон. Сейчас концепция находится скорее на уровне идей, но уже через пару лет она начнет воплощаться в жизнь.— Какая рентабельность у бизнеса мобильных телефонов? Себестоимость комплектующих для плейеров IPod ценой $300 составляет около $80. У вас есть модели, производство которых настолько же выгодно?— У нас есть модели с аналогичными показателями ценой $3000. И это самая лучшая иллюстрация того, что на рынке существует многообразие моделей Nokia, но мы делаем деньги именно на дорогих моделях.— А какая рентабельность в этом сегменте?— Сравнимая с теми цифрами, которые вы назвали.— Недавно я видел исследование, согласно которому самым массовым музыкальным плейером в мире становится мобильный телефон. У вас есть планы заняться разработкой музыкального контента?— Вы правы, мы оцениваем наши продажи сотовых телефонов с функцией аудиоплейера в 40 млн шт. за 2005 г. Мобильная музыка действительно становится массовой. Мы не собираемся заниматься контентом, но будем поддерживать различные платформы цифровой музыки.— А вы планируете вступать в партнерства с игроками рынка цифровой музыки? Например, Motorola сейчас сотрудничает с Apple.— Партнерства действительно важны в этом бизнесе. Но мы не будем вступать в партнерство, подобное альянсу Apple и Motorola.— Вы часто приезжаете в Россию?— Я посещаю Россию довольно часто и собираюсь и впредь регулярно приезжать сюда. Я провожу встречи с нашими клиентами, партнерами. Необходимо изучить потенциал и размер российского рынка. Я чувствую, что мне действительно необходимы такие визиты и что я должен внести свой вклад в работу российского представительства настолько, насколько это возможно. У нас здесь огромный потенциал.— Россия становится крупнейшим рынком сотовых телефонов Европы. Как это сказалось на вашем отношении к российскому рынку? Пересмотрела ли Nokia свои приоритеты в этом регионе?— Определенно Россия — один из крупнейших по размерам и крайне важных рынков мира. В этом регионе наш бизнес рос последовательно. Мы постепенно, шаг за шагом, наращивали активность в России. Позиции Nokia — лучшая иллюстрация того факта, что мы сделали значительные инвестиции в рынок России. Наша работа базируется на наших глобальных возможностях, местной команде, понимании местного рынка и каналах продаж, которые мы используем в России.Россия — большая по территории страна, и для ведения бизнеса здесь необходим канал продаж, который работает от Санкт-Петербурга до Владивостока. Чтобы наладить продажи на такой территории, требовались значительные инвестиции. Сейчас мы можем заявить, что ведем работу по всей России. Мы последовательно работали над тем, чтобы добиться присутствия по всей стране, и продолжим вкладывать деньги в Россию. Мы не завершили расширение нашего присутствия.— А сколько составили инвестиции Nokia в Россию?— У меня нет цифр. Инвестиции, которые мы совершаем, это прежде всего инвестиции в научно-исследовательские разработки. Например, модель Nokia 8800 в черном корпусе была разработана специально для российского рынка. Нигде больше вы ее не купите. Это наши инвестиции в российский рынок. Как компания мы инвестируем в брэнд и маркетинг, открыли салон под собственной маркой в Москве. Nokia также вкладывает деньги в развитие системы продаж и работает над ее расширением очень активно. Но я не могу раскрывать цифры наших инвестиций.— В прошлом году в России горячей темой была контрабанда сотовых телефонов. Оказалось, что 90% мобильных телефонов, ввезенных в страну, были импортированы нелегально. Означает ли это, что некоторые из ваших партнеров занимаются контрабандой?— Я думаю, что это очень важный вопрос. Наша компания соблюдает все законы, и мы ожидаем того же от наших партнеров. В России у нас налажен диалог с властями, мы предоставляем им достаточно много информации. Мы работаем с ассоциацией производителей мобильных телефонов. Все это делается для того, чтобы повысить прозрачность рынка. Nokia делает все возможное, чтобы поддержать работу властей.— А вы не собираетесь открыть собственный логистический склад в России, чтобы у ваших партнеров не было проблем с таможней?— Мы, конечно, всегда изучаем все возможности для расширения бизнеса, но о подобных планах я ничего рассказать не могу.— А какая страна в Европе сейчас является крупнейшим рынком сбыта для телефонов Nokia?— В 2004 г., а это последний год, по которому у нас сейчас есть полная статистика, Россия была третьим в Европе рынком сбыта мобильных телефонов после Великобритании и Германии, далее идут Италия и Испания. По итогам трех кварталов 2005 г. Россия поднялась в этом списке и, я уверен, продолжит улучшать свои позиции.О КОМПАНИИNokia Company основана в 1865 г. как предприятие по выпуску бумаги. Корпорация Nokia была образована в 1967 г. в результате слияния Nokia Company с компаниями Finnish Rubber Works и Finnish Cable Works. В 90-х гг. Nokia сосредоточилась на сотовой связи, став одним из лидеров рынка. По данным аналитической компании Gartner, в III квартале 2005 г. крупнейшими производителями сотовых телефонов в мире стали Nokia (32,6% рынка), Motorola (18,7%) и Samsung Electronics (12,5%). Выручка компании в III квартале 2005 г. составила 8,4 млрд евро (в III квартале 2004 г. — 7,1 млрд евро), чистая прибыль — 881 млн евро (685 млн евро). В компании работает около 51 000 сотрудников. На 17 января 2006 г. капитализация составляла 70,8 млрд евро.БИОГРАФИЯОлли-Пекка Каласвуо родился 13 июля 1953 г. в г. Лавия (Финляндия). Имеет степень доктора права Университета Хельсинки. Пришел в Nokia в 1980 г. на должность корпоративного адвоката. С 1990 г. — старший вице-президент по финансам, с 1992 г. — исполнительный вице-президент и финансовый директор Nokia. В 1997—1998 гг. в должности корпоративного исполнительного вице-президента отвечал за бизнес Nokia в Северной и Южной Америке. В начале 1999 г. он вернулся на прежнюю должность, а 1 января 2004 г. стал исполнительным вице-президентом и главным управляющим подразделения Mobile Phones Nokia Corporation. С октября 2005 г. он занял кресло президента и директора по операционной деятельности Nokia.