1872

СТИХИ ИЗ СВЕТА И ВОЗДУХА

В ходе дней Русской духовности и литературы состоялась творческая пресса с поэтессой Надеждой Деминой... - Что заставило вас выйти на публику? Ведь некоторые поэты так и не решаются открыться миру. - Ощущение того, что мой дар приносит реальную пользу. Я осознала это девять лет назад, когда ухаживала за братом, раненным в Чечне. Пытаясь поддержать его морально, стала писать стихи о войне и читать у больничной койки. Это брата подпитывало. Несмотря на безнадежный диагноз, он прожил гораздо дольше, чем прогнозировали врачи. Уже после похорон я прочла несколько стихотворений о войне перед аудиторией и взглянула на свое творчество со стороны. Стихи показались мне очень шаблонными. И я стала абстрагироваться от личного. Так появились вещи, которые близки и понятны каждому читателю, а не только посвященным в ужасы войны. - Несмотря на столь трагичный повод, ваша поэзия удивительно жизнеутверждающая. Как вам удается преодолеть душевную боль и нести людям позитив? - Я часто обращаюсь к природе. Обожаю море, горы, ощущение полной свободы, которое дарит высота. Бывает, сидишь на самом краю пропасти, внизу бездна. На горизонте море сливается с небом в один бесконечный простор. Теплый ветер развевает волосы. Каждая клеточка тела поет от счастья! Но где-то на границе сознания живет мысль, что камни под тобой в мелких трещинках и совсем ненадежны. Вероятность катастрофы рождает чувство страха. В умеренных дозах. А это поддерживает вкус к жизни. В прошлом году мы с семьей отдыхали в Крыму. Там решили покорить гору Дива, которая пришла в аварийное состояние. Ее огородили от таких смельчаков, как мы, но любопытство было выше инстинкта самосохранения. Представьте себе: ступени, по которым предстоит пройти, погружены в воду. Мало того что их не разглядеть, так они еще жутко расшатаны и без перил. Каждый шаг – настоящее испытание. Но через несколько пролетов картина меняется. Путь к вершине проходит по надежным и устойчивым ступеням. Там, куда мы добрались, был настоящий рай. Прохлада, тишина, умиротворенность... Вообще природа исцеляет душу, дает силы жить дальше и избавляет от чувства одиночества. Понимаешь, что вокруг столько жизненного пространства! Я всегда пытаюсь выйти из своей раковины и создать вокруг себя особую атмосферу, сотканную из света и воздуха. Тогда и мне свободнее дышится, и читателю проще воспринимать такую поэзию. - Надежда, вы входите в состав правления Ассоциации русских писателей Молдовы. Скажите, зачем творческие люди, независимые и самодостаточные, объединяются в союзы? - Это помогает почувствовать уровень, к которому необходимо стремиться. Ассоциация русских писателей в РМ дала мне многое. Я пришла сюда четыре года назад с творческим багажом в 250 стихов для взрослых и 50 – для детей. Правда, изданных книг у меня еще не было. В ассоциацию часто приезжали преподаватели из “Литературной газеты”. Как раз тогда набирали слушателей в секции взрослой и детской поэзии. Я выбрала вторую, потому что поэзии для детей у нас практически нет. Я надеялась это исправить. Пришла на первую лекцию уже со своими стихами. И так как слушателей секции можно было пересчитать по пальцам, мы много общались с преподавателем. По большому счету именно он указал мне дорогу и помог самоопределиться. Пройдя этот курс, я стала печататься в сборниках и больше выступать перед аудиторией. И в один прекрасный день меня попросили принести в ассоциацию подборку своих произведений. Литераторы ее внимательно прочли, решили, что я уже готова к выпуску сборника и издали первую книгу “Бал переменчивый”. Так называлось самое раннее стихотворение сборника, написанное мной в 1974 году. Речь шла о выпускном вечере, который бывает только раз в жизни накануне