Добро... А есть ли?
ДОБРО И ЗЛО "...не забывайте, что человек должен остатьсянеизвестным, делая добро..." Петр Дынов, "Учитель говорит" Христос учил, что путь к Спасению идет черезлюбовь и добрые дела. Любовь... Человек не может так сразу, прочитав идаже осмыслив Евангелие, в один момент преисполнитьсялюбви к людям, к ближнему. В человеке сильнычувства: переживания, память о несправедливых обидах,унижениях, зле, которые выпали ему на жизненном пути.Божественная Любовь может прийти к человеку черезстрадания и переосмысление, спустя время, посредствомВысшего откровения, а может и не прийти совсем... Добро как проявление любви... Делать добро людям намного проще, чем ихлюбить. Это вполне обыденное дело. Доброго человеканазывают меценатом, благодетелем. Здесь нет никаких особыхнебесных откровений. И человек, преисполненный благихнамерений, начинает творить добро, но... постепенноначинает замечать, что его добрые дела оборачиваютсяво зло. Не даром говорят: "Путь в ад устлан благиминамерениями". Перый пример. Иван Иванович, среднего достатка молодой человек, желая завоевать расположение прелестной молодой жены, из благих побуждений, отказывая себе в самом необходимом, подарил ей золотое колечко, потом туфельки французские, затем дорогой парфюмерный набор - "все для Любимой Машеньки". И Машенька, в ответ на заботу,сначала дарила Ванечке тепло и нежность, заботу иблагодарность, как вдруг, месяца через три, тоном, нетерпящим возражений потребовала от мужа норковую шубу. Когда Ванечка робко возразил, что нет денег таких, Машенька закричала, что у жены Михаила Ефимовича - есть песцовая, у Валентины Ивановны - норковая, а у нее даже лисьей нет. Она, плача, рыдая, кричала, что Иван Иванович недотепа из недотеп, что она сожалеет, что связала с нимжизнь, отказав более достойным женихам, жены которых сейчас купаются в роскоши, и... пошло-поехало изо дня в день. Второй пример. Иван Иванович помог сослуживцу, устроив его сына в престижный ВУЗ. Когда же жена Ивана Ивановича от шубейных переживаний тяжело заболела, сослуживец отказал Ивану Ивановичу в помощи, хотя и мог помочь. Обидно? - Конечно, обидно и очень! Таких случаев в жизни любого человека множество и пересказывать их можно было бы тысячу и один раз, не повторяясь. Тут человечек и призадумался. Хотел делать людям добро, стать лучше и человечнее, а получил в ответ зло. И решил про себя, что люди все плохие, что права поговорка - "не хочешь зла - не делай добра". И был не прав, потому что виноват во всем именно он сам - творец добра. Почему? В первом примере Иван Иванович, покупая жене подарки, надеялся завоевать этим ответные добрые чувства, - делал подарки не бескорыстно, а покупал доброе расположение жены. Во втором случае, устраивая сыночка сослуживца в ВУЗ, Иван Иванович тоже подспудно подразумевал конечную выгоду самому себе: "Сегодня я помогу тебе, а завтра ты поможешь мне". И такое небескорыстное, выгодное самому себе добро, неизбежно порождает зло, ибо в нем скрыта личная, осязаемая, материальная выгода. Христос учил: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры крадут, но собирайте сокровища на небе,.. ибо где сокровище ваше, там будет и сердце". А попытка сделать добро с расчетом на выгоду, это уже торг, завуалированная покупка духовных благ в обмен на материальные. Иван Иванович, чувствуя непонимание и жадность своейжены, познакомился с женщиной и пригласил ее вресторан. Желая понравиться ей, не скупился насредства, угощал дорогими изысканными блюдами, делал дорогие подарки. Наконец, Леночка, так звали новую знакомую Ивана Ивановича, сдалась. Встречались они, встречались, но душевной близости таки не достигли. Почему? Не душевным участием в ее судьбе пытался завоевать онее сердце, а бутылкой дорогого коньяка и баночкой черной икры купил. Вы протестуете - Иван Иванович не хотел, что бы она думала о нем, как о жмоте. Что плохого в ресторане? В самом ресторане ничего плохого нет, а плохо то, что мужчина пошел на сближение с нейпо пути наименьшего сопротивления, а женщина согласилась на это. А ведь у Леночки в наше жестокое время наверняка полно проблем. Ах, если бы ухажер нашел время, силы и желание действительно разрешить хотя бы одну из них! Но дело ограничилосьпериодическими выпивками, закусками и постелью. В результате и у него, и у нее жизненая опустошенность, цинизм и прочие прелести как следствие обоюднойдушевной ущербности: ее - как продавца, его – как покупателя.Во всех трех случаях с Иваном Ивановичем добро никак не может перерасти в любовь, поскольку любовь - это божественное чувство, одним из определяющихпризнаков которого является бескорыстие. Любящий чаще всего совершает поступки в ущерб себе, своим личным интересам. Во всех трех случаях движущей силой добрабыла корысть.Но одного бескорыстия для свершения добра оказывается недостаточно. Еще один пример. Иван Иванович, разведясь с женой, пригрел дворняжку – стал ее ежедневно подкармливать. Жалко ведь скотинку, и расходы небольшие, и выгоды-то от этой собачонки никакой. Бескорыстно пригрел ее Иван Иванович. Но настали и для Ивана Ивановича черные деньки безденежья. Кормит он собачку вареной кашей день, другой, а натретий Жучка, не дождавшись косточки, облаяла его, а могла бы и тяпнуть за ногу.Так и с людьми. Иван Иванович покупал, покупал жене подарки и допокупался до того, что Машенька его облаяла и развелась. А все потому, что Иван Иванович делал доброне по просьбе и не бескорыстно. Ни жена, ни тем более собачка ни о чем не просили его. А если нет просьбы, то добро начинают считать как чем-то само собой разумеющимся.Делание добра как бы входит уже в обязанность человека. И если человек не выполняет обязанности, то его наказывают. Таким образом, человек, собирающийся сделать доброе дело, должен запомнить правило: если делать доброе дело, то толькобескорыстно и по просьбе. Можно делать и без просьбы, но только так, чтобы тот, кому вы делаете добро, ничего о вас не знал. Писано в Евангелие: "...не творите милостыни перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного... милостыня твоя была втайне: и Отец твой, видящий тайное, воздаст явно."