серьезных перемен. Мой дебют высоко оценили коллеги и читатели. Вдохновленная первым успехом, я приступила к работе над следующим сборником - “Паутинное лето”. Книга вышла нынешним летом и вызвала много откликов у публики. - Почему “Паутинное лето”? - Ничего общего с Интернетом у моих стихов нет. По крайней мере, на первый взгляд. Просто в книге есть скрытые темы. Без солнечного света их не увидеть. Совсем как паутинку, надежно укрытую от посторонних глаз. И я приподнимаю завесу и являю миру тайные уголки. Другими словами - раскрываю читателю тему. Первый раздел сборника называется “В ладонях солнца”. Естественно, все стихи там о свете и легкости бытия. Во втором разделе - “Словно лист осины нежной…” - стихи становятся глубже. Меняется тематика. Я говорю о войне и сложных человеческих переживаниях. Третья часть - “Подари мне придуманный вечер” - посвящена любви. Как же без нее в женской поэзии?! ГЕНДЕРНАЯ ПОЭЗИЯ - Понятие “женская поэзия” действительно существует или это все-таки миф? - Если взглянуть на вопрос с позиций литературоведения, то есть мужская и женская рифмы. В первом случае ударение падает на последний слог, во втором - на предпоследний. Но такая градация ни о чем не говорит. Все гораздо сложнее. Факт известный: мужчина живет по законам ума, а женщина – по велению сердца. Кроме того, мужчина по своей натуре - воин. Даже в такой безобидной области, как поэзия, он может проявлять жесткость и агрессию. А женская литература, рожденная сердцем, всегда тоньше и нежнее. Все мы созданы для любви. Только представители сильного пола растрачивают ее. Слабый пол, напротив, собирает и хранит это чувство. По законам природы любая женщина стремится к теплу, обустроенности и постоянству. Поэтому у устроенной женщины стихи гармоничные и позитивные. - Выходит, личная жизнь автора – показатель для его творчества. - Не всегда. Наверное, здесь важнее личностные качества человека. Ведь существует масса примеров, когда вполне счастливые поэтессы писали очень грустные вещи. И наоборот, глубоко несчастные женщины создавали удивительно оптимистичные стихи. Вообще, я думаю, чтобы писать стихи, человек должен родиться с душой поэта. Взять, например, замечательного Сергея Есенина. Его творчество не поддается определению. Нельзя отнести его стихи к мужскому или женскому жанру. Он писал душой. А душа не имеет пола. - Но почему в поэзии больше мужчин, чем женщин? - Все дело в мужской логике. Женщине сложнее изложить суть произведения. Особенно в начале творческого пути, когда ей не хватает поэтических навыков. У мужчин все систематизировано и четко выстроено. Когда необходимо выразить мысль, их мозг срабатывает автоматически. Еще они планируют свои действия на несколько шагов вперед. Нам же непрогнозируемые всплески эмоций мешают приобщиться к такому полезному делу. Кроме того, тематика женской поэзии непоколебима. Это любовь, которая не всегда выражается в светлых тонах. А поэзия должна нести позитивный заряд. Необходимо помнить о читателе. Сначала его надо заманить в стихи, увлечь ими и только потом раскрыться. Погружать читателя в свой личный мир прямо с порога – негуманно. Получается поэтический вампиризм. Автор выплескивает весь негатив в первых строках. И ему становится легко. Но читателю от подобной поэзии будет плохо. - Есть ли в будущем место поэзии? - Думаю, да. Она не умрет, но многих читателей отсеет. Тех, кто живет в современном режиме и боится остановиться, чтобы задуматься о вещах вечных. Но литераторы тоже должны понимать, что в век компьютеризации, эмансипации и прочих радостей нужно идти вперед, а не оглядываться назад. Нельзя отрицать пользу таких вещей, как Интернет, например. У меня есть персональный сайт. Я регулярно обновляю свою страничку на поэтическом сайте Stihi.ru. Это позволяет выйти на широкую аудиторию. К сожалению, хорошие поэты могут проигрывать из-за своей оторванности от жизни. - А что значит хороший поэт? - Считается, если у человека есть восемь качественных стихотворений, он может называть себя состоявшимся поэтом. - Вы осилили эту норму? - Надеюсь, что да. Но все очень условно. Когда приходит вдохновение, ни о какой статистике не думаешь. Поэтому для человека талантливого восемь – не предел, а только отправная точка. Аксиния Галкина В прошлом году, когда в Кишинев приезжал главный редактор “ Литературной газеты” Юрий Поляков, местные литераторы прохода ему не давали. Активно общались, зачитывали отрывки гениальных, по их мнению, произведений, ненавязчиво сообщали о своих регалиях и всеми силами пытались попасть на страницы уважаемого издания. А Надежда Демина, далекая от всех окололитературных страстей, просто передала сборник детских стихов “Засыпают звезды на моей подушке” пятилетнему внуку Юрия. Книга произвела на Полякова такое впечатление, что редактор попросил у поэтессы подборку ее более взрослых произведений. Она, как и десятки коллег, вручила рукопись и забыла о том случае. Но коллеги не забыли и напряженно ждали, кого же выберет Поляков. И выбор пал на поэзию Надежды Деминой. В Москве ее мастерство оценили по достоинству. Кстати, за время существования “Литературной газеты” всего два поэта из Молдовы печатались на ее страницах. Это Александр Милях и Надежда Демина. по материалам газеты ВремяЯ душа!!!Я, душа близорукая,В спешке и мельтешенье,Напряжённая, хрупкая,Нервы сомкнуты в звенья.И бессонницу жгучуюНе прогнать мне из дома,Руки тянет колючие,Не даёт выпить брома.Сколько б горе не целилось,Сокращало биенье,Я бороться осмелилась,Избежав вознесенья.Силы трачу резервныеИ бунтую от боли.Звенья согнуты нервныеИспытанием воли.Где дорога тернистая,Каюсь я в прегрешеньяхИ ищу воду чистую -В ней я вижу спасенье. Крушила гордость Крушила гордость недостаток,И нерв острей карандаша.Семейный путь в узлах, негладок,Прозреньем ранена душа.Судьба тебя опять бросаетВ вагон, где жёсткая скамья. Свой дом покинуть вынуждаетТвоя голодная семья.И сердце бьётся с нею рядом,А мчится тело далеко.Ласкаешь только «фото» – в взглядом,Порой бывает нелегко.В мозгу стучит: «Нужны доходы». В усталости лишишься сна.Вихревращения, невзгодыРастают, ведь пришла весна!Не унывай, труд не напрасен,Не вечен будет и вояж.Мир беспокоен и прекрасен, Неси тяжёлый свой багаж!МонастырьХвойные аллеивстретят у ворот,в душу панацеейсвет войдёт с высот.Может это чудо?Монастырский райв сени изумрудноймирозданья край.Кислород на хвоетерпкой на губахвяжется с настоеммудрости в словах.Святость колоколенпрозвонит мне путь.Хочется покоя,в божью вникнуть суть.В храме пред иконойистины печать,помолюсь с поклоном,чтоб сильнее стать.Кончиками пальцевощущаю свет.Сколько здесь страдальцевисцелишь от бед.***Паутинное кончилось лето,Разрезают сердца города.«Буду ждать»,- прозвучало нелепо,Удержать я тебя не смогла.Прошепчу на прощанье: «До встречи»,Прикасаясь губами к щеке,Отпущу беспокойные речиПо наполненной грустью реке.Ощущаю минутную хрупкость,Я пронизана током тревог,В красноречье теряется мудрость,Дождь и небо ведут диалог.Высота распахнула объятья, Самолёт устремляется в даль.Осень ранняя треплет мне платье,Ветер листья закружит в спираль. Паутинное кончилось лето,В сердце вольное рвётся сквозняк.На свиданье наложено вето,Месяц счастья в нас быстро иссяк. Война грохочет Война грохочет затяжная,Без имени, душой седая.И правда стала заказная,О недосказанном гадаем. Пусть веселится прорицатель,Венчая зло судьбы, без лика.Вошёл и к нам правдоискатель,Внося печать из сердолика. Автор Надежда Дёминастихи взяты с сайта stihi.ru
0